Трансформация занимательного в серьезное, или Университетские рейтинги в поисках надежных критериев оценивания

19 ноября, 2010, 15:10 Распечатать Выпуск №43, 19 ноября-26 ноября

Отсутствие популярности и недостаток внимания со стороны читателей наверняка в обозримой перспективе не грозят университетским рейтингам...

Отсутствие популярности и недостаток внимания со стороны читателей наверняка в обозримой перспективе не грозят университетским рейтингам. Чего не хватает этому феномену современной академической реальности, так это уверенности в их релевантности и надежности со стороны многих потребителей этого интеллектуального продукта. Именно тема обеспечения надежности академических рейтингов стала лейтмотивом недавно прошедшей в Берлине 5-й конференции Международной экспертной группы по академическим рейтингам (IREG). В конференции приняли участие более 160 экспертов из 50 стран. Следует отметить, с каждым годом количество участников конференций и представленных стран увеличивается, что является показателем возрастающей заинтересованности в рейтингах. А численность делегации от страны может свидетельствовать о понимании важности рейтингов как механизма конструирования глобального образовательного пространства и заинтересованности улучшить позиции университетов страны в ведущих международных рейтингах. Например, делегация Казахстана, один из университетов которого вошел в этом году в ТОП-500 международного рейтинга QS, была на данном форуме одной из наиболее многочисленных.

На пути к популярности

Феномен университетских рейтингов возник сравнительно недавно. Первый такой рейтинг был составлен в США журналом U.S. News & World Report, а его отцом-основателем является ныне здравствующий аналитик Роберт Морс. Возникновению первого университетского рейтинга предшествовала разработка в 1973 году системы классификации американских колледжей и университетов, известная как классификация Карнеги. Изначально, как и большинство новаций, эта попытка со стороны СМИ выяснить реальные расклады в американской университетской системе была воспринята в штыки. Да и сейчас, по прошествии более четверти столетия, отношение к попыткам рейтингования со стороны самих университетов продолжает оставаться крайне противоречивым. Спектр оценок варьируется от беспощадной критики и бойкотирования (часто со стороны потенциальных аутсайдеров рейтингов) до признаний «в чистой и светлой любви» к рейтингам и понимания их как естественного элемента общества знаний и глобального образовательного пространства. В любом случае эта американская инициатива оказалась вполне жизнеспособной, и восьмидесятые годы фактически стали точкой отсчета для триумфального шествия рейтингов по планете. Свидетельство этого факта — существование в настоящее время более чем в 40 странах мира одного или даже нескольких национальных университетских рейтингов.

Чтобы перерасти национальные рамки, университетским рейтингам понадобилось ровно два десятилетия. В 2003 году появился первый международный Академический рейтинг мировых университетов, или же Шанхайский рейтинг. Очень скоро его результаты стали рассматриваться в качестве показателя состояния системы высшего образования и эффективности научной деятельности в той или иной стране, поводом для гордости или, наоборот, разочарования. Вслед за Шанхайским рейтингом возникло еще несколько попыток создания табели о рангах в глобальном образовательном пространстве, самой известной из которых стала разработка в 2004 году рейтинга THE QS, или рейтинга Таймс. Однако этот проект просуществовал до 2009 года, дав в нынешнем году начало двум новым университетским рейтингам, Таймс-Томсон Рейтерс и QS. С 2004 года испанский национальный исследовательский совет публикует свой рейтинг Вебометрикс, оценивающий виртуальный потенциал образовательных учреждений. Кстати, это один из немногих международных университетских рейтингов, в котором присутст-вуют украинские университеты, лучший из которых — Киевский национальный университет им. Т.Шевченко — занял в 2010 году «почетное» 1283 место, за ним идут Киево-Могилянская академия (1440-е место) и Львовский национальный университет им.И.Франко (1612 место). В целом в настоящее время существует больше десятка международных университетских рейтингов, анализирующих состояние международной образовательной ойкумены с точки зрения различных подходов и критериев.

«А судьи кто?»

Одной из наиболее обсуждаемых в настоящее время проблем является то, насколько адекватно и объективно оценивают разработчики университетских рейтингов сложные академические реалии ХХІ века, а также отражают ли лежащие в их основе индикаторы фундаментальные функциональные параметры университета в современном обществе. Например, часто можно услышать замечания, что в своих оценках рейтинги не учитывают специфику оцениваемых учебных заведений и используют одинаковую методологию и набор показателей для всех типов вузов (так называемый принцип оne size fits all). В результате использования такого подхода на данный момент в международных рейтингах качество образования фактически подменяется успешностью университета в научной деятельности (ко всему прочему, информация о научной деятельности университетов является наиболее легкодоступной, что также подкрепляет интерес исследователей именно к этой составляющей). Если опять-таки говорить о международных рейтингах, вокруг которых идет наиболее горячая дискуссия, то им вменяют в вину «фаворитизм» по отношению к крупным мультидисциплинарным университетам, смещение показателей в сторону точных наук и, соответственно, существенную недооценку потенциала социальных и гуманитарных дисциплин.

В какой-то степени участники 5-й международной конференции IREG попытались дать свои ответы на порой очень серьезную и аргументированную критику самой возможности составления научно обоснованных университетских рейтингов. В частности, в ходе ее работы состоялась презентация методологических новаций в сфере международных университетских рейтингов. В качестве таковых были представлены многомерный рейтинг мировых университетов U-Multirank, который разрабатывается по заказу Европейской комиссии, и новый рейтинг Таймс, разрабатываемый совместно с компанией Томсон Рейтерс (Times-Thomson Reuters). Кстати, обнародованные в нынешнем году результаты этого рейтинга заметно отличаются от традиционной версии табели о рангах рейтинга Таймс. Обсуждались на конференции и прин-ципиально новые формы рейтингов. Например, пользовательские рейтинги, в которых каждый из потребителей может самостоятельно выбрать критерии рейтинга и его весовые коэффициенты, что дает возможность отражать интересы разных групп потребителей. Или же студенческие рейтинги — ведь только студенты могут непосредственно оценить качество предоставляемых им образовательных и иных услуг (в качестве примера подобного начинания приводился проект Students Vox).

Материализовалась и заявленная еще на прошлогодней шанхайской конференции по проблемам создания университета мирового класса идея провести авторитетный аудит существующих университетских рейтингов. Естественно, на роль аудитора претендует сама Международная экспертная группа по академическим рейтингам (IREG). Предложенные принципы, на которых будет строиться этот аудит, вызвали бурную дискуссию. Активно обсуждалась и проблема соответствия различных университетских рейтингов, а также возможности совокупного использования их результатов для оценки ситуации в глобальном образовательном пространстве.

По направлению к европейскому рейтингу мировых университетов

Особое внимание хотелось бы обратить на интенсивно разрабатываемый в настоящее время европейский рейтинг мировых университетов
U-Multirank (http://www.u-multirank.eu /), который уже в ближайшее время будет апробирован в пилотном режиме. Его появлению предшествовала разработка системы классификации высших учебных заведений,

U-map (http://www.u-map.eu /), дающая возможность сравнивать действительно сопоставимые университеты. Таким образом, Европа сделала то, что США имеют уже больше 35 лет. В соответствии с данной классификацией, каждый тип заведений будет иметь свой рейтинг, и составители не будут, образно говоря, сравнивать зеленое с холодным.

Данный рейтинг будет оценивать университетскую деятельность по пяти основным направлениям: 1) преподавание и обучение (четыре индикатора); 2) исследовательская активность (девять индикаторов); 3) передача знаний (восемь индикаторов); 4) интернационализация (шесть индикаторов) и 5) региональная включенность (пять индикаторов). Базовые методологические принципы данного рейтинга предполагают, что его результаты не будут суммироваться в общий балл. Также не будет фиксированных весов для отдельных индикаторов, и, соответственно, рейтинги будут интерактивными, или же пользовательскими. Результатами рейтинга станет не таблица университетов с четко определенными местами, а группы институтов с более или менее схожими показателями.

Предполагается, что в пилотной стадии проекта будут участвовать 150 образовательных заведений, разделенных на две основные группы:

1) интернационально ориентированные исследовательские университеты, в которых магистры и аспиранты составляют не менее 30% от общего числа студентов, иностранные студенты — не менее 10%, а по библиометрическим показателям эти университеты входят в число пятисот лучших в мире;

2) регионально ориентированные университеты, большинство студентов которых (более 70%) обучаются на уровне бакалаврата, а само учебное заведение ориентировано на удовлетворение потребностей данного региона.

Кстати, для украинских университетов, заинтересованных в возможности участия в пилотной фазе этого проекта, такая возможность еще не потеряна — для этого нужно связаться с его координаторами!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно