Объявление на радио-FM звучало каждые полчаса: «Хмельницкая общеобразовательная школа номер шесть приглашает желающих учиться в классе с русским языком преподавания. На протяжении всех лет обучение будет осуществляться на русском с углубленным изучением немецкого языка. Адрес школы... Обращаться по телефону...».
Честно говоря, сначала подумалось, что это хмельницкие работники образования бросились реализовывать намерение «регионального» большинства Верховной Рады, озвученное Вадимом Колесниченко, обязательно набирать в каждом украинском городе классы с русским языком обучения для удовлетворения потребностей русскоязычного населения. Однако, как оказалось, все значительно проще. Или сложнее? Впрочем, немного истории.
На протяжении последних 19 лет хмельницкие школы - все - стали украинскими. Благодарить за это следует прежде всего уже покойного Владимира Красицкого, который в 1991 году возглавлял городской отдел образования. Он не стал тогда по примеру своего столичного начальства прятать голову в песок и ждать у моря погоды, а четко и сразу привел языковой режим школ в соответствие с национальным составом населения областного центра, засвидетельствованным в данных переписи: украинцев - 82,5%, русских - 13,5%, других национальностей - 4%. А вот в тогдашнем городском образовании все было с точностью до наоборот. Из 53 детсадов украиноязычными было только 11: в них воспитывалось меньше трех тысяч детей, тогда как в русскоязычных - свыше 15 тысяч. Из 31 школы девять были украинскими, четыре - смешанными, 18 - русскоязычными, причем две из них работали по программам Российской Федерации, то есть украинский язык и литературу там не преподавали вообще. Словом, из 37 тысяч хмельницких школьников 27 тысяч учились на русском, и семь тысяч из них совсем не знакомились ни с украинским языком, ни с литературой, ни с культурой (причем среди них было немало коренных подолян, которых заявление родителей об отказе от изучения украинского немедленно и бесповоротно превращало в безродных янычар - то есть «чисто советских людей»).
Уже через десять лет картина изменилась. Дошкольные учреждения областного центра стали украиноязычными, а в школах 35385 детей обучались на украинском языке и 4289 - на русском.
Еще через десять лет - в 2010-м - из 27320 хмельницких школьников в русских классах учились только 70 учеников.
Но эти классы до сих пор есть! И не два, как могло показаться из приведенной цифры. Русские классы сегодня существуют в двух хмельницких школах - №6 и №12. Правда, в 12-й школе (это одна из двух бывших русских) это только 11 и 9 классы, в которых соответственно 9 и 11 учеников. Потом желающих учиться в русских классах просто не стало.
А в шестой школе русские классы остались. Правда, детей в них с каждым годом все меньше. Но классы упрямо набирают. И, что характерно, не столько из русских семей, сколько из армянских, азербайджанских, родители которых торгуют на знаменитом хмельницком базаре. А между тем, если для открытия украинского класса необходимо как минимум 20 учеников, то для русского хватит и восьми: в русском 10-В, например, 11 учеников. Но если и восьми желающих нет, классы открывают все равно - если есть хотя бы один желающий! Потому что на протяжении последнего десятилетия этого смешного минимума для существования русского класса в школе №6 все равно не хватает: в 8-м русскоязычном учится шесть учеников, в 6-м - пять, в 3-м - четыре, во 2-м - один и в 1-м - шесть. Причем только первый и второй классы составляют класс-комплект (то есть учатся вместе). Все остальные считаются полноценными классами!
Из-за этих «полноценных», но малокомплектных классов затраты на ученика на протяжении учебного года в школе №6 составляют 6 тыс. гривен - тогда как во всех других школах областного центра - 4700. А поскольку в шестой школе учатся 626 школьников, то эта разница составляет
813 тыс. 800 грн. Словом, 33 ученика русских классов школы №6 стоят городскому бюджету Хмельницкого почти миллион гривен! И это тогда, когда во всей стране, и на Хмельнитчине также, новая власть форсированными темпами «оптимизирует» образовательную сеть, сокращая количество «нерентабельных», то есть экономически убыточных, школ и лишая стареющие подольские села каких-либо перспектив (ведь если нет школы - не будет села).
Поэтому, оказывается, и хотят набрать больше учеников в эти классы - чтобы хоть немного снизить стоимость их обучения. Именно такая «логика», по утверждению руководства хмельницкого образовательного ведомства, руководит их действиями. Потому шестая школа щедро тратит на объявления средства из школьного спецфонда - то есть из денег, собранных родителями на ремонт и оборудование классных комнат и т.д.
- А разве не проще брать этих учеников в украинские классы? - интересуюсь у начальника городского управления образования Юрия Курманского.
- Что вы! Будет социальный взрыв! - категорически возражает Юрий Иванович.
- А в России, где свыше семи миллионов украинцев и нет ни одного украинского класса, бывают из-за этого социальные взрывы?
- Так то ведь в России... А здесь... Ну... Вы же понимаете... - очень «логично» объясняет главный хмельницкий просвещенец.
К этому добавить нечего. Разве то, что начальник городского управления образования Юрий Курманский и директор школы №6 Светлана Мельник - депутаты городского совета. Думаете, от Партии регионов? Боже упаси. Как и городской голова Сергей Мельник, от «Батьківщини», которая в действующем городском совете составляет большинство, имеющее возможность принять любое решение.
Но... Вы же понимаете?