УКРАИНСКИЕ АГРАРИИ В АМЕРИКЕ И ЕВРОПЕ

Поделиться
«Многие наши специалисты, оказавшись по делу за рубежом, сплошь и рядом сталкиваются с тем, что к ним относятся как к специалистам второго, а то и третьего сорта...

«Многие наши специалисты, оказавшись по делу за рубежом, сплошь и рядом сталкиваются с тем, что к ним относятся как к специалистам второго, а то и третьего сорта. Достаточно одного примера - дипломированный выпускник украинского вуза при желании поступить в аспирантуру за границей вынужден несколько лет учиться. И только после этого он получает сертификат, что уровень его знаний отвечает требованиям той страны, в которую попал. Это, безусловно, ненормальное явление!..» - С такого весьма горького признания начал пресс-конференцию ректор Национального аграрного университета (НАУ) академик Дмитрий Мельничук.

В этом году НАУ исполнилось сто лет и на праздновании солидной даты решили совместить приятное с полезным - организовали международную научную конференцию «Глобализация высшего аграрного образования и науки: состояние и перспективы на рубеже ХХI столетия», на которую приехали ведущие профессора со всего мира. Об уровне конференции говорит и такой факт - ее посетили высшие руководители государства - Президент Леонид Кучма, председатель Верховной Рады Александр Ткаченко, ряд других высоких гостей. Какие проблемы волнуют ученых и педагогов со всего мира, рассказал корреспонденту «ЗН» академик Дмитрий МЕЛЬНИЧУК.

- Распад Советского Союза поставил перед нами вопрос, о котором мы раньше и не думали, - глобализация системы высшего образования. Ведь в те времена, когда мы ездили в Болгарию или Польшу и сравнивали себя с ними, это наполняло душу гордостью: «Мы на уровне с Европой». Однако сейчас, когда в передовых вузах мира побывало около 300 наших профессоров, поняли, что для сравнения, а тем более для гордости, нет особых оснований. Поэтому был сделан вывод: срочно мобилизовать средства, переучить людей, чтобы в кратчайший срок привести наш уровень в соответствие с международным, освоить новейшую информационную сеть, решить другие наболевшие вопросы.

Кстати, наша международная конференция показала, что вопросы глобализации образования актуальны во всем мире. Достаточно сказать, что шесть подобных конференций прошло в разных странах только в этом году. Важность поставленных у нас вопросов подчеркнул ректор Венского университета профессор Л.Мерц. Он разработал стратегию согласованного развития образования в различных странах Европейского союза. Вот как венский профессор оценил наши поиски: «Уникальность вашей конференции в том, что вы шире посмотрели на проблему и пошли дальше, чем мы до сих пор планировали». В общем, стало очевидно, что сегодня нельзя эти вопросы решать в Европе, не оглядываясь на то, что делается в США, Канаде и других странах мира.

Ценность встречи и в том, что был создан международный межуниверситетский консорциум, задача которого - взяться за разработку общих образовательных требований и стандартов, учебных планов, системы наполнения дистанционного обучения, решения многих других проблем.

Сегодня у нас все факультеты имеют выход в Интернет. И этот процесс информатизации продолжается чрезвычайно интенсивно. При этом необходимо было планы и программы адаптировать к мировым. Это не значит, что свое выбросил, а чужое позаимствовал. Мы лучшее, что у нас было, оставили и добавили лучшее с Запада. В их университетах приходилось слышать, что базовая подготовка у нас лучше, а профессиональная - у них. И мы работали, чтобы поднять профессиональную подготовку и не потерять уровень базовой…

- И уже видны результаты такой деятельности?

- Мы имеем меморандум, который подписали университеты штата Айова и штата Луизиана в США. Эти авторитетные университеты признают, что наша система образования обеспечивает выпускникам уровень знаний, который отвечает требованиям названных университетов. Они признают наши экзамены, зачеты, дипломы, что позволяет нашим студентам и выпускникам проходить у них обучение или после окончания нашего университета поступать к ним в аспирантуру. Сейчас многие наши выпускники приступили к занятиям в аспирантуре во многих университетах Европы без всяких препятствий. Для этого достаточно было показать копию меморандума.

И тем не менее до официального признания еще далеко, потому что с юридической точки зрения должны действовать межправительственные соглашения о признании системы образования, признании дипломов. Пока мы имеем меморандум только от двух университетов. Сейчас наши учебные планы и программы находятся на экспертизе в нескольких зарубежных вузах. Когда будем иметь 4-5 таких меморандумов, необходимо будет обращаться в ЮНЕСКО, которая направит к нам своих экспертов и они проведут детальную проверку кадрового потенциала, уровня обучения, знаний на разных этапах обучения, материальной базы и так далее. После этого будет выдан сертификат о соответствии международному уровню.

Но следует иметь в виду, что не будет никакого признания, пока сам вуз не проделает определенный путь. И это за него не сделает ни правительство, ни Верховная Рада, никто - только он сам, если, конечно, имеет силы и достаточный уровень…

- Думаю, что кроме этого ему еще необходимы и средства. А где их взять - неужели просить у государства, идти пикетировать здание правительства?

- Рассчитывать на то, что в бюджете увеличится количество денег, в ближайшее время не приходится. Но это не значит, что нужно опустить руки и ждать, когда нас опять будет полностью финансировать государство. Нужно искать нетрадиционные пути. При этом не обязательно изобретать велосипед. Достаточно присмотреться к тому, что делают в подобных обстоятельствах на Западе. Там университеты не сидят на шее у государства. Оно обеспечивает только около 50% их бюджета. Вторую половину необходимого университеты зарабатывают сами. И хотя обучение стоит немало, университеты ищут дополнительные заработки: консультируют частные компании, государственные учреждения, проводят платные исследования, участвуют в бирже, собирают деньги с родителей студентов, своих выпускников и т.д.

- То есть за то, чтобы выжить, расплачиваются своей независимостью…

- А вы где-нибудь встречали абсолютную независимость?.. Если не считать полностью независимым того, кто стоит с протянутой рукой. За все нужно платить самому. Скажу более - такая работа университетов с крупными компаниями очень полезна. Международные компании процветают, если видят далеко, если занимаются действительно перспективным бизнесом. Темы, которые они заказывают для разработки, по-настоящему актуальны. Это привязывает университеты к конкретным делам, позволяет почувствовать почву под ногами. А для ученого это очень полезно.

Кстати, я заметил на примере того же Запада, когда экономика страны процветает, университеты больше внимания уделяют фундаментальным исследованиям, они могут поработать «над вечным». Но как только производство падает, когда не до жиру, западная профессура быстро оставляет «башни из слоновой кости», закатывает рукава и принимается за прикладные вопросы, потому что понимает - надо спасать экономику, спасать державу. И это нормально. Вы посмотрите, в каком состоянии у нас находится наука, культура. Они не оживут, пока не поднимется экономика, производство. Так что же делать: требовать помощи, жаловаться на жизнь, мечтать, когда станет лучше?.. Пока бедное село, как и во время всех революций и контрреволюций, кормит город, дает средства на конверсию, на образование, на науку. Надо осознать - резервы и силы села у предела. Ему надо помочь. А потенциал нашей земли реализуется при этом всего на 20-25%. Исходя из сегодняшнего уровня научно-технического потенциала можно в 4-5 раз увеличить выпуск продукции в аграрной сфере.

- А кто будет готовить будущих маркетологов, когда у нас об этом по очевидным историческим причинам и понятия не имеют?

- Нынешняя конференция частично дает ответ и на этот вопрос. Наши учебные планы приводятся в соответствие с мировым уровнем. Идет гармонизация планов, их глобализация. Наши профессора работают в тесном контакте с западными университетами, студенты ездят на практику за кордон, много аспирантов учится там…

- Однако это, как говорится, обоюдоострое оружие - НАУ может стать первой ступенью для подготовки специалистов для Запада. Вас это не пугает?

- Меня подобные вопросы мучили лет восемь назад, когда я попал в китайский универсистет, и ректор мне рассказал о том, что он послал 800 человек на учебу в Америку, а вернулось после окончания только около 40 на работу в Китай. Потом ректор добавил: «Они работают там и пишут мне, какие ведут исследования, в каких лабораториях. Я тем временем закупаю для них необходимое оборудование и готовлю материальную базу. Они станут там профессионалами, вернутся и поднимут все здесь на мировой уровень». «А какие преимущества вы предоставили тем, кто вернулся сразу?» «Никаких! Если они не нашли себе применения в Америке, где прекрасные условия для работы, то что они могут сделать здесь, где все так сложно пока»…

Я часто вспоминаю этот диалог сейчас, когда у них все начало расти, как на дрожжах. А ведь это был четкий план «дедушки Дэна», по которому 100 тысяч лучших китайских студентов за госсчет было отправлено в передовые университеты. Иногда они спали на одной койке втроем, экономя государственную копейку. Сейчас результат налицо и в промышленности, и в сельском хозяйстве.

Нам надо повнимательнее присматриваться к мировому опыту. Он помогает избавиться от однозначных оценок и необоснованных страхов.

* * *

Для полноты картины я попросил поделиться своими впечатлениями и других участников конференции.

Профессор Эни ТОМСОН (США):

- Мы приехали на конференцию, чтобы обсудить те возможности, которые открывает дистанционное обучение в агрономии. В НАУ к этой технологии проявляется большой интерес. Уже вырисовывается весьма четкая философия программы такого обучения. Модель «один ко многим», то есть знакомая всем традиционная модель профессора-лектора, перенесенная в Интернет, не является самой эффективной. Мы сейчас пытаемся создать модель активной Интернет-аудитории, когда будет не только связь между профессором и студентами, но и между студентами. Это очень эффективная модель…

Профессор Герберт СТРЕБЕЛЬ, директор международных программ из университета прикладных наук (Германия):

- Интернет, безусловно, необходим для полноценного образования. Следует отметить, что когда экономика страны не очень мощная, эта технология может помочь стране поднять уровень образования без чрезмерных затрат. Этот путь позволяет лучше подготовить молодых к условиям рынка. Разработана программа для практической подготовки студентов из Восточной Европы на фермах. Именно лучшая подготовка молодежи к рынку позволит им справиться с проблемой, которую с таким трудом решает старшее поколение: повысить эффективность использования земли, привлечь банковские капиталы, выйти на международные рынки со своей продукцией.

Профессор В.МИЛЛЕР из Миннесоты (США):

- Я уже два года работаю в вашей стране и могу сделать кое-какие выводы. У вас для осуществления новаций очень тяжелые условия: внутри страны нет достаточно средств для проведения инноваций, а иностранный инвестор не хочет идти сюда со своими деньгами, потому что работы не доведены до такого уровня, чтобы можно было вкладывать средства. Необходимо найти инструменты, чтобы наука в этих условиях все-таки могла эффективней влиять на уровень жизни. Сейчас мы вместе с украинскими коллегами работаем над тем, чтобы объединить научные исследования и потребности населения. Мы привлекаем студентов и профессоров для решения конкретных социальных задач. Я с удовольствием отмечаю, каких оборотов набрало внедрение многих интересных идей. Это обнадеживает!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме