Трудовые резервы: своих будем учить или чужих кормить?

Поделиться
По данным рекрутинговых агентств, наибольшим спросом сейчас пользуются рабочие и инженерные специальности...

По данным рекрутинговых агентств, наибольшим спросом сейчас пользуются рабочие и инженерные специальности. При этом доля рабочих в списке вакансий колеблется от 40 до 80% (в зависимости от региона). Говорят, что столичные фирмы уже согласны солидные премии приплачивать — лишь бы нашли для них действительно квалифицированных рабочих.

А по словам министра образования и науки С.Николаенко, недавно вернувшегося из Лондона, где проходило совещание министров образования европейских стран, в Великобритании весьма обеспокоены тем, что выходцы из Индии и Китая вытеснили местных жителей из рабочего сектора, а теперь штурмуют инженерные и технологические должности. Такие тенденции наблюдаются и в других странах, чем весьма обеспокоены в Евросоюзе. А в Украине?..

Много лет мы не сомневались в том, что «нам песня строить и жить помогает». Чтобы строить было легче, годами создавали систему профтехобразования, которая готовила специалистов, умеющих и строить, и монтировать, и подключать, и многое другое. Из школьного учебника истории известно, что на квалифицированный труд спрос существовал во все времена, а в эпоху научно-технического прогресса без него и вовсе не обойтись. Но мы, как водится, пошли другим путем — вслед за уничтожением заводов и сельхозпредприятий разрушили и систему профтехобразования. Не до основанья, слава богу, но весьма существенно. В столице уцелела примерно половина ПТУ. Да и те резко сменили ориентацию — теперь модно готовить секретарей-референтов и дизайнеров причесок, а рабочие специальности вымирают, как в свое время мамонты. Дошло до того, что сегодня некого поставить у станков, а уж доверить новое оборудование — и вовсе рискованно. Похожая ситуация сложилась и в строительстве, которое преодолело путь от полного ступора до небывалой активности. Сдаются миллионы квадратных метров жилья — но какой ценой! Оперативная информация со стройплощадок напоминает сводки из района боевых действий: там кран опрокинулся на головы рабочих, в другом месте лестничные пролеты похоронили под собой людей, а мелким травмам и неприятностям — и вовсе несть числа. Причина проста — на стройках трудятся неквалифицированные, можно сказать, случайные люди — «заробітчани» со всех концов Украины. Работодатели довольно потирают руки, радуясь, что получили такую дешевую (почти дармовую) рабочую силу — не нужно тратиться на создание нормальных условий труда и быта, не приходится оплачивать отпуска и путевки, никаких больничных, в крайнем случае — венок и соболезнование родственникам. Все это, конечно, позволяет здорово сэкономить. И в то же время приводит к немалым убыткам. Сегодня на стройплощадках применяют современные технологии, используют новые материалы и, конечно же, весьма дорогостоящую технику. Чьим рукам это можно доверить? Брать на стройку тех, кто еще вчера сажал картошку или сторожил склад, конечно, можно, но за результат никто не поручится.

Киеву, как никакому другому городу, всегда были и будут нужны подготовленные строители. Раньше эту проблему помогали решать несколько ПТУ — №5, 15, 18, 29, которые готовили рабочих всех специальностей, необходимых на стройках. Но многие училища не удержались на плаву, утонули в мутной воде рыночных преобразований. В первую очередь пострадали те, что занимали большую территорию, имели добротные корпуса общежитий и мастерских — нашлось немало желающих прибрать это к рукам. Те же училища, которые сумели выжить на голодном бюджетном пайке, внесли изменения в перечень профессий, заменяя рабочие более модными и престижными. Оправдывая такой поворот, как правило, ссылаются на то, что киевские выпускники не идут в строительные ПТУ. И в столице, и в регионах сокращают набор учащихся, обостряя тем самым кадровые проблемы как в строительстве, так и в смежных отраслях. Я уж не говорю о том, что тысячи юношей и девушек утратили возможность вместе с базовым средним образованием получать рабочие профессии — весьма востребованные, между прочим, сегодня.

