Международное сравнительное исследование PISA не только проверяет математическую, читательскую и научно-естественную грамотность, но и проводит анкетирование руководителей учебных заведений и учащихся, чтобы выявить проблемы, которые мешают школам реализовать потенциал обучения детей. Украина 2022 во второй раз принимала участие в PISA, и анкетирование выявило проблемы с качеством учебных материалов и цифровых ресурсов и не только с этим, пишет Оксана Онищенко в статье «Новый «PISA-шок» или надежда? О чем рассказало свежее исследование PISA».
«По данным исследования, более 75% украинских подростков учатся в заведениях, где ощутима проблема нехватки и низкого качества учебных материалов и цифровых ресурсов (компьютеров, доступа к интернету, системы управления обучением или школьных учебных платформ). Этот показатель Украины самый высокий среди всех референтных стран. Меньше всего проблему нехватки и качества цифровых ресурсов испытывают в Болгарии, Польше и Эстонии», – пишет Онищенко.
Кроме того, отметила автор, что у Украины также один из самых высоких показателей брака и низкого качества образовательной инфраструктуры. Правда, по словам Онищенко, можно предположить, что украинцы и их зарубежные коллеги вкладывали в это понятие разное содержание.
«Для всех стран актуально наличие в школе достаточного количества помещений, площадок, систем отопления и освещения, а для украинских школ – еще и наличие укрытий. Возможно, это повлияло на увеличение процента негативных ответов украинских руководителей школ на вопросы. Понятно также, что на проблемы с инфраструктурой в Украине повлияло полномасштабное вторжение, в результате которого многие учебные заведения потерпели разрушения», – пояснила автор.
Напомним, впервые Украина приняла участие в исследовании PISA в 2018 году. Его результаты повергли в шок. Исследование показало катастрофическую ситуацию с изучением математики в школе.
В то же время результаты по математике, чтению и естественным наукам в PISA-2022 в Украине оказались ниже средних для стран ОЭСР. К тому же по сравнению с PISA-2018 они ухудшились. Кроме того, доля украинских учеников, не достигших базового уровня по математике, чтению и естественным наукам, существенна, однако есть страны и с более низкими показателями.