УКРАИНА — ЕС

26 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 26 марта-2 апреля

Украина тяготеет к Европе. Один из векторов этого тяготения - Европейский союз. Проблемам европейской интеграции Украины был посвящен «круглый стол», состоявшийся в Министерстве информации...

Украина тяготеет к Европе. Один из векторов этого тяготения - Европейский союз. Проблемам европейской интеграции Украины был посвящен «круглый стол», состоявшийся в Министерстве информации. В нем приняли участие послы трех государств - Австрии, Германии и Финляндии. Почему представители именно этих стран? А потому, что вначале этого года Австрия передала свое президентство в ЕС Германии, а та, в свою очередь, через полгода передаст его Финляндии. Таким образом, создается так называемая «тройка», от позиции которой и каждой страны в отдельности зависит имидж Украины на пути в ЕС...

Но оставим политикам эту стратегически важную тему разговора. Моя цель несколько локальнее: в контексте интеграции Украины в ЕС сосредоточить внимание на одном из направлений сотрудничества - образовании.

Я имела честь встретиться с послами Австрии и Финляндии и меня поразило то, как заинтересованно идут на контакт с прессой эти очень занятые люди, как основательно ведут диалог. (Посол Германии откликнулся на мои вопросы письменно.)

В Австрии частные учебные заведения не играют особенной роли...

В Австрийской Республике доля бюджетных средств на образование в 1997 году составила 66,6 млрд. австр. шил. (около 580 млн. долл.).

***

Австрийский школьник получает учебники с 10-процентной оплатой. Малообеспеченные дети, начиная с 9-го класса, пользуются материальной помощью школы.

***

Зарплата австрийского учителя составляет от 22500 до 51000 в австр. шил. в месяц (приблизительно от 1890 до 4350 долл.) в зависимости от рабочего стажа.

Мой собеседник Чрезвычайный и Полномочный посол Австрийской Республики в Украине господин Клаус ФАБЬЯН.

- Господин посол, к принципам государственного демократического строя, которым может гордиться Австрия, надо, наверное, в первую очередь, отнести экономическую стабильность. Ведь именно этот фактор является главной предпосылкой стабильного функционирования всех сфер деятельности, в том числе и образования. Как удавалось вашей стране на протяжении своей бурной истории ее сохранять, конечно, не беря во внимание периоды войн и тому подобные катаклизмы?

- Утверждать это на все сто процентов невозможно. Австрия не всегда имела такую консолидированную экономическую систему. В частности, после первой мировой войны ситуация в стране была чрезвычайно тяжелой. А стабильность была зарегистрирована уже после второй мировой войны. Предпосылку этого явления, думаю, надо искать в умении сотрудничать в сфере экономики. Я имею в виду так называемое социальное партнерство, которое благоприятствовало появлению хорошего рынка труда. То есть мирное сотрудничество в то время, когда на рабочих рынках других государств имели место забастовки, акты противостояния, продолжающиеся неделями, месяцами... В Австрии эти негативные явления, которые, как известно, еще больше подрывают экономику, решались, как говорится, в считанные минуты...

- То есть, можно сказать, что власть вашего государства не доводит своих граждан до отчаяния и старается урегулировать конфликт тогда, когда он, так сказать, только в «зародыше»?

- Именно так. И это, думаю, свидетельствует о мудрости государственного правления...

- А еще, наверное, о традициях демократизма. Ведь люди возле руля власти меняются, а курс на главные ценности остается. Например, в том же образовании... Каким оно вам, господин посол, представляется в вашей стране и как разрешаются возникающие проблемы?

- На мой взгляд, Австрия имеет высокоразвитую систему образования, но она тоже развивается не без проблем. Если говорить конкретнее, то система образования в Австрии сейчас движется в двух направлениях: это подготовка высококлассных специалистов и предоставление образовательных профессиональных услуг как можно большему числу молодежи. На наш взгляд, усилия в этом направлении имеют некоторый успех, поскольку уровень безработицы в молодежной среде Австрии самый низкий среди стран европейского содружества.

- Эти два направления говорят о том, что в вашем образовании тоже протекают процессы реформирования?

- Конечно. В сфере образования, которая, как известно, начинается с детских дошкольных учреждений и заканчивается последипломным обучением, мы все время прилагаем усилия, чтобы что-то обновить, улучшить... Возьмем, к примеру, такое звено, как общеобразовательные школы. Сейчас идет разговор о том, чтобы предоставить им более широкую автономию в направлении свободного использования денежных средств, выделяемых государственным и федеральными бюджетами. Что касается высшего образования, то здесь обновление идет в направлении углубления и расширения исследовательской деятельности учебных заведений. В профессиональном образовании усилия направляются на адаптирование или приближение ее к требованиям, предъявляемым к странам - членам ЕС.

- Удовлетворяет ли государственное финансирование потребности образования в вашей стране?

- Проблема относительно финансирования образования в Австрии не очень сильно отличается от Украины, поскольку государство не может выделить столько денег, чтобы их хватало на все потребности отрасли. Потому в этом направлении все время работают разные министерства с целью отыскать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали развитию образовательной сферы. Кроме того, для того, чтобы привлечь в образование дополнительные средства, нужно сделать его экономически привлекательным...

Принципиально могу сказать, что школьное образование в Австрии бесплатное. Государственное профессиональное и высшее тоже. Платят за обучение лишь иностранные студенты, но даже для них предусмотрены стипендии. Обучение оплачивается также в частных высших учебных заведениях, но их у нас немного и они не играют какой-то особенной роли в системе образования. Более того, престижным у нас считается получить знания именно в государственном вузе. Говоря о платности, я имел в виду только обучение. А вот скажем, проживание в общежитии студент оплачивает, хотя по значительно низшим тарифам. Имеют студенты и льготные билеты для проезда в городском транспорте. Но, как я уже говорил, эти вопросы сейчас дискутируются, поскольку государственная позиция состоит в том, что в таком объеме, как теперь, образование не может финансироваться. Это, касается, в частности, стипендий, которые государство намерено ограничить и привязать лишь к успешному обучению...

В Германии не знают, куда девать людей с высшим образованием

Расходы Федеративной Республики Германии в 1995 году на образование возросли, по сравнению с 1980-м, с 77,1 до 171 млрд. нем. марок. Половина этих средств идет в школьную систему. Почти все федеральные земли бесплатно выдают школьные учебники, лишь в редких случаях школьники должны оплатить незначительную долю их цены.

***

Зарплата немецкого учителя начальной, основной, реальной школ или гимназии составляет от 3449,14 до 5474,28 нем. марок в месяц.

Письменный ответ на мои вопросы Чрезвычайного и Полномочного посла Федеративной Республики Германии в Украине господина Эбергардта ХАЙКЕНА и обработанная мной дополнительная литература сложили такое представление об образовании страны.

Опыт Германии в образовательной сфере интересен и имеет глубокие исторические корни. Федеральный президент Роман Герцог как-то сказал, что в свое время немецкая система образования была моделью для всего мира, но ее надлежит совершенствовать.

О том, что образовательной сфере уделяется много внимания со стороны государства, говорит неоднократное ее реформирование, особенно в 60-е годы. Тогда даже появился своеобразный лозунг реформы - «вскрывать резервы одаренности». Эта практическая направленность на протяжении каких-то двадцати лет дала свои результаты: количество студентов возросло втрое. В то же время это обстоятельство поставило ФРН перед не менее сложной проблемой трудоустройства специалистов с высшим образованием. Если в 60-е годы их не хватало, то теперь уже никто не знает, куда их девать... Высокий уровень безработицы не единственная проблема в сфере образования. После развала ГДР в 1989 году возникла необходимость привести инфраструктуру государственных учебных заведений в пяти новых федеральных землях в соответствие с западнонемецким стандартом.

При рассмотрении системы образования в Германии также важно знать, что школьное, профессиональное образование и научные исследования не регулируются централизованно федеральным правительством, а относятся к компетенции министерств культуры отдельных федеральных земель. Но вся школьная система пребывает под надзором государства. Рядом с государственными и муниципальными школами существуют частные, тоже контролируемые государством.

Одна из интересных особенностей немецкого школьного образования - это наличие учеников-иностранцев. За последние семь лет количество школьников-иностранцев возросло на 26%. Это в значительной степени продиктовано тем, что в Германии работает много выходцев из Греции, Италии, Югославии, Португалии, Испании, Турции. Самая многочисленная группа иностранцев - почти двухмиллионная - граждан Турции.

Школьники-иностранцы имеют те же права и обязанности, что и немецкие дети. А чтобы они могли свободно ориентироваться в немецкой среде и успешно окончить школу, конфедерация министров культуры внесла некоторые предложения, отвечающие особенной ситуации. Это открытие подготовительных и двуязычных классов, интенсивных курсов, специальных занятий и т.п.

Еще одной особенностью немецкой системы образования можно назвать реальные училища. В отличие от наших профессионально-технических училищ они сориентированы на получение образовательных услуг высокого уровня. Реальные училища пользуются в Германии большой популярностью, а их выпускники высоко ценятся. Это объясняется тем, что учебные заведения стараются обеспечить баланс между теоретическими знаниями и практической подготовкой. Ученики в училищах получают не только расширенное общее образование - обязательное знание двух и больше языков, более глубокое изучение предметов, но и практическую направленность в жизни.

Изучение иностранных языков в школе да и в профессиональной учебе является существенной составной образованности в Германии. Цель на будущее - знание нескольких языков. Поэтому уже сегодня министры федеральных земель прилагают усилия, чтобы распространить обучение на двух языках. В 1993 году существовало более 100 школ с двуязычным обучением, а в так называемых европейских школах Мюнхена и Карлсруэ двуязычное обучение ведется параллельно на нескольких языках - немецком и английском, немецком и французском, немецком и итальянском.

Система образования Германии отличается пристальной государственной заботой. И самый важный показатель этого - бесплатность ее получения.

Частные учебные заведения в Германии - абсолютное исключение. Они в своем большинстве отличаются только своей спецификой. Именно это обстоятельство дает им возможность удержаться рядом с государственными. Например, среди школ частный сектор предлагает интернатные услуги, а среди университетов - особенные профессиональные направления.

Поинтересовалась я у господина посла еще одной проблемой - занятости педагогических работников. Он ответил, что в Германии существует относительно высокий уровень безработицы среди учителей, особенно молодых начинающих. Тот, кто имеет работу, как правило, ею дорожит. А если что-то не устраивает, то надо знать, что на учителей, как на всех государственных служащих, распространяется запрет выражать свое неудовлетворение забастовками...

Художниками

не рождаются,

а феномены становятся традициями?

Мой собеседник - Чрезвычайный и Полномочный посол Финляндской Республики в Украине господин Мартти ИСОАРО.

- Господин посол, известно, что в Финляндии образование отличается высоким уровнем. В то же время образование, как и любая другая система, все время пребывает в движении, а значит, меняется...

- Конечно. Например, в 60-х годах в Финляндии начальная, средняя и старшая школы были перетрансформированы в единую систему обязательного образования. В 70-х тоже состоялся интересный процесс, когда сеть традиционных университетов расширилась, то есть возле них появились институты, бизнес-школы... В последнее десятилетие главенствует цель соединять университетское образование с профессиональным. Причиной этому послужило то, что в Финляндии в начале 90-х был зарегистрирован высокий уровень безработицы. Именно тогда возникла необходимость в переобучении, перепрофилировании взрослого населения.

- Но были, господин посол, в вашей системе образования и другие, на мой взгляд, очень интересные, даже оригинальные изменения, когда, начиная с 70-80-х годов, общеобразовательная школа поставила акцент на художественном образовании. Этот процесс активно продолжается и теперь. Чем он обусловлен? И еще одно. Финляндия считается одной из наиболее развитых стран в сфере компьютеризации образования. Но ваша страна не останавливается на достигнутом и продолжает наращивать темпы. Чем это продиктовано - внутренними потребностями или внешними - среди стран европейского содружества?

- Начну со второго вопроса. Скажем, я не могу сказать, что Финляндия делает сейчас уж очень большой крен в сторону компьютеризации. Эта потребность возникла раньше и была продиктована тем, что современный мир - это мир овладения высокими технологиями в сфере информатизации. Дети должны уметь пользоваться компьютером, как в свое время калькулятором. Это должно естественно войти в их быт, как неотъемлемая часть завтрашней жизни. Кстати, Финляндия лидирует среди стран Европы в использовании Интернета и мобильной связи. Что касается художественного образования, то ее часть уже существовала как основа, а часть пришла в виде независимых структур. Позже все это объединилось в единую систему базовых знаний. Музыка, живопись, театр... Все это приходит к нашим детям как неотъемлемая часть учебного процесса и всего развития образования в Финляндии. Увлечение искусством при желании можно углублять в специализированных учебных заведениях.

- Разрешите, господин посол, поинтересоваться по поводу проблемы, придающей напряжение нашему измотанному экономическими встрясками обществу. Она касается утверждения единого государственного языка. Это вопрос очень болезненный для украинского народа... В вашей стране, как известно, функционирует два официальных языка - финский и шведский...

- В Финляндии не только два официальных языка, но и две официальные религии. Большая часть населения относится к лютеранской церкви, а какая-то часть к традиционной ортодоксальной ветке. На сегодня уже существует такая точка зрения, что эти феномены стали неотъемлемой частью финских традиций и финской жизни. Они считаются не только естественным явлением, но и таким, что взаимно обогащает разные культуры. Но так было не всегда. Наша история насчитывает немало драматических и даже трагических страниц, особенно в период между первой и второй мировыми войнами. Все столкновения случались именно на почве языковых проблем, особенно в студенческой среде. Касались эти проблемы и религии. А теперь в этом вопросе имеется даже интересный ракурс: во время празднования Рождества Христового послание мира от представителей разных религий облетает страну и весь мир из Турку, города, некогда бывшего столицей Финляндии...

В Финляндской Республике на образование, науку и культуру тратится 17-18% бюджетных средств.

***

Финляндские школьники обучаются и питаются бесплатно. Обучение в вузах бесплатное. Студенты могут получать государственную помощь и брать заем в банке. Государство помогает студентам в оплате проживания, медицинском обслуживании и питании.

***

Зарплата учителя в Финляндии составляет от 2320 до 2880 амер. долл.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно