У ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ...

22 июня, 2001, 00:00 Распечатать

В свое время я закончила техникум и помню, что тогда получить образование в таком учебном заведении считалось престижным...

Михаил Степко
Михаил Степко

В свое время я закончила техникум и помню, что тогда получить образование в таком учебном заведении считалось престижным. Ну, хотя бы потому, что нас, как в вузе, называли студентами и уже в 17—18 лет мы имели специальность, могли работать, зарабатывать деньги и чувствовали себя взрослыми. Сейчас ситуация изменилась. Довелось мне однажды побывать в родном техникуме. То, что увидела и почувствовала, поразило до глубины души. Во-первых, почти в десять раз сократился набор студентов. Во-вторых, большое количество помещений техникума и даже часть этажей сдаются в аренду различным частным структурам. Что касается внешнего вида тех помещений и здания самого учебного заведения... Прежде ухоженное, наполненное веселым гамом молодежи учебное заведение союзного, как тогда говорили, значения, сейчас выглядит «бедным родственником» неизвестно каких и скольких хозяев.

Неужели действительно дела настолько плохи? Какое вообще будущее у техникумов? С этим и другими вопросами я обратилась к заместителю министра образования и науки Украины Михаилу СТЕПКО.

 

— К величайшему сожалению, все учебные заведения начиная с 90—92 годов, переживали своеобразный шок, — говорит Михаил Филимонович. — Именно тогда в лексиконе появилось слово «реформирование», требующее решительных и конкретных действий. Была надежда, что техникумы не так болезненно будут реагировать на запросы новых рыночных условий. Но начиная с 1996—97 годов стало ясно: многое выходит из-под контроля.

Работая тогда на должности начальника Главного управления высшего образования министерства, я всячески направлял корпус директоров техникумов на поиск новой (пусть это не звучит высокопарно) парадигмы деятельности этих учебных заведений, сохраняя при этом основное их предназначение. К сожалению, немногие прислушивались к моим советам. В результате некоторые техникумы бросились подрабатывать, сдавая помещения в аренду, другие пошли путем создания колледжей, этот процесс стимулировался еще в конце 80-х из столицы СССР. То есть бывший московский госкомитет по вопросам образования принялся предоставлять лучшим техникумам статус колледжей, приравнивая их к высшим учебным заведениям III—IV уровней аккредитации. Все это подчинялось Москве и делалось бесконтрольно. Мы также получили в наследство техникумы развалившихся союзных министерств. Разумеется, техникумы, которые раньше содержались соответствующими отраслевыми структурами, в независимой Украине перевели на госбюджетное финансирование. Но мы ведь потеряли не только «кормильцев», но и тех, кто предоставлял работу выпускникам, то есть утратили производственные структуры. Кстати, такие же проблемы появились и у выпускников ПТУ, даже у высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации... В связи с реструктуризацией экономики спрос на специалистов с техникумовским образованием упал. Поэтому местные власти начали задавать такие вопросы: а для чего нам, например, этот машиностроительный техникум? И поскольку он становился ненужным, возникала «идея» о его ликвидации. К сожалению, такие идеи приходили в голову и высоким должностным лицам в столице.

— И как вы отстаивали «право на жизнь» техникумов?

 

— Действительно — отстаивали. И доказывали оппонентам, что техникумы нужны в областных, районных центрах, прежде всего как центры культуры. Ведь в каждом городке невозможно создать высшее учебное заведение и из каждого городка далеко не все желающие смогут поступить в столичный или даже областной вуз, зато могут стать студентами местного техникума. Следовательно — молодые люди становятся образованнее, умнее и, что важно, получают профессию. Собственно, для маленьких городов и городков — ПТУ, техникумы являются «глотком свежего воздуха» для молодежи. Да и будущее для его выпускников приобретает реальные целенаправленные очертания, ведь они могут и работать, и учиться дальше. Кстати, институты, университеты, академии с готовностью принимают абитуриентов из техникумов, поскольку у тех уже есть навыки в работе, они хорошо ориентируются в выборе профессии и поступают на определенную специальность не интуитивно или «по совету», а, как правило, осмысленно.

— Но не слишком ли затягивается студенческая жизнь у таких молодых людей?

 

— Мы создаем специальные программы, чтобы выпускники техникумов смогли продолжить обучение на II—III курсе. В таком случае их обучение в вузе по отдельным специальностям сокращается на один-два года по сравнению с выпускниками средних школ.

— А как вы оцениваете желание некоторых техникумов готовить бакалавров?

 

— Отрицательно. Бакалаврская программа — четыре курса вуза III—IV уровней аккредитации. Спрашивается: чего ради нам их дублировать? Для чего учить четыре года, если мы можем таких специалистов подготовить за три? И, наконец, ради чего тратить средства из госбюджета на подготовку этих специалистов? Да и вообще — зачем нам сокращать количество специалистов-практиков?

— Значит, определенное количество таких специалистов Украине все же необходимо?

 

— Конечно. Но это в большей степени зависит от общего состояния нашей экономики. Должны заработать большие предприятия. Кстати, потребность в соответствующих специалистах уже есть в Харькове, Днепропетровске, Донецке.

В новой концепции деятельности техникумов, которую мы сейчас готовим, будут предусмотрены новые направления подготовки, новые функции работника в условиях компьютеризации и информатизации общества. Выпускников техникумов нужно сориентировать на специальности, наиболее нужные сейчас в обслуживающем комплексе наших работающих предприятий. Техникумам надо идти путем повышения, расширения общекультурной подготовки — это важно для периферийных учебных заведений. С другой стороны, техникумы должны больше интегрироваться, идти на сближение с ПТУ в подготовке высококвалифицированных работников.

Не избежать нам и симбиоза техникумов с вузами III—IV уровней аккредитации, который мы уже сейчас реализуем через комплексы, структурные подразделения. Техникумы, как и ПТУ, должны вводить массу кратковременных просвещенских услуг, скажем, обучение конкретным рабочим профессиям. Например, готовить мастеров по ремонту сложной техники. То есть программы техникума нужно дополнять именно специальностями практической направленности. Таким образом техникумы включатся в систему, которую мы создаем, а именно — обучение на протяжении всей жизни. Да и жизнь к этому побуждает: видео- или радиотехника, даже телефонный аппарат сегодня уже не такой, как был еще несколько лет назад. Появились компьютерные, цифровые технологии, не являющиеся, конечно, пределом, поскольку тенденция быстрого обновления техники в мире набирает, как говорят, оборотов...

Следовательно, первоочередной задачей, стоящей перед техникумами, является обновление, переоснащение материально-технической базы. Соответственно переоснащенными должны быть и промышленные предприятия. Кстати, в 95—98 годах, когда упорядочивали сеть высших учебных заведений, почти каждый ректор хотел взять «под крыло» какой-нибудь техникум, поскольку там оснащение было лучше, чем в вузах.

— И наконец, что бы вы пожелали молодежи, которая хочет продолжить обучение в техникумах? Собственно, есть ли у нее перспективы относительно получения качественного образования и трудоустройства?

 

— Безусловно. Проведем мониторинг по трудоустройству во всех регионах Украины — и будем знать, где, сколько и каких выпущено специалистов, какое количество работает, какое учится дальше. Выясним, где, сколько и какие специалисты нужны тому или иному региону. Опросим и молодежь, и взрослое население, и работодателей. Техникумы сейчас, между прочим, очень быстро начали ориентироваться на обучение по новым специальностям, вводя разнообразные специальные курсы.

И о перспективах для тех, кто хочет учиться в техникуме. Они ни на йоту не уменьшились. Обучение в техникуме — чрезвычайно важная ступень образования, в значительной мере интегрированная в звено полного высшего образования. У выпускников техникумов более высокий уровень подготовки практической работы, чем у бакалавров, что дает им преимущества при трудоустройстве. Они могут занимать различные должности и неплохо зарабатывать.

Практическое направление подготовки делает выпускников техникумов незаменимыми в любой сфере деятельности. Да, нужно учиться, но нужно и работать, иначе учеба теряет смысл. Учиться на протяжении жизни означает постоянное повышение своего профессионального уровня, что обеспечивается не только книгами, но и опытом практической работы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно