Стену коррупции разрушает ВНО. Однако есть немало желающих подпереть ее взятками

31 октября, 2008, 14:53 Распечатать Выпуск №41, 31 октября-8 ноября

Весь в заботах декан выслушал посетительницу и размашисто подписал заявление: «Думаю, три дня вашему сыну хватит на решение проблем, но он должен наверстать упущенное»...

Весь в заботах декан выслушал посетительницу и размашисто подписал заявление: «Думаю, три дня вашему сыну хватит на решение проблем, но он должен наверстать упущенное». Возвращая заявление, еще раз посмотрел на фамилию и удивленно переспросил: «А кем вы приходитесь Руслану?» Женщина как настоящая одесситка на вопрос ответила вопросом: «А шо, не видно, шо я его мама?!»

Женщина давно ушла, а профессор все не мог решить, как поступить: Руслана зачислили на первый курс как льготника, парень предоставил документы, что он сирота. Под горячую руку хотелось сразу же подписать приказ об отчислении, да еще и объявить об этом на всех факультетах университета: чтобы поняли, чем заканчивается обман. Но Руслана вызывать не пришлось — он сам зашел к декану и, смущаясь, объяснил, что с малых лет рос без матери: она была лишена родительских прав, и к тому же отбывала наказание за решеткой, а сейчас, освободившись, приехала повидаться с сыном...

Похожие истории случались во многих университетах, ведь в нынешнем году для льготников включили зеленый свет. Чтобы проскочить на него, некоторые ловкачи успевали за считанные дни собрать справки о тяжелых болезнях и инвалидности или же при живых родителях предъявляли документы о том, что их уже нет на этом свете. Не знаю, какая судьба ожидает этих юношей и девушек, когда обман раскроется, но скажу, что Руслану повезло: декан оказался человеком мудрым, дал парню шанс.

Кого зачислили

У первокурсников позади два месяца университетской жизни. Угасли страсти вокруг внешнего независимого оценивания (ВНО) и новых правил поступления, появилась возможность спокойно проанализировать, кто и как попал в высшие учебные заведения.

Результаты анкетирования первокурсников, которое нам удалось провести в университетах разных городов, свидетельствуют: высшее образование в нашей стране становится одним из элементов престижа — неважно, где и чему учится студент, главное, чтобы привез родителям диплом. Абитуриенты по максимуму используют свое право предъявлять документы в разные высшие учебные заведения. Министерство образования зафиксировало своеобразный рекорд: одна девушка подала заявления в 45 университетов. Разумеется, учиться такие абитуриенты согласны где угодно, здесь уже речь не идет о призвании и другой романтике. Широкий круг льготников и их неограниченные возможности спутали карты всем: и тем, кто поступал, и тем, кто принимал. На это довольно болезненно отреагировало немало студентов с высокими баллами в сертификатах, вынужденных сейчас учиться на контрактной основе и платить за это немалые деньги. Конечно, они не верят, что бюджетные места льготники заняли по праву, ведь убеждены: все это — проявления коррупции.

«Нам сказали в университете: надо было думать раньше, потому что в Луганске все бюджетные и льготные места были заняты еще в марте. Посоветовали: хочешь «по справедливости» — ищи провинциальный университет, может, там повезет поступить на бюджет с твоими 190 баллами», — написала в анкете Татьяна М. Николаевская выпускница Елена К. тоже попытала счастья, имея в сертификатах от 174 до 180 баллов: «В списке на собеседование я была 55-я, но быстро поняла, что стоять в очереди бессмысленно — те, кто был в начале списка, выходили из кабинета улыбаясь: им намекнули, что они уже студенты! Но я верила в справедливость и дождалась очереди, тем не менее собеседование продолжалось минуту и было формальностью, никого не интересовало, что я знаю. Поскольку я очень хотела учиться именно в этом университете, то согласилась на контракт. Думаю, что собеседование было придумано не для того, чтобы выбрать лучших, а чтобы «нужных» зачислить». Тернопольчанка Юлия Л. тоже считает вступительную кампанию несправедливой, и у нее есть для этого основания. По украинскому языку девушка набрала 186,5 балла, и это чувствуется: ответы на вопрос анкеты написаны грамотно и логично. Полгода она работала с репетиторами, но льготники не оставили ей шансов.