— Выпускники столичных школ мечтают о многих профессиях, но нет в этих мечтах ни каменщика, ни штукатура, ни столяра. А для юношей из поселков и сел это то, что надо, — убежден Георгий Алексеенко, директор Киевского высшего профессионального училища строительства и дизайна. — Далеко не каждый выпускник сельской школы мечтает о высшем образовании, но достойную зарплату хотят получать все. Сегодня имеет смысл набирать в профтехучилища выпускников из пригорода, сельских районов, кстати, так было и в советские времена. Вспомните — на стройках в основном работали приезжие. Их привлекала не только высокая зарплата, но и возможность быстро обзавестись жильем. Даже в то время план набора учащихся за счет киевлян выполнить было невозможно, а нынче и думать об этом нечего.

— В столице около 120 высших учебных заведений, и потому идет настоящая охота на абитуриентов. Но ведь далеко не все выпускники вузов находят работу по специальности. А ваши?

— Наших выпускников берут на работу ведущие строительные тресты столицы, присматриваются к ним еще во время практики. В столице используют не только новые технологии и материалы, но и новую технику. Наши учащиеся подготовлены к работе в таких условиях, им можно доверить новинки, поэтому с трудоустройством у них проблем нет. Но вот кто будет учить будущих строителей? Сами посудите, средняя зарплата в строительстве — около трех тысяч гривен. А инженерно-педагогические работники должны трудиться всего за 600—700 гривен в месяц. Наши учащиеся уже во время практики получают в несколько раз больше!

— В училище принимаете после 9 класса?

— Да. За три года учащийся получает среднее образование и профессию, востребованную на рынке труда. Кроме того, имеет возможность получить образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по профессиям промышленно-гражданское строительство, архитектор-дизайнер, механик строительного оборудования. Какой на них спрос? Такой же, как и на рабочие профессии. Из-за кризиса в производственной сфере было утрачено среднее звено — мастера производственного обучения, мастера-организаторы производства. Сейчас очень нужны такие кадры! Первичную профессиональную подготовку у нас проходят 250—270 человек ежегодно, а младшими специалистами становятся всего 30 человек. Ищем новые пути: заключили договор с Национальным строительным университетом и Педагогическим университетом имени Драгоманова — наших лучших выпускников туда принимают по собеседованию. На бюджетную форму, конечно. В прошлом году направили пять человек на дневное и пять — на заочное отделения, заочники получили уровень младшего специалиста, работают у нас мастерами производственного обучения и учатся.

— Готовите для себя?

— Другого выхода нет. Сейчас нет эффективной системы подготовки мастеров производственного обучения. Легко призывать: «Стране нужны высококвалифицированные рабочие». Можно по-разному решать этот вопрос, но если сами училища не будут обеспечены кадрами — ничего не будет.

Беспокоит нас и то, что за последние 15 лет государство не выделяло ни копейки на развитие материальной базы — как же в таких условиях обновляться, учитывать новые тенденции на рынке труда? Бюджет училища расходуется на зарплату, стипендию, коммунальные платежи — на развитие ничего не остается. Слава богу, последние два года хотя бы исчезла проблема с коммунальными платежами — мы нормально готовимся к зиме, не боимся холодов, у нас не отключают электроэнергию, воду или отопление, как раньше. Но головной боли хватает — усиленного внимания требуют крыши и техническое состояние зданий, очень беспокоит отсутствие государственного акта на право собственности на землю. Это дает повод некоторым фирмам считать, что земля ничейная, и мы постоянно вынуждены доказывать, что территория принадлежит училищу.

— Вы до сих пор не получили государственный акт? Кажется, три года назад шла настоящая война за вашу территорию? Редкий случай, когда удалось отстоять свои права в борьбе с Киевсоветом, который выдал разрешение (своему же депутату!) строить коммерческое жилье на стадионе учебного заведения.

— Тогда застройщики даже забором обнесли землю, на которой планировали поставить две высотки. Куда мы только не обращались — ничего не помогало. А потом ученики вышли на стадион, их поддержали жители микрорайона, и снесли незаконно поставленное заграждение. Нам долго угрожали судами за то, что повредили их имущество, но в нашу защиту выступила пресса, и все разрешилось благополучно. Но это же проблема не только нашего училища — почти все не имеют актов на землю. Чтобы их оформить, нужно немало времени и средств.

— Неужели это так дорого стоит? Душевное спокойствие ведь дороже, когда знаешь, что за ночь на территории не появится чужой забор с охранниками!

— Чтобы собрать и оплатить все справки, потребуется 250—300 тысяч гривен. Для бюджетного учреждения — сумма немалая. У нас нет статей, предусматривающих такие траты. При этом львиная доля расходов уйдет в частные фирмы — на изготовление справок, чертежей и т.д. Непонятно, почему нельзя решить вопрос, пользуясь элементарной логикой: если земля была выделена училищу до 1991 года (т.е. в советские времена, до распада СССР) и ею пользовались много лет, то сейчас можно было бы просто подтвердить право собственности — на основании старых документов выписать новые. Что стоит Киевраде рассмотреть и утвердить этот вопрос? Тем более что земли, которые выделялись для профтехучилищ, не имеют статуса заповедника или парковой зоны. Их государство выделяло именно для детей, такой статус и должен остаться.

— Логично. Но никакая логика не устоит против стоимости сотки земли в столице, особенно когда Киеврада выделяет ее своим людям. Как и было в случае со стадионом.

— Та история очень многому нас научила — и взрослых, и подрастающее поколение. Мы очень рады, что сумели защитить конституционные права детей, которые учатся в нашем училище. И показали, что если действовать в рамках законодательства и проявлять твердость, можно решить многие проблемы. (Хотя, конечно, в нашей стране законы уважают мало.) Но самое главное, что у детей появилась вера — свои права можно отстоять не при помощи кулаков, а при помощи права и последовательных действий в правовом поле.

А стадион нам нужен, прежде всего для того чтобы наши учащиеся могли реализовать свое право на полноценное образование, которое включает и уроки физической культуры. Мы занялись реконструкцией, в этом нам очень помог депутат Киевсовета В.Непоп. Такой стадион сделали — всем на зависть! И строили мы его с дальним прицелом — еще и для того, чтобы привлечь подрастающее поколение к нам в училище. Планируем создать детскую спортивную футбольную школу, будем принимать детей с 4 класса, чтобы после 9-го они пришли к нам учиться и продолжали свои занятия футболом или легкой атлетикой. Если получится — будет и хоккей на траве, база позволяет. Понятно, что они не станут звездами футбола, но важно привить здоровый образ жизни. В ПТУ приходит много ребят из неполных и неблагополучных семей — у многих с раннего детства перед глазами далеко не лучшие примеры. Стадион поможет мальчишкам вырваться из этого окружения, они получат шанс уберечься от увлечения спиртным или наркотиками, у них появится интересное занятие, чувство команды, дух состязания.

— Сейчас бесплатных занятий для детей не найдешь. Как вы планируете это делать?

— За счет ПТУ. Проблемы с набором должны решаться как традиционными, так и нетрадиционными методами. У нашего училища огромный недостаток — нет общежития и столовой. Киевляне к нам не идут, а из других областей, из отдаленных сел и поселков принимать мы не можем, потому что ребятам негде будет жить и питаться. Аренда жилья в Киеве слишком дорогая, не по карману нашим ученикам. Поскольку училище расположено рядом с железнодорожной станцией, нас, прежде всего, интересует пригород, откуда юноши и девушки могут легко добираться на занятия. Как с ними познакомиться, заинтересовать? Думаем возить в школы спектакли нашего самодеятельного театра, кстати, в зрительном зале у нас всегда аншлаг! Планируем проводить товарищеские встречи по футболу — и в школах, и к себе будем приглашать. Между прочим, многие ребята признавались, что именно на нашем стадионе впервые смогли поиграть настоящим мячом. Что сейчас осталось в селах для детей? Какие у них там перспективы? А любая строительная специальность поможет им не только заработать на жизнь, но и самоутвердиться.

— Наверное, справиться с проблемами вам поможет эксперимент, который проводит Министерство образования и науки совместно с Киевской горгосадминистрацией? Кстати, вы теперь бюджетные или муниципальные?

— Эксперимент начался совсем недавно, поэтому о каких-либо результатах судить еще рано. Три субъекта — Киев, Харьков и Львовская область перешли на финансирование из местного бюджета.

— Зачем? Что это даст системе ПТУ?

— Нас никто не спрашивал. Эксперимент должен иметь цель и задачи, а мы получили приказ, в котором об этом ничего не сказано, просто меняется финансирование.

Никто не говорит, что это плохо. Но некоторые моменты настораживают: уже были проблемы с финансированием по зарплате, раньше аванс всегда вовремя выдавали, а теперь как придется. Из прессы узнали, что в бюджете города предусмотрены значительные надбавки для системы ПТУ, но пока зарплата не изменилась, стипендия та же. Обещали сделать льготный проезд для мастеров производственного обучения, которые вынуждены ездить по всему городу на объекты, где проходят практику их воспитанники, но не сделали.

— Трудно заподозрить, что столичная власть вдруг расщедрится для профтехучилищ, в которых к тому же учатся не киевские дети. Это вполне может стать предлогом для реорганизации, что в итоге приведет к освоению вновь освободившихся участков земли и зданий. Или есть какие-то противовесы?

— Нужно бы учиться на чужих ошибках. Когда мэром Санкт-Петербурга был Собчак, все ПТУ передали из министерства городу. Вскоре более половины учебных заведений исчезли. У знаменитого завода имени Кирова было четыре ПТУ, а сейчас всего одно. После того, как в Москве завод АЗЛК со всей инфраструктурой перешел в собственность столицы, выпустил ли он хоть один автомобиль? Так это огромное производство было! А кто заметит, если исчезнет маленькое учебное заведение? Мы уверены в том, что если бы наше училище было коммунальной собственностью тогда, когда у нас нагло отбирали стадион, мы бы его не отстояли. В боях за столичную недвижимость мы уже и так потеряли общежитие и столовую — их совершенно незаконно прибрала к рукам Государственная налоговая администрация, которая почему-то никак не могла обойтись без наших зданий. И кого волнует, что в нашем училище, как и во многих других ПТУ, получают путевку в жизнь дети из малообеспеченных и неполных семей? А мы их не можем обеспечить ни жильем, ни питанием, вследствие чего нарушаются их права на образование и получение специальности. По закону мы обязаны принимать на учебу сирот — но как обустроить их быт? Опять мы — нарушители закона. Нам обещают выделить средства на питание учащихся. Как это организовать, если нет соответствующих условий? Куда мы только не обращались! Нас активно поддерживали и в МОН, и в Верховной Раде, но пока мы не продвинулись ни на шаг.

* * *

Без оптимизма провожают нынешний учебный год профтех­училища. На будущий смотрят с большой опаской — кто знает, чем обернется эксперимент. Об этом при случае я спросила Станислава Николаенко, министра образования и науки Украины:

— Что лежит в основе эксперимента с профтехучилищами? Ведь в России большинство из них после перевода на муниципальные бюджеты попросту исчезло.

— Понимаю тревогу директоров — они боятся разбазаривания земель и имущества. С одной стороны, такая угроза существует. Но хочу подчеркнуть: собственником имущества и земли остается правительство — в лице МОН. Мы только передали обязанность содержать училища, а также право формировать заказ на рабочие профессии, чтобы ПТУ могли вовремя реагировать на потребности регионального рынка труда. Киев, например, выделяет около 10 млн. грн. дополнительно к тому, что запланировано в бюджете, на социальную защиту и создание базы. Но это вовсе не означает, что за это город получит право распоряжаться имуществом ПТУ.

— Но смогут ли удержаться от соблазна? Не так давно вы были на открытии стадиона в училище строительства и дизайна и наверняка слышали о том, какая война велась с мэрией за этот земельный участок. Общежитие и столовую прибрала к рукам налоговая. Похоже, МОН бессильно в этом противостоянии?

— Землю не пустили под раздачу, сейчас идут суды по поводу возвращения остального имущества училища. В 2001 году был принят Закон Украины «О профтехобразовании» — я был одним из его авторов. Согласно статьям 49 и 50, имущество ПТУ не должно отчуждаться, а если в силу каких-либо обстоятельств это случилось, то оно должно передаваться опять-таки учебному заведению. Проблемы есть. В Киеве, если мне не изменяет память, было 46 ПТУ, а осталось менее 30. Но за то время, что я возглавляю министерство, ни разу не было дано согласие на отчуждение имущества ПТУ в столице.

Прокомментировать ситуацию с подготовкой рабочих кадров мы попросили Тимофея ДЕСЯТОВА, директора департамента профессионально-технического образования Министерства образования и науки Украины

— Профессиональное образование тесно связано с экономикой нашей страны и потому полностью отражает происходящие в ней процессы.

Вспомните времена перехода от плановой экономики к рыночной: массовое закрытие предприятий, увольнение множества квалифицированных рабочих, процесс деквалификации. На рабочие специальности спроса не было, потому и профтехобразование переживало кризис. Учебные заведения начали искать способы выживания: перепрофилировались, закрывали производственные профессии, вместо них открывали более престижные — преимущественно в сфере быта. Новые рабочие практически не появлялись, а старый квалифицированный костяк мало-помалу исчез: одни на пенсии, другие за границей, часть — на рынке... Это одна из причин кризиса, который сейчас трудно преодолеть. Вторая причина — кризисная демографическая ситуация, связанная с массовой эмиграцией. Третья — непопулярность рабочих профессий. Вы можете назвать хоть один снятый за последние пятнадцать лет фильм, где главными положительными героями были бы рабочие, рабочая династия?..

Однако в последнее время ситуация несколько изменилась. Начали развиваться предприятия, отдельные отрасли, в частности строительная, в Киеве, Харькове, Днепропетровске, крупных областных центрах. И сразу появился спрос на квалифицированных рабочих.

Два года назад в контексте указа президента от 17 сентября 2004 года была четко сформулирована Государственная программа развития профессионально-технического образования Украины. Но, в конце концов, было решено включить ее в общеобразовательную программу, которая рассматривается в соответствующих министерствах и в ближайшее время будет принята.

В 2006 году мы провели восемь практических совещаний с работодателями на местах на базе соответствующих министерств. Анализировали, в каких направлениях действовать, как определять спрос и предложение, повышать уровень квалификации. По результатам этих совещаний сформировали план конкретных действий. Он должен воплотиться в программе, которую мы планируем рассмотреть на заседании Кабмина. Постоянно консультируемся с работодателями в плане содержания образования, обновляем стандарты и максимально приближаем их к технологическому процессу, существующему на том или ином предприятии, чтобы уровень квалификации соответствовал требованиям конкретного рабочего места. Эта работа ведется уже более двух лет и будет продолжаться дальше. Мы утвердили проект нового перечня профессий, который ждут работодатели. Но, подчеркиваю, необходим комплекс мер и четкая прагматичная государственная программа подготовки рабочего потенциала в нашей стране.

Безусловно, качественно подготовить рабочего без участия работодателя, его инвестиций невозможно. Так, во Франции на эти цели отчисляется 2% государственного фонда зарплаты. Кроме того, промышленные палаты, особенно объединяющие малый и средний бизнес, могут организовывать свои курсы для подготовки рабочих. 50% времени отводится на теоретическую подготовку, 50% — практика на производстве.

Некоторые компании и предприятия уже инвестируют в подготовку украинских рабочих — это, к примеру, «Хенкель Баутехник Украина», «Кнауфт», Мариупольский металлургический комбинат, «Криворожсталь» и другие. Но в целом при существующем уровне нормативно-законодательной базы работодателю такие инвестиции невыгодны. Он и готов вкладывать в профтехобразование, но не видит обратной связи, путей возвращения средств. Вот если бы он не платил налог за то, что дает ПТУ новые станки или финансирует лабораторно-практические занятия... Кроме того, на мой взгляд, стоило бы ввести трехлетнюю отработку учеников профтехучилищ на определенном предприятии. Тогда и работодатель будет заинтересован, и ученик сможет закрепиться на хорошем рабочем месте. Но все это требует изменений существующей базы.

Подготовку рабочего нужно рассматривать не только в ракурсе учебных заведений, но и в масштабах Украины. Нужна четкая государственная политика в плане формирования трудового потенциала страны, предусматривающая, что нужно сделать в контексте реформирования нормативно-правовой базы, обновления кадров, материальной базы, какое участие должны принимать в решении проблемы органы центральной власти, работодатель и местные власти.

Программа развития профтехобразования должна предусматривать и популяризацию профессии рабочего. Нужно показать людям, что это не тупиковое образование. Наши учебные планы, программы построены так, что рабочий может учиться и повышать свой образовательно-квалификационный уровень вплоть до магистра. Он может совмещать работу с учебой в любое время и в любом возрасте...

Но одной из основных мотиваций, конечно же, должно быть повышение зарплаты. Если в восточноевропейских странах рабочий получает в три-четыре раза больше, а с 2008 года в России будет получать около 1000 долл. в месяц, наша молодежь будет учиться у нас, а потом мигрировать в поисках лучшей доли.

А с другой стороны, наблюдается дисбаланс между высшим и профессиональным образованием. В результате в наших ПТУ учатся около 8 тыс. человек, которые уже получили высшее образование, но не могут нигде трудоустроиться...

Подготовила Алина БАЖАЛ

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме