Часто, произнося слово «учитель», мы подразумеваем «Марьванна». Этакая среднестатистическая, столь же добросовестная, сколь и загнанная жизнью. Вечная ее участь - трудная стезя под одновременным прицелом десятков детских глаз - оценивающих и нещадно поддающих суду каждый твой шаг. Но глубинная суть понятия «учитель» - как указующий дорогу к Истине, как путеводитель в океане жизни - как-то отошла на второй план. Хотя, если подумать, у каждого были времена, когда недоставало Учителя - проводника по крутым тропам бытия. И всяк его кем-то или чем-то подменял: дворовыми авторитетами, эстрадными кумирами, наконец вождями-идолами…
Удачлив ученик, обретший Учителя.
Если преподаватель словесности может развить в ребенке речь, образное мышление и нравственные ориентиры (в идеальном случае), а учитель физики научить мыслить логически, то педагог, работающий в области физического образования и культуры, может дать все это вместе взятое или… не дать ничего. Ведь именно от состояния физического здоровья напрямую зависит и уровень потенциальных умственных возможностей личности. Но способен ли учитель физкультуры научить жизни, достойной человека? Если этого педагога зовут Станислав Карлович Трилес, то скорее «да», чем «нет».
Урок
Учебный физкультурный год учитель средней киевской школы №246 Станислав Трилес начинает для первоклашек с подключения к урокам их родителей. Первые четыре-пять уроков - семья приобщается к пониманию его системы здоровья. Урок начинается с жизнеутверждающего диалога:
- Какой класс самый лучший? - вопрошает Трилес.
- Первый «Б», - хором отвечает класс.
- Какая учительница самая лучшая?
В ответ звучит дружно имя полюбившейся преподавательницы украинского, классной руководительницы. И мало-помалу начинается обучение правильному - неглубокому дыханию. Затем развивается умение соединять это дыхание с ходьбой, а потом - с бегом. Первоклашки и их родители учатся дышать носом и бегать: без лишнего напряжения, медленно. К концу первого месяца обучения, эти крохи уже умеют определять и считать собственный пульс. А бежать могут безостановочно около двух километров - без устали и перенапряжения. Если же родители дотошно выполняют рекомендации Трилеса, то дети еще и дважды в сутки учатся залпом выливать себе на голову ведро холодной воды, а затем укутываться, не вытираясь при этом. Такого понятия, как «освобожденный от занятий физкультурой», для Трилеса не существует. У него все дети на уроке, и весь урок - двигаются. Через месяц-два - однажды хорошо усвоенный бег с правильным дыханием уже становится привычкой, необходимостью. Конечно, привить подобный здоровый образ жизни, например, старшеклассникам - труднее. Но Трилес пытается сделать и это. Весь урок - постоянная работа над закладкой фундамента здоровья. Да и сам Станислав Карлович в свои шестьдесят статью схож с былинным богатырем. Силен не только телом, но и мощной внутренней волей. Слегка строг и прямолинеен, но достаточно целеустремлен и искренен, чтобы идти однажды избранной стезей пионера на пути к здоровью. Автор собственной методики воспитания здорового поколения 14 лет добивался права на преподавание физкультуры по своей собственной программе. И таки достиг своего. Его упорство и труд не остались вне поля зрения: в 1996 году Трилес признан в своей номинации Учителем года Киева, а в 1997-м торжественно награжден званием заслуженного учителя Украины.
Уроки у Трилеса не стесняются брать доктора наук, академики, профессора. Ибо здоровье - индивидуальный клад, который для тебя вместо тебя никто не найдет. Надо ли говорить, что и сам Станислав Карлович Трилес, а также его родные исповедуют семейный оздоровительный кодекс. В свое время Станислав Карлович сам себя излечил от неизлечимой мерцательной аритмии, и своей супруге - оперной певице - помог избавиться от хронического заболевания. Сейчас воспитывает сына и дочь. Уверен: если ребенок от 7 до 16 лет пройдет школу Трилеса, даже в зрелом возрасте болеть не будет.
Если кратко, то суть его философии здоровья зиждется на трех китах: внутренней гармонии человека, умении правильно дышать и систематически бегать. И просто, и сложно.
Кит первый: гармония
Сфера влияния методики Трилеса направлена на быструю коррекцию здоровья ребенка или взрослого путем увеличения процента альвеолярного СО 2 в крови. Эффект уже напрямую зависит от регулярности поддержания ее основных принципов: душевного равновесия, бега с неглубоким дыханием, систематических закаляющих процедур, сбалансированного питания. Теоретическая основа методики корнями уходит в работы К.Бутейко и О.Стрельниковой, в медицину древнего Востока и в бытовую культуру украинского народа. Дабы реализовать методику Трилеса, не нужны колоссальные траты денег или даже дорогостоящие спортивные сооружения: любой пустырь или опушка леса могут служить вместо стадиона.
Еще Аристотель и Спиноза заметили, что разумно влияя на тело, человек способствует развитию души, и наоборот. Если же тело воюет с душою или, напротив, душа - с телом, нарушен закон гармонии, а это уже нездоровье. Станислав Трилес убежден, что человек сам организует гармонию в себе и никакая внешняя сила при наличии воли не способна ее поколебать. Ибо вступает в силу закон мышления: мысль должна быть направлена к здоровью, к положительному восприятию жизни и себя в ней. Мозг человека вырабатывает более 500 гормонов, и чем больше бегаешь - тем их больше. Главное - не «согревать» болезнь мыслью и словом. Послушайте, о чем говорят пациенты в больнице: они хвастают друг перед другом тем, у кого страшнее болезнь и кому больше болит. Люди подогревают болезнь мыслью, и в конце концов она их сводит со свету. Спасение - это когда человек прогоняет мысли о болезни, смотрит веселые фильмы, выбирает компанию оптимистов.
Третий закон гармонии - деятельность. Все в мире движется. Весь животный мир спасается движением. Сел - уже наполовину умер. Лег - умер совсем. Человек должен лечиться природными факторами: водой, солнцем, воздухом, плодами земли.
Следующий - закон температур, поскольку мы живем в зоне температур - от и до. Расширить эту зону - значит, расширить возможности своего здоровья. Дважды в сутки обливаться холодной водой. Каждый день двигаться 1-2 часа на свежем воздухе. Этот закон касается также продуктов питания, которые желательно употреблять сырыми или запеченными.
Закон солнца: больше солнышка в вашем доме и в душе. Закон воды: самая лучшая вода - из фруктов и овощей, выросших под открытым солнцем. Закон воздуха: дышать и говорить умеренно.
Кит второй и кит третий: дыхание плюс бег
Почему второй и третий киты «плавают» вместе? Потому что они неотделимы друг от друга в методике Трилеса. Основное в ней - это бег с использованием поверхностного дыхания.
Известно, что кислород, благодаря которому человек жив, одновременно очень токсичен, если его концентрация превышает норму. В то время как поверхностное дыхание повышает уровень альвеолярного СО 2 , который, влияя на активные зоны мозга, стимулирует выделительную и кровеносную системы. Чтобы создать в организме оптимальные условия для транспортных и биохимических процессов, исключить разбалансированность в работе отдельных органов и клеток, остановить возникновение застойных уголков, которые приводят к болезням, надо создать собственную крепкую самоэнергетику. Тогда, по убеждению Трилеса, приобретенные болезни исчезнут, а новые не будут иметь доступа к организму. Дефицит энергии в организме - основная причина заболеваний и преждевременной старости. Только движение, поверхностное дыхание, духовная чистота и жизнеутверждающее мышление способны поддерживать энергию организма на высоком уровне.
Во время бега трусцой усиливается кровообращение, вызывая «энергоподпитку» из окружающей среды, а также выведение шлаков, капитальное промывание всего тела кровью. Если бег длительный (25-35 минут) - возникает дыхательный ацидоз, а значит, улучшение биосинтеза в клетках. Влияние бега на эндокринную и нервную системы - очевидно. Как правило, при условии поверхностного дыхания после 25-й минуты бега возникает ощущение счастья (эйфории). Это результат повышенной деятельности гипофиза, который вырабатывает особые гормоны - эндорфины. Ребенок же, достигнув отметки 25 минут ежедневного бега при неглубоком дыхании и закалке - практически оказывается выведенным из зоны всевозможных болезней. Неслучайно воспитанники Станислава Трилеса, состязаясь с представителями специальных спортивных школ Киева (к которым 246-я не принадлежит), в разных видах спорта завоевывают призовые места.
- Бегать надо расслабленно, с Богом в сердце, - утверждает Трилес. - И не забывать слова, оставшиеся от мудрецов древней Эллады: «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай».
Станислав Трилес использует в работе также элемент закалки. Уроки физкультуры старается проводить преимущественно «на воздухе». Учит родителей закалять себе и детям дыхательные пути (специальный доступный комплекс упражнений). А также советует придерживаться простейших правил сбаланированного питания: не есть после семи вечера, употреблять традиционную пищу региона, предпочитать сыр, кислое молоко, печеную в кожуре картошку, овощи и фрукты (желательно не обработанные термически).
Шестилетние выводы
Наблюдая детей, в течение шести лет включенных в методику Трилеса, он зафиксировал следующее. В третьем «Б» классе в 1993/94 учебном году в связи с болезнями пропущено 2040 часов за год, а через два года работы, в 1995/96 году - 306 часов (через год занятий цифра составляла 1024 пропущенных по болезни часа). Среднее количество пропущенных уроков по причине болезни в экспериментальных классах за последний год составляет 986 часов, а в обычных - 3845. Все дети, которые раньше были отнесены по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам, переведены в основную.
Удачлив ученик, нашедший Учителя.