Среди тех, кому улыбнулось счастье учиться «на бюджете» одного из самых престижных столичных университетов, — Иван Ф. из небольшого городка в Закарпатье. Его ответ на вопрос анкеты достоин того, чтобы передать его дословно, не меняя ни орфографии, ни стилистики: «Я складав іспит з української мови разом з своєю однокласницею і ми набрали однакову кількість балів. 159,5 набрав я і вона а СПРАВИДЛИВІСТЬ в тому що вона ВШКОЛІ відмінниця а я ударник тобто ВМЕНЕ 7 балів а ВНЕЇ 11. Тому я вважаю, що на НИЗАЛЕЖНОМУ оцінюванні будуть розкриватися всі знання учнів. Це СПРАВИДЛИВО!» Прием по результатам тестирования, как и каждое новшество, вызывал множество споров. Иногда ситуация складывалась так, что на отдельные специальности попадали только льготники, закрывая двери перед теми, кто не один год мечтал о выбранной специальности и усиленно готовился к вступлению. Жертвой новых правил стала львовянка Наталка В., которая, имея в сертификате почти 200 баллов, не смогла попасть во Львовский медицинский университет. Ее случай — не единичен. К счастью, МОН совместно с другими министерствами, которым подчинены университеты, оперативно реагировало на подобные ситуации. Бывало, что именно для таких вундеркиндов увеличивали квоту бюджетных мест. Наталке повезло — она стала первокурсницей, но многие ее ровесники разочарованы и обижены.

Общее количество льготников, поступающих в медицинские университеты, в нынешнем году возросло почти вдвое. Между тем количество заявлений от призеров международных и всеукраинских олимпиад уменьшилось в четыре раза.

Количество инвалидов детства и инвалидов І—ІІ группы, изъявивших желание учиться в медицинских университетах, в этом году увеличилось настолько, что даже в МЗ усомнились в достоверности выданных справок. Корпоративность медиков хорошо известна: они своих не сдают. Но со справками, очевидно, все-таки переборщили — на бюджет было зачислено свыше 150 человек только тех, кому инвалидность оформили в 2007—2008 годах. (Говорят, на 97 справках еще и чернила не успели высохнуть.) Хватит ли сил инвалидам І—ІІ групп справиться с теорией и практикой, чтобы стать квалифицированными врачами? В большинстве медуниверситетов, по-видимому, в этом не сомневаются, поэтому и зачислили всех желающих с соответствующими справками вне конкурса. По данным МЗ, на места государственного заказа зачислено около 300 инвалидов детства и инвалидов І—ІІ групп, что почти втрое больше, чем в прошлом году. Больше всего их будет учиться в ведущих медицинских университетах: Львовском — 37, Донецком — 22, Киевском — 16. Несмотря на очевидную лояльность министерства, которое утверждает, что «у подавляющего большинства есть тяжелые заболевания», были выявлены и «одиночные недостоверные, необоснованные экспертные выводы. Так, нарушения зафиксированы во Львовской и Донецкой областях». (Невольно закрадывается сомнение — умеют ли грамотно лечить больных те, кто не может даже справку правильно оформить?!)

Как набирали

Правила о внеконкурсном поступлении позволяли проводить набор почти автоматически: есть 124 балла и справка о льготах? Приветствуем, ты стал студентом!

— На специальность «английский язык» у нас было всего 15 бюджетных мест и 14 заявлений от льготников — инвалидов и круглых сирот, — комментирует ситуацию Петр Киридон, проректор по учебной работе Полтавского государственного педагогического университета. — Складывается впечатление, что Украина постоянно находится в зоне стихийного бедствия или даже войны: количество сирот и инвалидов неуклонно растет, поступает столько справок, что закрадываются сомнения в правдивости этих документов. Конечно же, мы принимаем льготников, как велит закон, но трудно поверить, что сельские выпускники знают английский язык лучше, чем полтавчане, закончившие специализированные школы.

— Но получается, что у льготников была хорошая подготовка, раз они прошли испытания?

— Сертификатов по иностранному языку не было, поэтому поступающие сдавали вступительный экзамен. Только один из 14 льготников не набрал нужного количества баллов. Но хвастаться здесь нечем: они идут вне конкурса. Для зачисления им достаточно было набрать четыре балла по двенадцатибальной системе. Таким образом, льготники легко опередили тех, у кого в школе было 12 баллов и крепкие знания, но отсутствовала справка о льготах. Возможно, для льготников необходимо установить квоты, и пусть соревнуются за место в университете, поскольку сейчас они прошли безо всяких усилий.

— А откуда так много чернобыльцев в полтавском университете?

— К нам едет молодежь из Черниговской и Житомирской областей, с территорий с чернобыльским статусом.

— Очевидно, было немало ловкачей, успевших перед вступительной кампанией зарегистрировать своих детей в Чернобыльской зоне.

— Давно уже идет речь о том, что чернобыльцам нужны льготы по оздоровлению, по медицинскому обслуживанию и т.п. Но причем здесь высшее образование? Информацию о подаче документов и конкурсной ситуации оперативно вывешивали на доске объявлений и в Интернете, но было много недовольных. Некоторые родители грозились, что будут подавать в суд, поскольку считают это нарушением прав человека, роптали и на льготников, и на 124 балла. Эта граница действительно вызывает негодование, ведь дает возможность попасть в университет тем, кто не обременял себя учебой за школьной партой.

Но, несмотря на все, общая оценка независимого тестирования положительная. Были соблюдены такие понятия, как объективная оценка знаний, это помогло разгрузить университет, — мы не занимались вступительными экзаменами, кроме творческих специальностей, хотя, конечно, многие вопросы еще надо урегулировать, — считает П.Киридон.

Далеко не во всех университетах смирились с тем, что вступительная кампания сейчас почти не зависит от пожеланий ректората. Как бы то ни было, но «своих» абитуриентов никто не хотел оставить без студенческого билета, поэтому лазейки искали кто как мог. Собственно, ничего нового не придумали: иногда, несмотря на протесты министерства, вводили собственное тестирование; предоставляли преимущество тем, кто закончил подготовительные курсы, — дескать, университет имеет определенные обязательства перед этими юношами и девушками. По данным МОН, почти 10% высших учебных заведений грешили тем, что пытались зачислить абитуриентов, в сертификатах которых было меньше 124 баллов. Чтобы это сделать, на ходу вносились изменения в правила приема. Но ни один ректор или декан не поплатился за такую арифметику своим креслом, хотя некоторые, в частности руководство Волынского национального университета, получили предупреждения от министра.

По мнению экспертов, условия для этого создавала правовая неурегулированность нынешней вступительной кампании. В этом убежден и председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Владимир Полохало.

— Внешнее независимое оценивание качества образования в 2008 году проводилась без системного нормирования в законодательном поле. Действующее в области просвещения законодательство не предусматривает проведения тестирования — оно предусматривает проведение государственной итоговой аттестации. Выпускникам общеобразовательных учебных заведений ІІ—ІІІ степеней выдается соответствующий документ об образовании, что дает право поступать в высшее учебное заведение. В нынешнем году поступление проводилось на основе представления сертификата Украинского центра оценивания качества образования, а документ об образовании почти не учитывался. Нынешние условия приема не соответствовали ст. 44 Закона Украины «О высшем образовании», — нормативно-правовые акты об организации и проведении внешнего независимого оценивания практически отстранили высшие учебные заведения от процесса приема на обучение.

Мы настоятельно рекомендуем Кабинету министров Украины подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины соответствующие изменения в Законы Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», а также в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, чтобы привести в норму процеду­ру внешнего независимого оценивания знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений и определить ответственность за нарушение этих процедур. Возможно, пришло время подготовить отдельный закон о ВНО.

Часто приходится слышать, что едва ли не главнейшей задачей внешнего независимого оценивания является борьба с коррупцией при поступлении в высшие учебные заведения. Мы категорически против такой трактовки. Этот тезис унизителен, нарушает гражданские права педагогических и научно-педагогических работников. Я уверен, что главнейшим в процессе внедрения ВНО является повышение качества отечественного образования и обеспечение доступности граждан к высшему образованию, — подчеркнул В.Полохало.

Дам взятку в хорошие руки

Но опрос засвидетельствовал: заинтересованные группы — учителя, выпускники, студенты и их родители — считают, что именно ВНО со временем поможет преодолеть взяточничество. Наличие коррупции в процессе ВНО отмечали от трех до 15% опрошенных, в то время как на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения — от 48 до 64%. По мнению опрошенных, нынешняя вступительная кампания была более прозрачной, у поступающих был больший доступ к информации. Об этом, в частности, свидетельствуют и те случаи, когда отличники смогли отстоять свое право на обучение, несмотря на заполнение бюджетных мест льготниками. Это подтверждают и многочисленные общественные организации, проводившие мониторинг вступительной кампании, — едва ли не впервые руководство университетов согласилось с ними сотрудничать.

Интересными и, я бы сказала, поучительными стали результаты общенационального исследования коррупции в сфере высшего образования, проведенного специалистами Киевского международного института социологии и проекта «Достойная Украина», реализуемого Менеджментом Систем Интернешнл (MSI).

— Мы создали коалицию из 12 общественных организаций, которые в 30 высших учебных заведениях 12 регионов страны проводили мониторинг вступительной кампании единым инструментарием и с едиными подходами, — рассказывает заместитель директора проекта Любовь Паливода. — Делали это для того, чтобы подготовить рекомендации относительно правил поступления на следующий год и представить их в МОН. Предложений было много, три из них уже приняты, и процесс продолжается. Очень хорошо, что уже сейчас ученики могут все узнать о тестировании и о вступительной кампании-2009.

— На ВНО возлагают немало задач — и коррупцию преодолеть, и равный доступ к высшему образованию обеспечить. Какое впечатление от мониторинга у вас?

— Независимое тестирование действительно обеспечивает равный доступ к высшему образованию: более объективного подхода в мире не существует! Но настораживает то, что многих абитуриентов в университеты ведет не столько желание учиться, как амбиции — и собственные, и их родителей. Это засвидетельствовали многочисленные исследования, и с этим надо считаться. Опрос на тему «Какие ценности являются важными или не важными для Украины?» продемонстрировал, что среди наименее важных оказались честность и порядочное отношение к людям, к обществу. Материальные ценности вытесняют все! Эта проблема касается не только работников сферы просвещения, — убеждена Л.Паливода.

Эксперты проанализировали результаты многочисленных опросов и в который раз убедились, что взяточничество давно уже считается едва ли не нормой нашей жизни. Любой вид коррупции и личные связи готовы использовать во время поступления в высшее учебное заведение 36% студентов, 34% родителей и выпускников. Недаром говорят, что взятки существуют не только потому, что их берут, а потому, что их готовы давать.

— Мы проводим мониторинг различных видов антикоррупционных мероприятий, и должен сказать, что независимое тестирование — наиболее публичный и прозрачный процесс, — заметил Юхани Гроссманн, директор проекта. — Но тревожит то, что родители ради детей готовы поступиться своими моральными принципами. Эту готовность они оправдывают желанием добра своему ребенку, и никто в такой момент не думает, что нарушает нечто большее, нежели закон: дает ребенку, а забирает у внуков. Граждане видят нынешние утешительные для них результаты коррупционных действий и совершенно не задумываются над тем, каковы будут последствия в будущем. Система образования существенным образом страдает от коррупции, поэтому она не может нормально развиваться, так же, как и система здравоохранения, из года в год теряющая свои позиции. Почти 20 лет идут разговоры о реформировании последней, но дело стоит на месте. Независимое тестирование и вступительная кампания засвидетельствовали, что образование готово двигаться вперед, многие люди это поддерживают.

— Мы проводим конкурс эссе среди студенческой молодежи на тему «Коррупция в высшей школе», — продолжает разговор менеджер проекта Ирина Негреева. — Большинство пишут о том, как они боялись идти на тестирование, а, получив результаты, поняли, что это объективно. Потому что даже тот, кто старался списать, все равно получил низший балл — по-видимому, в ответы закралась неточность. В дальнейшем тестирование будет проходить намного спокойнее, поскольку появилась доверие — как среди учеников, так и среди родителей. Как свидетельствуют исследования, ВНО больше доверяют хорошо информированные люди.

***

А по моему мнению, коррупция в нашей стране очень похожа на каплю ртути — попробуйте ее собрать всю и сразу. Не удаст­ся! Она раскатывается маленькими шариками, которые собрать еще труднее. Если раньше во время вступительной кампании абитуриенты и их родители низко кланялись ректорам и деканам, то сейчас в лучах славы греются председатели сельсоветов, удостоверяющие лжесиротство, и врачи, не отличающие здоровых от тяжелобольных. Одновременно это свидетельствует, что образование освобождается от коррупционных оков: сегодня это единственная система в нашей стране, где такое движение действительно заметно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно