Движение может заменить все лекарства, но никакие лекарства не заменят движение - так считали еще древние. Современники же стали забывать их заветы. Пренебрежение принципом «В здоровом теле - здоровый дух» привело к серьезнейшим последствиям: по данным медицинской статистики только 15 - 20 процентов школьников можно считать здоровыми. Вынужденные проводить больше чем полдня в удушливой тесноте школьных помещений (даже на переменке пробежка по коридору грозит двойкой по поведению), дети, особенно городские, и после уроков лишены столь необходимой и естественной для них двигательной активности, просиживая зачастую часами перед телевизором или компьютером.
Интересно, что физкультура среди школьных предметов занимает далеко не последнее место, а в некоторых средних учебных заведениях даже введен третий урок (в неделю) по «физ-ре». Но, по-видимому, этого мало. Ведь на протяжении последних четырех лет количество учеников, которые занимались физкультурой, снизилось на 156 тыс. человек. А тестирование по плаванию не прошли 83% (!) школьников. Если количество учителей физкультуры средних общеобразовательных учреждений г. Киева на начало нынешнего года составляло 1192 чел., то только 254 из них - высшей категории. При такой раскладке выводы напрашиваются сами.
«Физическое воспитание школьной молодежи Украины» - этой теме был посвящен «круглый стол», состоявшийся в рамках проекта «Общество и государство: диалог для развития образования» Международного фонда «Відродження». К участию в нем были приглашены представители государственных и частных образовательных учреждений, общественных организаций, научных и аналитических центров, властных структур. Обсуждены вопросы состояния физической культуры в школах Украины, кадрового обеспечения, совершенствования физического воспитания. Приведенные ниже в краткой форме мнения участников этого диалога с пристрастием, полагаю, как нельзя лучше представляют круг затронутых при обсуждении проблем, видение путей их решения.
М. Зубалий, старший научный сотрудник лаборатории физического воспитания Института проблем воспитания АПН Украины:
- Сегодня учителя физкультуры работают на зарплату, то есть выполняют нормативы. Поэтому и произошел распад внеклассной работы...
С. Присяжнюк, председатель методического совета учителей физической культуры г. Киева:
- В школах на детей обрушился целый обвал информации. А чрезмерная умственная нагрузка влечет за собой снижение физической активности. Мало кто интересуется, как с этим справляется детский организм. Поэтому нужно пересмотреть программу подготовки специалистов. Необходимы знания по психологии и педагогике физического воспитания. Не приделяется надлежащее внимание биохимическим реакциям в организме, влиянию на него экологических факторов и пр. Сегодня в физическом воспитании - пропасть между наукой и практикой. Я за то, чтобы при Государственном комитете физической культуры и спорта Украины создать Высшую аттестационную комиссию. Необходимо утвердить новую категорию преподавателей физкультуры - авторскую.
Я. Болюбаш, начальник отдела педагогического образования Управления высшего образования Минобразования Украины:
- Каждому ли из нас занятия физическими упражнениями являются внутренней духовной потребностью? Побывав в Финляндии, я был удивлен тем, что у финнов существует дух не только национальной гордости, но и дух здорового образа жизни… Наша физкультура - это халтура. Как ею можно заниматься, когда в душевых нет даже теплой воды, не говоря уже о всем остальном?.. Сегодня речь идет о здоровье нации. Только на уровне морали мы можем бороться за то, чтобы физическая культура стала нормой жизни. В последнее время у детей появились недостатки не только физического, но и психического развития (неврозы и пр.) Поэтому возникла необходимость в подготовке реабилитологов.
Ю. Шкребтий, проректор Украинского государственного университета физического воспитания и спорта:
- Недавно была создана образовательная программа «Украина - ХХІ век». К большому сожалению, даже само слово «здоровье» в эту программу не вошло. Образование сейчас направлено на беспощадную эксплуатацию здоровья детей...
С. Трилис, заслуженный учитель Украины по физической культуре, победитель конкурса «Учитель года-97»:
- Нужна философия физического воспитания. Человечество нуждается в новой концепции здоровья, в основе которой лежат законы природы… Ребенок, который может пробежать без остановки 20-25 минут, уже не просто ребенок, а мощный механизм с сильным сердцем и другими здоровыми органами. Спортзалы нужно закрыть - это гетто для детей. Для занятий физкультурой годятся только природные условия, поляна, например. Упражнения, которым я обучаю детей, были известны еще в давние времена. Основа моего урока - дыхательные навычки и пульсовая платформа. У меня на уроке нет ни одного «больного» сидячего ученика. Только те дети не любят бегать, которых не научили правильно дышать. На
20-й минуте бега у ребенка выделяется в кровь эндорфин - гормон радости, действие которого длится еще несколько минут по окончании занятий. Физические упражнения - колоссальное энергообогащение ребенка.
С. Операйло, председатель центрального спортивного клуба «Гарт»:
- К сожалению, на заседании нашего «круглого стола» отсутствуют «ключевые» фигуры… Сегодняшнее правительство - это «пожарник», оно занимается тушением «пожаров», а не стратегическим планированием. Плохие решения в государстве появляются потому, что нет достаточной информированности тех, кто к ним причастен.
Понятно, что дальнейшее обсуждение наболевших вопросов «физруков» страны достигло точки накала. Прозвучавшие веские мнения, дельные предложения и другие материалы «круглого стола» планируется опубликовать отдельным сборником и представить его в верховные государственные, а также образовательные структуры.
Итак, господа-управленцы, на старт!..