В 2007/2008 учебном году украинские школьники, которые учатся по 12-летней программе, начинают изучать систематический курс истории Украины и всемирной истории Средневековья. Согласно новой учебной программе, впервые в отечественном школьном историческом образовании, а значит, и в создании учебников, удалось синхронизировать курсы истории Украины и всемирной истории.
Авторы учебника по средневековой истории Украины — доктор исторических наук, профессор, директор Института истории Украины НАНУ В.Смолий и доктор исторических наук, профессор Каменец-Подольского государственного педагогического университета В.Степанков — имеют многолетний опыт создания учебной литературы и для школ, и для высших учебных заведений. Учебник не только отвечает действующей программе, но и, без преувеличения, является ярким примером синхронного, а часто и опережающего развития процесса создания учебников по сравнению с фундаментальной академической наукой.
В первые годы независимости, когда менялась историческая парадигма, когда отечественная академическая историческая наука находилась в состоянии кризиса, поиска новых взглядов на развитие украинской истории, а потому не могла предложить школьному образованию ни полноценной концепции отечественной истории, ни взвешенной, выверенной учебной программы, на рынке учебной литературы возник угрожающий вакуум: ведь в советские времена у Украины фактически не было своего учебника по собственной истории — учебники по всемирной истории переводились с московских изданий. Эта пустота временно была заполнена прославленным пособием канадца О.Субтельного «Україна: історія», которое, несмотря на то что блестяще выполнило свою историческую миссию, не могло считаться полноценным школьным учебником. Таким образом, поиск концепции современного украинского учебника, отбор фактов и т.д. осуществлялись параллельно с осмыслением отечественной истории академическими учеными. Ведь не зря очень часто авторами учебников становились титулованные ученые, которых волновали проблемы исторического школьного образования и которым было что сказать современному школьнику. Потому так часто именно со страниц учебников читатель черпал те парадоксальные, на первый взгляд, тезисы, которые со временем были проверены и доказаны в ходе научных дискуссий на самых широких и самых высоких научных уровнях.
Таковой является, в частности, судьба известного положения об имперской природе Киевской Руси. Много научных копий было сломано вокруг этого тезиса, однако сейчас он — общепринятый в научных и образовательных кругах и, бесспорно, найдет отражение в новой, исправленной редакции учебной программы для 12-летней школы.
Взвешенность и четкость формулировок, наличие коротких заключений-обобщений после каждой изученной темы является неопровержимым преимуществом учебника В.Смолия и В.Степанкова. Пригодятся учителю-практику также вопросы и задания для тематического оценивания, размещенные по трем уровням сложности, охватывающие все типы заданий для учеников — от простейших, вроде «вставьте в предложение пропущенные слова...» или «расставьте события в хронологической последовательности...», до сложных, творческих («Существовал ли в Руси единый разговорный древнеукраинский язык? Собственную мысль аргументируйте» или «Составьте рассказ на тему «Повседневная жизнь русских князей»).
Неотъемлемой составляющей процесса воспитания самостоятельно мыслящей, творческой личности, имеющей собственную гражданскую позицию и рассматривающей историю не просто как школьный предмет, а как «учительку, поводирку в житті», является формирование критического мышления, прививание навыков исторической критики, в частности относительно исторических документов. Именно с этой целью в учебниках по истории, которые выходят в печать в издательстве «Генеза», обязательно есть рубрика «Поработайте с историческим источником». С помощью вопросов и заданий, акцентирующих внимание ученика на тех или иных аспектах представленной в документах информации, учебник формирует у школьника способность анализировать текст документа, критически относиться к нему, сравнивать разные источники, делать на основе этого свои выводы.
Ту же миссию выполняют и задания по работе с иллюстрациями. Сам по себе иллюстративный материал, даже самый красивый, красочный, интересный, будет выполнять только орнаментальную функцию, если он оторван от учебного текста, не несет дидактических функций. В этом же учебнике иллюстративный материал — это полноправная составная пособия, которая не только органично дополняет текстовую часть, но и дает школьнику ту информацию, которую не всегда можно извлечь из текста учебника. Для лучшего восприятия материала авторы предусмотрели ряд вопросов и заданий к иллюстрациям.
Автор учебника по всемирной истории — «Історія середніх віків» — доктор исторических наук, профессор Наталья Подаляк, единственная в Украине доктор-медиевист. Ее учебник не только глубоко научный по смыслу — это чрезвычайно интересный, захватывающий рассказ о невообразимо сложной, противоречивой, суровой, жестокой и романтической эпохе Средневековья. Кроме подробного изложения событий политической и социальной истории, особенностей экономического развития самых влиятельных стран средневековой Европы и Азии, сведений о выдающихся людях времени учебник содержит чрезвычайно интересные рассказы о повседневной жизни средневековых ремесленников, крестьян, священников... Очень оживляют изложение учебного материала рубрики «Подробности», детализирующие те или иные стороны давно знакомых, казалось бы, событий и явлений.
Отдельно стоит остановиться на подборе иллюстративного материала, львиная доля которого — уникальные иллюстрации, не встречающиеся ни в одном другом отечественном издании. Каждый раздел учебника открывает развернутый шмуц-титул, который размещенными там иллюстрациями словно вводит в тему, задавая эмоциональный тон следующему материалу.
Даже «скучные» хронологические таблицы, соответствующим образом оформленные и размещенные на форзацах, могут, оказывается, стать не только источником информации, но и настоящим украшением учебной книги.
И еще один, едва ли не главный штрих. В этом году Министерство образования и науки Украины особый акцент сделало на необходимости внедрения компетентно-ориентированного обучения, то есть нацеленного на то, чтобы дети после завершения учебного года имели определенный набор предметных умений и навыков, а не только сумму знаний, которые, к сожалению, после лета обычно забываются. Поскольку же учебник не может переложить на себя все функции школьного обучения, уже несколько лет речь идет об обеспечении школьников достаточным количеством учебно-методических комплектов — рабочих тетрадей, тетрадей для тематического оценивания, книг для учителя и т.д.
И в завершение: по результатам Всеукраинского конкурса учебной литературы для 12-летней школы, оба учебника признаны победителями.