СПИСЫВАЕШЬ? ЗА РЕШЕТКУ!

Поделиться
Учеба за границей уже перестала быть диковинкой. Но в массовом сознании она все еще воспринимается как экзотика, этакое развлекательное путешествие продолжительностью в год, а то и дольше...
Студгородок университета «Северный парк» (Чикаго)

Учеба за границей уже перестала быть диковинкой. Но в массовом сознании она все еще воспринимается как экзотика, этакое развлекательное путешествие продолжительностью в год, а то и дольше. Возможно, потому, что за рубежом учатся многие дети так называемых новых украинцев, которые у себя на родине далеко не всегда добросовестные школьники или студенты. И именно потому, вероятно, что эти отпрыски небедных родителей частенько привозят из-за морей-океанов очень даже неплохие отметки, распространен у нас еще один стереотип. Мол, украинская школа — почти как их университет, а уж о (отечественном) высшем образовании нечего и говорить, наши вышколенные несколькими десятками предметов студенты выучат несколько их дисциплин запросто.

Так ли это и какова она на самом деле — учеба за границей, я поинтересовалась у студентов специальности «Международная информация» Технологического университета Подолья Елены Мелиховой и Евгения Безвушко. Они недавно вернулись домой, в Хмельницкий, после года учебы в США.

— Вы попали в американские университеты, выиграв гранты на год обучения. Трудно ли победить в подобном конкурсе?

Евгений: Я был одним из четырех украинцев, которых фонд «Возрождение» отобрал после конкурса из 740 претендентов. Тогда же в соседней Молдове, скажем, в конкурсе участвовало только 30 человек, из которых отобрали тоже четырех.

Елена: А я ездила в Америку по программе американского совета по международному образованию «Акт в поддержку свободы». Из 5 тысяч ее участников право год учиться в Штатах завоевали 128 человек.

— Чем отличается американская высшая школа от украинской?

Елена: В США существует несколько типов вузов. Есть технические учебные заведения типа наших профтехучилищ, где в течение нескольких месяцев приобретают прикладные навыки. Есть двухлетние колледжи — своеобразная база для дальнейшего образования. Основа высшей школы — 4-летние колледжи, дающие квалификационный уровень бакалавра. Университеты, как правило, состоят из нескольких таких колледжей плюс магистратура. Чтобы стать магистром, нужно учиться один—три года, в зависимости от специальности и университета. Магистратура дает более узкую специализацию. А уже следующая — докторская — степень требует еще как минимум двухлетней учебы.

Евгений: Высшая школа в Америке далека от единого стандарта. Каждый университет имеет свои учебные программы, могут отличаться количество семестров (два или три), оценки, цены за обучение и даже начало учебного года.

— Известно, что в американских вузах студенты сами выбирают себе предметы для изучения. Не идет ли это в ущерб наполняемости курса, уровню обучения? Ведь студент — везде студент: если можно не учить — он и не учит.

Елена: При вступлении студенты выбирают специальность широкого профиля и узкую специализацию. В процессе учебы может меняться специальность или же выбранные предметы. Можно учиться и по двум специальностям одновременно. Но есть общеобязательные предметы — скажем, история или математика, а также необходимые по специальности: их всего около половины. Остальные каждый выбирает для себя сам. Кроме того, студенты свободны в выборе удобного для себя времени обучения и сами составляют свое расписание. Для этого университет выдает брошюру с перечнем предметов и их расписанием. Один и тот же предмет может читаться в разное время суток или даже в разные дни недели.

Одни студенты учатся полный день, другие — неполный, то есть с меньшей учебной нагрузкой. И первые, и вторые — это, по-нашему, стационарники, но последним придется дольше учиться, чтобы освоить необходимый минимум предметов и стать бакалавром. В Штатах существует система кредитов, отражающая уровень загруженности курса. В университете «Северный парк» (Чикаго), где я училась, один кредит соответствовал, по украинским меркам, 54 учебным часам. Каждый предмет имеет определенное количество кредитов. Оно зависит от количества часов по этому предмету в семестре и от курса, на котором он читается. Минимальный и максимальный кредитный уровень зависит от университета. Как правило, минимум — 12, максимум — 16—18 кредитов.

Евгений: Все стараются брать среднее количество кредитов. Потом это учитывается в сумме набранных баллов. Обычно продолжительность курса — три занятия по 50 минут или же два — по 75 в течение недели. Плюс групповая работа над избранной темой исследования или самостоятельная научная работа. Занятия не делятся на лекции и семинары, как в наших вузах. Скорее, они похожи на наши школьные уроки, где и новый материал излагается, и домашние задания проверяются. Выполнение этих заданий, то есть самостоятельная работа дома, забирает львиную долю времени американского студента. Причем если на младших курсах на один час занятий в университете приходится около двух часов самостоятельной работы, то на старших — вдвое больше. Поэтому два-три ежедневных аудиторных занятия по 50 минут — лишь вершина учебного айсберга. Например, я выбрал для изучения специальность «Менеджмент информационных систем» и более технические курсы, чем те, что я изучаю в Хмельницком, — движение информации, средства коммуникации и т.п., — так мне в первом семестре суток не хватало.

Хорошо, что в Америке можно учиться круглосуточно. И библиотека, и компьютерные классы в течение семестра не закрываются ни на минуту — ни днем, ни ночью, ни в выходные. Восьмичасовой рабочий день у них только на каникулах.

— Такое впечатление, что американские студенты учатся денно и нощно. У нас же всегда популяризировалось мнение, что они подрабатывают, чтобы иметь деньги и на учебу, и на карманные расходы. Насколько дорого образование в США и могут ли студенты заработать на свой диплом?

Елена: Плата за обучение в разных университетах различна: чем заведение престижнее, тем оно дороже. В Гарварде, скажем, год учебы стоит 54 тысячи долларов. В нашем университете — 26 тысяч. Если родители богаты, платят они. Но подавляющее большинство берет кредит в банке. А подрабатывать — действительно обычное дело среди студентов, но только на карманные расходы. Просить деньги на мелочи у родителей считается дурным тоном.

Евгений: В Висконсинском университете, в котором я учился и который считается лучшим в штате, плата составляет 16 тысяч в год. Кредит на образование получить очень легко и на любой срок — лет этак на 50 вполне возможно. Кроме того, плата может быть намного ниже за счет разнообразных грантов. Еще она дифференцируется: для жителей штата — 3400 долларов за учебу и еще 3000 за проживание, а для приезжих — вдвое выше.

Среди студентов действительно принято работать. В нашем студгородке, например, в гигантской, по нашим меркам, библиотеке с миллионным книжным фондом было всего четыре штатных сотрудника, остальные — студенты. Любой труд обязательно оплачивается — как за счет бюджета (так называемых правительственных денег), так и за счет университетских средств, формирующихся из различного рода пожертвований, благотворительных взносов и т.п. Плата — от 5 долларов 15 центов (минимальная в штате) до 8 долларов в час (это уже за довольно профессиональную или физически тяжелую работу — американцы тоже ленятся работать физически). Работу студент может найти всегда. Особенно заинтересованы в ней иностранные студенты. Многие из них работают помощниками профессора — то есть проверяют самостоятельные работы, выполняют другие поручения преподавателя. И любопытно, что выходцы из Африки, из Восточной Европы обычно превосходят коренных американцев, например, в знании грамматики.

— А наших соотечественников в американских вузах много?

Евгений: Приехавших на один год, как я, встретил троих из Украины и стольких же — из России. Получающих полное образование тоже очень мало, т.к. для этого нужен мешок денег. Если же его нет, то учиться в Америке очень трудно. Ведь учебная нагрузка очень большая. И чтобы заработать гранты для понижения платы, учиться нужно очень хорошо. Работать же иностранцам разрешается не более 20 часов в неделю и только в студгородке — а это максимум 650 долларов в месяц. Если же человек хочет больше денег, то заработать их можно лишь нелегально. Когда же учиться? Поэтому наши земляки учатся очень долго и выглядят довольно изможденными. Зато после длительной учебы вместе с дипломом и американское гражданство можно получить — имеется «выслуга лет» проживания в Штатах.

Елена: Иностранцы, желающие учиться в Штатах, должны обязательно пройти тест по английскому языку TOEFL или аналогичный ему. Как правило, 550 баллов на TOEFL достаточно для поступления в университет. Правда, это тоже зависит от заведения: например, в Гарвардский или Йельский университет нужно набрать свыше 600.

— Знают ли в Штатах об Украине?

Елена: Среди студентов, возможно, процентов десять. Но в Чикаго крупнейшая в США украинская диаспора, которая ведет очень активную общественную жизнь. Туда часто приходят и украинские студенты, обучающиеся в местных университетах. Существует Союз украинских студенческих обществ Америки. Кстати, возглавляет его хмельнитчанин Костя Ворона.

Евгений: Украину воспринимают обычно как часть России, то есть бывшего Советского Союза. И только студенты, интересующиеся политикой, — а я общался преимущественно с такими, поскольку это была самая интересная для меня среда, — что-то знают об Украине, хотя и не уверен, что все показали бы ее на карте. Отношение в студенческой среде к украинцам такое же, как и ко всем остальным. А вот американцы старшего возраста, более информированные о положении постсоветских стран, относятся или сочувственно, или с чуть заметным превосходством: так, как человек с положением и капиталом относится к значительно более бедным гражданам, которым до его уровня никогда не подняться.

— Каковы отношения между преподавателями и студентами в американских вузах?

Елена: Равные и дружеские. Такой дистанции, как у нас, нет.

Евгений: С первого же дня учебы каждому студенту назначают инструктора (консультанта) — преподавателя в ранге профессора или профессора-завкафедрой. К нему можно обращаться со всеми вопросами: для индивидуальной работы со студентами преподаватели имеют специально отведенное время. Считаю, это крайне необходимо в любой стране, а в Штатах особенно. У меня сложилось впечатление, что американская школа дает довольно невысокий уровень знаний, и вуз должен это наверстать, что он успешно и делает. Мне не раз приходилось наблюдать индивидуальный прием у очень популярного преподавателя бухгалтерского учета. К ней весь день стояла очередь студентов. Каждого она встречала улыбкой и с каждым работала до тех пор, пока у него не исчерпывались все вопросы. Кстати, оплата преподавателей бизнес-специальностей на порядок выше, чем гуманитарных.

В конце каждого курса студенты анонимно оценивают преподавателей. Зарплата преподавателя зависит от должности. А может ли он вообще работать преподавателем — еще и от популярности среди студентов. Причем эту популярность может заслужить лишь преподаватель, дающий хорошие знания. Поскольку именно они, а не оценка, наиболее важны для американских студентов — ведь от этого зависит их будущее трудоустройство. Но и оценка никогда не будет выше оттого, что вы с преподавателем друзья. Все решают только знания.

— Система оценки в американских учебных заведениях очень отличается от принятой у нас?

Елена: Да. Оценка по предмету формируется поэтапно в процентах, которые расписывает преподаватель. В начале года студенты получают план работы по курсу на семестр, где также обусловлен состав оценки в процентах. В течение семестра есть два текущих экзамена (по 15—20% каждый), в конце курса — третий, итоговый (как правило, 25%, но может быть и 10—15%). Кроме того, оценивается работа на парах и присутствие на них — до 15%. В течение курса выполняется одна или несколько исследовательских работ или финальный проект, за которые может даваться до 30%. Таким образом, если студент проваливает последний экзамен, он не проваливает курс. С другой стороны, даже отличная подготовка к итоговому экзамену вовсе не компенсирует плохую работу в течение семестра. При таких требованиях достигается системность обретения знаний, что чрезвычайно важно для дальнейшего их применения.

Успешность студента определяется средним баллом, который вычисляется по довольно сложной схеме. Учитывается предмет, количество кредитов и набранные баллы. Чтобы не вдаваться в подробные пояснения и подсчеты, скажу так: для дальнейшего обучения на магистра средний балл должен быть от 3,25—3,5 и выше (это зависит от репутации учреждения).

— А списывать можно?

Евгений: Американцы не списывают! Плагиат у них жестоко карается. Если использовал несколько предложений из чужой книги без ссылки на автора — компьютер это обнаружит и работу не засчитают. А сосед-американец ни за что не даст тебе списать: будет прикрывать уже написанное рукой или листом — нет, списать там невозможно.

Елена: Каждый штат имеет свои законы, но все они очень жестки к плагиату или списыванию в учебных заведениях. Списывать на экзаменах никому даже в голову не придет. За это могут исключить из университета. А иногда виновных могут даже привлечь к административной, а то и уголовной ответственности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме