Результаты прошлогоднего международного сравнительного исследования PISA показали наличие в Украине глубокой сегрегации учеников. Как проявляется такая дискриминация, рассказала Оксана Онищенко в статье «Новый «PISA-шок» или надежда? О чем рассказало свежее исследование PISA».
«Учащиеся с высоким социально-экономическим статусом, имеющие более высокие результаты, учатся в лицеях, гимназиях, специализированных школах и проживают в крупных городах. Учащиеся с более низким социально-экономическим статусом в основном учатся в обычных школах или профессионально-технических учебных заведениях и проживают в небольших городах, поселках или селах. Подростки с низким социально-экономическим статусом в 2,8 раза чаще по сравнению со своими сверстниками с высоким социально-экономическим статусом не достигают даже базового уровня сформированности математической грамотности», – пишет Онищенко.
Автор отметила, что по математике и чтению учащиеся профессионально-технических учебных заведений отстают от своих сверстников из лицеев, гимназий и специализированных школ примерно на три года, из естественных наук - примерно на 2,5 года. В то же время более 60% украинских подростков, среди которых большинство - с высоким социально-экономическим статусом, сообщили в анкетах, что планируют по окончании школы поступать в университеты и получать степень магистра или кандидата наук. Еще 34% учащихся планируют получать только полное среднее, профессионально-техническое образование или степень младшего бакалавра.
«Ощутимо различие в успешности украинских подростков в зависимости от места жительства. Сельские школьники отстают в чтении от своих сверстников из большого города почти на пять лет обучения, по математике — на 4,5 года, по естественнонаучным дисциплинам — почти на четыре года», – добавила Онищенко.
Напомним, впервые Украина приняла участие в исследовании PISA в 2018 году. Его результаты повергли в шок. Исследование показало катастрофическую ситуацию с изучением математики в школе.
В то же время результаты по математике, чтению и естественным наукам в PISA-2022 в Украине оказались ниже средних для стран ОЭСР. К тому же по сравнению с PISA-2018 они ухудшились. Кроме того, доля украинских учеников, не достигших базового уровня по математике, чтению и естественным наукам, существенна, однако есть страны и с более низкими показателями.