Станут ли опорой опорные школы?

29 сентября, 2017, 17:22 Распечатать Выпуск № 36, 30 сентября-6 октября 2017г.
Отправить
Отправить

Опорная школа вполне вписывается в требования нового закона "Об образовании", в концепцию Новой украинской школы.

Станут ли опорой опорные школы?

За последние 20 лет число учащихся общеобразовательных школ в Тернопольской области уменьшилось на 65 тыс.

Картину нагляднее делает численность малокомплектных школ в сельской местности. Если в 2004-2005 учебном году их на Тернопольщине насчитывалось 60, то через 12 лет их число выросло втрое - до 182, что ухудшило качество обучения в таких школах. И хотя в прошлом учебном году количество школьников "подросло" более чем на тысячу, ситуацию это коренным образом не меняет.

Нынешняя власть пока что вытащила из рукава соломинку, которая при продуманных действиях имеет шанс превратиться в козырь: она реанимировала правительственное "Положение об образовательном округе", утвержденное еще в 2010 г., но до сих пор фактически не действовавшее. Согласно ему ключевым элементом округа являются опорные учреждения. Поэтому с прошлого года для их технического оснащения была предусмотрена целевая госбюджетная субвенция, обеспечившая старт опорных школ. Кроме того, в августе прошлого года правительство снизило минимальное количество учащихся для такого учреждения с 360 до 200. Минобразования исходило из того, что найти школу с 360 учениками, пусть частично довезенными из сел, даже в райцентрах порой проблематично. Словом, опорным школам правительство включило зеленый свет.

На Тернопольщине уже действует 21 такая школа с филиалами, что является одним из лучших показателей среди регионов (в Украине на 1 августа создано 338 опорных учебных заведений). Такое количество опорных школ дало повод местным властям на все лады хвастаться достижениями в сфере общего образования и заявлять при этом: чтобы не закрывать малокомплектные школы в селах, их переводят в статус филиалов опорной школы. Хотя тесной взаимосвязи между заменой малокомплектной школы филиалом опорной школы нет. Малокомплектные школы закрывали и продолжают закрывать или приостанавливать их деятельность по важной, но банальной причине - в связи с экономией бюджетных средств. Поскольку ученик в них стал слишком дорогим для государства, и его обучение обходится в 30-60 тыс. грн в год. И неудивительно, что в 2017 г. на Тернопольщине пять школ I ступени и одна - I-II ступени приостановили деятельность до лучших времен, которые вряд ли наступят.

Однако создание опорных учреждений сопровождалось протестами в селах, где школы становились филиалами. Родители и общественность боялись как огня, что в их селе просто закроют школу. А нет школы - умирает село. О качестве обучения они молчали. А для кого секрет, что в начальной школе, где обучаются несколько учеников, или в 9-летке с 20-30 учениками ребенок часто просто теряет время? Ведь не на кого равняться, с кем конкурировать. В свою очередь, учитель тоже лишен профессионального общения и развития. Он деградирует, деквалифицируется и с головой погружается в домашнее хозяйство - разводит скот, трудится на приусадебном участке и т.п.

Второй фронт сопротивления открыли директора школ, поскольку с созданием опорной школы ее филиалы теряют статус юридического лица, а директора школ становятся заведующими филиалов. Несмотря на то, что их тарифный разряд остается тем же, теряются определенные полномочия. В частности, возможность принимать на работу техперсонал. Что часто делалось не за "спасибо". Недовольство бурлило и в среде самих педагогов, ведь с созданием филиалов и понижением ступени школы (с I-II до I ступени) часть учителей надо было сократить. Начальник управления образования и науки Тернопольской облгосадминистрации Ольга Хома заверила меня, что удалось избежать необоснованных увольнений. На практике это выглядело так: сократили учителей пенсионного возраста, а остальные остались. У них было по несколько часов в соседних школах, так там и учительствуют. Наконец, основатели опорных учреждений - райрады и советы объединенных территориальных громад (ОТГ) - всяческими обещаниями усмирили протесты. Например, в Горинской опорной школе близ города Кременец, где я недавно побывал, даже сохранили сельский филиал I-II ступени - на то время, пока количество учащихся там не будет снижаться.

А само опорное учебное заведение райрада создала согласно собственному видению, с "местной спецификой", отступив от правительственного "Положения об образовательном округе", предусматривающего минимальное количество учеников в опорной школе - 200. В этой опорной школе только 176 учеников, но положительная динамика рождаемости позволяет надеяться, что через шесть-семь лет в школе будут учиться более 200 детей. По этому поводу хороша мысль эксперта аналитического центра СЕDOS Ирины Когут: "С одной стороны, нужно, чтобы опорная школа не была слишком маленькой, и государственные средства не распылялись. А с другой, в селе, где опорная школа, также есть детсад, рождаются дети, и эта местность должна развиваться. При создании опорной школы местная власть должна руководствоваться информацией о сети общеобразовательных школ в этой местности и динамике рождаемости. Решение о создании опорной школы должно быть объективно обоснованным, а не корыстным, мол, где директор - свой человек, там создадим такую школу и направим туда средства...".

А в райцентре Збараж власти, курирующие образование, пошли еще одним путем - здесь опорную школу создали вообще без школ-филиалов. Основатель воспользовался изменениями к упомянутому положению, внесенными 19 апреля с.г., которые позволили создавать опорные школы даже без филиалов при условии, что в опорную школу подвозят учеников не менее чем из трех сел. Райрада нашла, что называется, выход из ситуации, сославшись на задачу опорной школы - создать лучшие условия и доступ к качественному образованию, особенно для сельских детей. Чтобы ученик даже в сельской опорной школе получал самые современные знания, такие же, какие получает ученик во Львове, Одессе или Киеве. Иначе, зачем создавать опорные учреждения? Для кого они станут опорой?

Неизвестно, как и будет ли в дальнейшем привлечение спонсорских и родительских средств на укрепление базы, но Кабмин подставил опорным учебным заведениям плечо. Субвенции на опорные школы на Тернопольщине были выделены или еще выделяются по нескольким направлениям: из Государственного фонда регионального развития - на реконструкцию школ с внедрением энергосберегающих технологий (замена кровли, окон, дверей, ремонт фасадов, установка твердотопливных котлов). За эти средства в этом году завершен или завершается ремонт опорных школ в Новом Селе Подволочиского района, в райцентрах Козова, Лановцы, Подволочиск. Незначительную часть средств на ремонт школ потратили из субвенции на формирование инфраструктуры ОТГ. Ведь если протекает крыша или прогнил пол, то никакая школьная администрация не сможет обеспечить непрерывность учебного процесса. А пострадает, в конце концов, качество знаний. Кроме того, область получила образовательную субвенцию на приобретение школьных автобусов. Большая часть средств пошла в районы и объединенные громады, и школьные автобусы там закупали по софинансированию из местных бюджетов (70х30). Во всех опорных школах сегодня есть школьные автобусы, которые подвозят учеников из сел. Но подвозят по тем же разбитым дорогам местного значения, которые неизвестно когда будут капитально отремонтированы.

Еще одна субвенция, которая финансово выражает смысл опорной школы, направлена на оснащение материально-технической базы опорных школ, а именно - на приобретение оборудования для кабинетов естественно-математического цикла (информатики, физики, химии, биологии). Ведь в годы независимости нового оборудования для этих школ почти не закупали. Образовательное и финансовое руководство области долго не размышляло: опорным учреждениям сначала выделили на эти цели по 1 млн грн. А уже потом добавляли средства в зависимости от количества учащихся, поскольку в больших школах нужно покупать больше, чем по одному комплекту оборудования.

Сегодня опорные школы области не могут пожаловаться: в них оборудованы по два кабинета информатики с десятком-двумя компьютеров, подключенных к сети Интернет. Для кабинетов физики приобретены интерактивные доски, по несколько ноутбуков, начиненных программами, чтобы ученики видели у себя то, что учитель демонстрирует на доске. В трех опорных школах, которые я посетил, закуплены по четыре комплекта приборов и одному демонстрационному - для лабораторных работ с различными задачами. Оборудование для кабинетов физики стало достаточным, и в некоторых опорных школах, как, скажем, в Горинской, часть старых приборов планируют передать своему филиалу I-II ступени. Пусть тамошние ученики имеют хоть какую-то наглядность!

В еще нескольких школах, например, в Збаражской, пошли дальше и уже обновили кабинет химии, приобретя комплекты веществ и минералов и дорогой цифровой измерительный комплекс для изучения тем о превращении веществ. Но до сих пор не решены проблемы с приобретением реактивов: нужны разрешения на их транспортировку, хранение, а это - долгие бюрократические процедуры. А в Козовском опорном учебном заведении в средства т.н. технической субвенции намерены втиснуть еще и наглядное оборудование для кабинетов географии и военно-патриотического воспитания (по крайней мере получить электронный тир, использование которого не требует разрешений и согласований).

Учащиеся опорных школ, получивших новое оборудование, уже могут работать в группах, проводить опыты с новыми приборами, а следовательно, лучше овладевать сложным материалом. Со своей стороны, учитель получил возможность применять современные методики обучения. Но, главное, должно быть желание учиться, повышать профессиональный уровень и не ограничиваться прохождением обучения на новом оборудовании. Потому что молодой или средний возраст учителей информатики, на чем акцентировали мое внимание директора посещенных школ, не означает автоматически, что у них не угаснет порыв к профессиональному совершенствованию. Преждевременно говорить, насколько результаты ВНО по различным предметам связаны с созданием опорного учреждения, ведь первые опорные школы в области действуют лишь второй год. Однако промежуточные результаты видны уже сейчас. Ученики этих школ становились победителями районных олимпиад по физике и информатике и призерами областных соревнований.

А вот еще одно преимущество опорных школ перед обычными. Даже в сельском опорном учреждении - в Горынке вблизи Кременца - получило развитие инклюзивное обучение. Там до десятка учеников с инвалидностью учатся среди других детей, и они рады находиться в коллективе.

Начальник управления образования и науки Тернопольской облгосадминистрации Ольга Хома как бы подытоживает: "Наши дети требуют совершенно иного подхода к себе и совершенно другой структуры обучения. Они хотят инноваций и современных методик обучения. Реформа образования дает им такую возможность. Новая украинская школа будет давать им компетентности, которые нужны в новой образовательной среде. Мы будем учить детей воплощать полученные знания в практику. Ребенок должен овладеть информационными технологиями, научиться логически мыслить и уметь общаться в обществе, чтобы не чувствовать себя неудобно, некомфортно. Украинец тогда будет украинцем, будет чувствовать собственное достоинство и гордость за государство, когда школа воспитает в нем индивидуальность - уверенную в себе, знающую, чего хочет, и умеющую достигать поставленной цели...

Related video

На мой взгляд, опорная школа вполне вписывается в требования нового закона "Об образовании", в концепцию Новой украинской школы. Ведь этот заявленный компетентностный подход невозможен без применения новых информационно-коммуникативных технологий и педагогов. Вопрос только, захотят ли они внедрять эти инновации".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК