СТУДЕНТ ЗАБЛУДИЛСЯ В... ТУМАНЕ

22 августа, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 22 августа-1 сентября

Какой студент сегодня не стремится быть похожим на своего западноевропейского или американского ровесника?..

Какой студент сегодня не стремится быть похожим на своего западноевропейского или американского ровесника? Поэтому он старается держаться раскованно, открыто говорить о сексе и любой ценой выучить английский. И еще французский или немецкий. Но, не считаясь со своим «полиглотством», разговаривают они в большинстве своем на русском, в столице — тем более, кроме львовян, киевомогилянцев и отдельных личностей с ярко выраженной этничностью.

Жить на стипендию — такое сегодня никому не придет в голову пожелать даже врагу. Поэтому уже с первого курса нынешний студент вместо того, чтобы день и ночь грызть гранит науки, а в перерыве между этим изнурительным занятием — сухари, бросается на поиски работы. Будь-то распространение рекламных буклетов, торговля или доставка какого-то ходового товара. Сегодняшние студенты не хотят отказывать себе в маленьких радостях и поэтому не ждут милости от природы, то бишь от родителей. Наподобие западных тинейджеров, чаще всего финансово независимых от родителей, они хотят быть не такими, как все. Ибо это — модно.

Таким в общих чертах видят современное студенчество из центра, то есть из столицы. А какова ситуация в регионах?

Недавно на кафедре политологии Донецкого национального университета завершилось масштабное исследование «Студенты: черты к портрету». Проводилось оно в рамках «Программы поддержки выработки стратегии реформирования образования», осуществляемой фондом «Возрождение» и другими международными организациями. Было опрошено около полутора тысяч студентов высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации в 22 вузах различных регионов Украины.

По мнению исследователей, полученные результаты достаточно красноречивы и могут стать «ключом» к пониманию процессов, происходящих в студенческой среде.

Жизнь, работа и... чистая совесть

 

Среди студентов доминирует убеждение, что и работа, и жизнь вне работы одинаково ценны для человека (так считает 78% опрошенных). Чисто гедонистическое отношение к жизни преимущественно как к развлечению также присутствует. Утверждение, что «наиболее ценное — это жизнь вне работы, а работа — вынужденная необходимость», разделяет каждый седьмой (14%). Мнение о том, что работа является наиболее ценной частью жизни и без нее она теряет смысл, поддержало лишь 8% респондентов.

По наблюдениям исследователей, борьба между моральным и материальным в сознании молодого поколения завершается не в пользу первого. Двое из каждых трех молодых людей считают, что хотя спокойная совесть и душевная гармония важны, но при определенных условиях можно пожертвовать ими ради благополучия (67%). Такая «морально гибкая» позиция присуща в основном студентам — выходцам из двух типов семей — тех, где материальное положение или «очень хорошо», или «очень плохо». Откровенных циников, правда, немного: только 5% опрошенных утверждают, что о совести и гармонии говорят сейчас неудачники, не достигшие материального благополучия. Они в основном из семей с «очень хорошим» материальным положением. Не слишком много и тех, кто занимает морально безупречную позицию. Поддерживают утверждение, что чистая совесть и душевная гармония важнее материального богатства, 28% респондентов.

 

Высшее образование — вынужденная необходимость

 

Оценка студенчеством образования как залога жизненного успеха не слишком оптимистична. Правда, достаточно реалистична. Мысль, что без хорошего образования достичь жизненного успеха почти невозможно, разделяет лишь один из десяти студентов (10%), а почти девять десятых (87%) убеждены, что образование — одно из многочисленных условий для достижения жизненного успеха.

Общая оценка нынешней системы высшего образования в массовом студенческом сознании достаточно противоречива. С одной стороны, почти две трети опрошенных соглашаются с тем, что в украинских вузах можно получить хорошее образование на уровне западного (64%). С другой — почти столько же респондентов убеждены, что нынешняя система образования по сути административно-командная, где студент лишен права голоса в определении целей и содержания образования (63%), система обучения в вузе слишком стандартизирована, не позволяет учитывать индивидуальные потребности и возможности (63%).

 

Претензии
к демократии

 

Не считаясь с распространенным мнением относительно аполитичности украинского студенчества, исследователи решили «копнуть глубже» и все-таки выяснить его политические ориентации. В общих чертах в студенческой среде наблюдается преимущественно негативное отношение к политике. Значительно критичнее, по сравнению с представлениями 90-х годов, стали суждения относительно демократической политической системы. Под влиянием сегодняшних реалий в студенческих массах постепенно формируется высокая планка претензий к демократии вообще. При демократических системах и экономика развивается слабо (54%), и мало дела, но слишком много пустой болтовни (42%), и не очень пригодны они для поддержания порядка (63%).

Трое из каждых четырех опрошенных считают, что вуз должен и давать профессиональные знания, и прививать ценности культуры, гуманизма, демократии, гражданской ответственности (74%). Упрощенное, узкое понимание предназначения вуза как учреждения, где только учат овладевать профессией, но не воспитывают, поддерживает относительно небольшое количество респондентов (26%).

 

А ты записался
в добровольцы?

 

Если бы была возможность поехать за границу, то треть опрошенных готова податься туда на определенное время на заработки, каждый шестой — на учебу, каждый пятый хотел бы осуществить туристическое путешествие. При возможности на постоянное жительство в другую страну выехала бы почти четверть опрошенных (23%).

И все-таки, не считаясь с эмигрантскими настроениями среди значительной части студенчества, исследование показало, что половина (51%) молодых украинских граждан имеет четко сформированное чувство патриотизма и готова встать на защиту своей Отчизны. 16% опрошенных дали ответ «нет», а 33% не определились. (Кстати, уровень гражданского сознания в разных регионах неодинаков: самый высокий он во Львове, где о готовности встать на защиту страны заявили 58% респондентов, и самый низкий в Донецке — 47%.)

 

* * *

 

В одном из предыдущих номеров «ЗН» были опубликованы результаты социологического исследования Донецкого университета относительно отношения профессорско-преподавательского состава к реформам в высшей школе. Проводя параллели, даже оптимист огорчится: студенты хочет реформы образования значительно больше, нежели преподаватели. Поэтому украинское студенчество напоминает ежика, заблудившегося в тумане в поисках сивой лошадки, которую при таких «политических метеоусловиях» трудно отыскать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно