Исследователи Бердянского государственного педагогического университета — Яна Сычикова, Наталья Цыбуляк, Анастасия Попова, Анна Лопатина провели всеукраинское исследование "Миграционный статус и выгорание украинских преподавателей во время войны", в котором приняли участие 836 преподавателей из 164 заведений высшего образования. 37% опрошенных стали вынужденными переселенцами: 24% преподавателей — внутри страны и 13% — за пределами Украины. Доктор технических наук, проректор по научной работе Бердянского государственного педагогического университета Яна Сычикова и кандидат психологических наук и доцент кафедры прикладной психологии и логопедии Наталья Цыбуляк в статье "На грани: миграция и выгорание преподавателей украинских университетов во время войны" сравнили ответы о выгорании преподавателей, оставшихся в стране и выехавших за пределы Украины.
Авторы статьи отмечают, что выгорание ощущали почти все опрошены. Однако его интенсивность отличалась в зависимости от миграционного статуса во время войны.
Ученые во время своего исследования обратили внимание на следующие три основных проявления выгорания согласно определению Всемирной организации здравоохранения:
- эмоциональное истощение – ощущение постоянной нехватки энергии.
У преподавателей, вынужденно выехавших за границу, был обнаружен самый высокий уровень эмоционального истощения — 64%. Этот показатель среди внутренних мигрантов составил 55%, а среди оставшихся на своих местах — 45%. Для всех групп опрошенных основными проблемами было отсутствие должной поддержки, нестабильность ситуации в стране и тревога за семью;
- деперсонализация — психологическая отстраненность от работы, неприятие.
Исследователи отмечают, что наиболее выраженной деперсонализацией была среди преподавателей, выехавших за пределы Украины.
"48% из них потеряли эмоциональную связь со студентами и коллегами из-за постепенной потери ощущения принадлежности к академическому сообществу. Среди внутренних мигрантов этот показатель составлял 35%, в то время как среди тех, кто остался на своих местах, — 28%.", - указывают авторы;
- обесценение собственных профессиональных достижений – снижение профессиональной эффективности.
Значительное снижение своих профессиональных достижений ощутили около 50% выехавших за границу опрошенных преподавателей.
"В то время как среди внутренних мигрантов таких было 40%. Среди преподавателей, оставшихся на своих местах, 30% также чувствовали обесценивание своих профессиональных успехов, но на более низком уровне.", - добавляют ученые.