Нередко мы сталкиваемся с таким явлением: ученик, успешно закончивший начальную школу, переходя в пятый класс, постепенно теряет интерес к учебе, возможность реализовать свои способности, и, как следствие, успеваемость его падает. Начинаются взаимные упреки. Учителя начальной школы считают, что виноваты учителя-предметники, которые не смогли закрепить ранее достигнутые успехи ученика. Те, в свою очередь, возмущаются: «К нам приходят «липовые» отличники». Кто прав, кто виноват, разобаться сложно - истина, как обычно, где-то посредине. Ученые, дидакты, методисты давно пришли к выводу, что проблема состоит в отсутствии преемственности между начальной школой и средним звеном. «Программа начальной школы» и остальные программы, созданные специалистами-предметниками, существуют автономно. От нескоординированности школьных программ, их перегруженности учебным материалом страдают и ученики, и учителя.
Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя министра образования Украины, академика АПН Александру Савченко.
- Вы затронули действительно болевое место, важную проблему, которая хронически актуальна для школ. Обусловлена она целым рядом причин. Объективно существует сложность преемственности на всех стадиях образования: между дошкольниками и школой, начальным и средним звеном, средним и высшим образованием. Этапы этих переходов во многих случаях совпадают не только с изменением статуса ребенка, но и с тем, что сложившаяся методическая традиция членения всех уровней образования всегда была причиной проблемы стыковки содержания и требований к обучению. В связи с существованием в нашей школе с 1986 года параллельно трехлетней и четырехлетней начальной школ, проблема еще более обострилась. В чем же сложность этого перехода?
Во-первых, ребенок из рук одного учителя-классовода попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. К тому же, в большинстве случаев учитель-предметник приходит в пятый класс тогда, когда только выпустил свой десятый или одиннадцатый, и ему сложно соотнести свои стереотипы требований, сложившиеся со взрослыми учениками. Казалось бы, это лишь штрих, но очень существенный. Ведь обучение - это не просто передача знаний, а прежде всего жизнь ребенка в школе.
К тому же увеличение количества предметов от восьми до тринадцати, а часовой нагрузки с 24 часов в неделю до 29, резко повышают потребность в адаптационном потенциале ребенка. Даже физически крепкому ученику довольно сложно высиживать по шесть уроков ежедневно.
Третий фактор - это разнобой между учителями в плане требований, не диалог, а конфронтация, взаимные претензии и упреки. К сожалению, искоренить этот недостаток невозможно, ведь учитель во все времена остается личностью. И у каждого свое представление о том, какой уровень знаний соответствует «пятерке» или «тройке». Это расхожая педагогическая истина, и не всегда за ней стоит злой умысел или конъюнктура.
Следующий аспект проблемы кроется в самом ребенке. Старательный, доверчивый малыш, всегда привыкший учить и выполнять все, что задано, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и логически обобщать материал. Немаловажную роль занимает планирование, умение ребенка равномерно распределять свои силы. Мы повторяем, как заклинание: «Надо уметь учиться», а это прежде всего организация учебной деятельности, проблема процессуально-операционной способности к обучению.
- Александра Яковлевна, но ведь это задача подчас непосильная и для взрослого человека. В старших классах учителя сталкиваются с тем, что ученику трудно написать реферат на определенную тему или составить алгоритм решения задачи. Однако позвольте вернуться к программе пятого класса: детям начинают объяснять то, что они уже учили раньше, пропадает интерес. Или подобный взгляд слишком примитивен?
- Вопросы интереса, мотивации обучения очень сложны. Для творческого человека ясно, что работа без интереса - каторга. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени. Ведь еще 10 лет назад дозированность и ритм информации были намного медленнее. Ускорение информационного потока, с одной стороны, расширяет кругозор ребенка, а с другой - порождает опасность поверхностного, созерцательного отношения к информации. Именно поэтому зачастую возникает чувство знакомости, хотя само знание чисто визуально, на уровне обрывочных впечатлений.
Школа, в отличие от стихийного, спонтанного познания, доводит нужную информацию до определенного уровня усвоения. Ведь, в конце концов, учиться можно везде: у жизни, у природы, людей, улицы. Целенаправленное обучение делает ставку на конкретный результат, либо мы просто даем ознакомление с материалом, либо доводим до стадии самостоятельного применения тех или иных знаний. А для этого необходим определенный круг упражнений, частотности подачи информации, ее повторение.
Приведу небольшой частный пример. На уроке «проходят» деление в столбик. Сообразительный ученик быстро разделил в уме и сидит, скучает. Но у хорошего учителя он не получит отличную оценку, поскольку не усвоил алгоритм действия. А наш ученик не понимает, зачем это нужно. С одной стороны, мы можем сказать: «Ах, какой умный ребенок и недалекий учитель!» Но это лишь то, что лежит на поверхности. А если посмотреть более глубоко, то и жизненный успех, и самореализация человека зависят не только от его потенциальных способностей, а еще и от того, насколько он может шлифовать результат, к которому стремится, насколько высока его планка требований к самому себе. Это, казалось бы, незначительный пример, но в нем заключена жизненная стратегия. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается. Немало людей склонны во всех своих проблемах винить других. Поэтому ребенок все-таки должен быть настроен на то, что школа - это труд, и необходима полнейшая отдача для достижения цели.
Интерес к учебе - это синяя птица. Но как ее поймать? Учитель должен внутренне настраивать ребенка на то, чтобы тот не воспринимал материал снисходительно. Это только кажется, что «это мы уже проходили». Ведь в средней школе изменяются цели обучения. Если в начальной школе делается акцент на речевое развитие ребенка, укрепление его навыков общения, то в средних классах доминируют грамматические категории. И каждый раз учитель мотивирует полезность новых знаний, даже в том случае, если они имеют определенный момент повторения. Очень много значит установка на восприятие, действующая на всем спектре человеческих отношений. Установка на полезность или отторжение информации - в руках учителя. Но без личностных качеств ребенка он мало что сделает.
Необходимо ориентировать родителей выйти за рамки их обычного участия в обучении ребенка на уровне: «Что ты сегодня получил?» Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наивысший и наисложнейший труд. Это звучит достаточно громко. Но если соотносить жизненный успех и поведение любого человека, то видна прямая зависимость от того, насколько четко и осознанно мы относимся сами к себе, к своим возможностям и потребностям. Нужно двигаться к самоосмыслению, саморефлексии, вспомните, у Сухомлинского есть «Мысли о мыслях».
К сожалению, когда речь идет о проблемах и трудностях школьного обучения, большинство педагогов и родителей видят лишь внешние стороны: ребенок устает, он перегружен, программы несовершенны. Все это верно. Только необходимо дать себе отчет: а каков мой ребенок? Чего он хочет и к чему стремится? Где нужно его подтолкнуть, ни в коем случае не ломая? А ломают детей сплошь и рядом, и в школе, и в семье, забывая основной принцип воспитания - природосоответствие. На этом стояла вся классическая гуманная педагогика. В советский же период лозунги вроде «Не будем ждать милостей от природы» легли в основу методологии тоталитарной машины.
- Вряд ли смерть тоталитаризма обусловлена хронологическими рамками. В конце концов, новые веяние в сферах идеологии больше похожи на обратную сторону той же медали...
- Увы, когда я слышу, что «нам надо воспитать нового человека», становится просто страшно. Если вдуматься, это просто необольшевизм, который нам известен.
Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, притушить отрицательные стороны его характера - вот в чем суть. Воспитывать человека на его силе, а не на слабости - в этом кредо педагогики. Сильные стороны любого ребенка - его пытливость, любознательность, волевые качества. Казалось бы, «воля» - категория взрослого человека. Но если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу - это говорит о том, что начинает формироваться личность.
Кроме генетических причин очень многое значит отношение в классе и дома к достижениям ребенка. Правильное определение родителями тех целей, которых они хотят достичь в воспитании, - задача очень непростая. Большинство пользуется штампами: «Он у нас отличник» или «Он у нас дурак». Это типичные явления для многих семей, которые абсолютно не связаны с уровнем образования родителей. А ведь в воспитании нет ничего случайного. Мы бесконечно говорим о приоритетах в школе и семье, гуманизации образования, о том, что в центр воспитательного процесса должен быть поставлен ребенок, а школа существовать не для взрослых, а для детей. Это очень правильные и вечные слова. Но чтобы наполнить их содержанием, реализовать на практике, необходимо чем-то жертвовать, хотя бы на уровне семьи. Изменить стиль жизни, стиль общения между собой. Очень легко превратить своего же ребенка в задерганного, подавленного человечка, не способного выполнять высоких требований родителей.
- Александра Яковлевна, во многих странах мира начальное обучение длится шесть-семь лет. И только после того, когда становятся очевидными предметные склонности ребенка, начинается средняя школа. Находите ли вы это целесообразным?
- Вы затронули вопрос, который, на мой взгляд, имеет сейчас государственное значение. Чем продолжительнее начальная школа, тем больше гарантий для полноценности интеллектуальной, эмоциональной и физической жизни ребенка.
К сожалению, у нас сейчас произошел отход от четырехлетней начальной школы, что планировалось еще в 1986 году. Предполагалось, что в первый класс будут приходить дети «школьного» возраста, который зависит от степени их готовности. Школьная зрелость предполагала достаточную подготовленность в речевом плане, но ни в коем случае не умение писать, читать и считать. Однако учителям и руководителям школ намного удобнее делать конкурсный отбор, отсеивая сложных детей. Это не имеет ничего общего с официальной позицией министерства.
Сейчас мы стремимся заложить в проект «Закона об общем образовании» обязательную четырехлетнюю начальную школу. Идеальным было бы включить в нее и пятый класс, чтобы переход к средней школе стал более плавным. Но реальная экономическая ситуация расходится с нашими планами.
По имеющимся данным, с начала 90-х годов в школу идет все меньше шестилеток. Областные управления образования упираются руками и ногами - зачем им лишние хлопоты? Ведь при выпуске шестилетки все равно вливаются в пятый класс. Существует непонимание того, что чем равномернее и глубже мы проработаем все вопросы на раннем этапе обучения, тем спокойнее и увереннее ребенок будет себя чувствовать в дальнейшем.
Кроме того, продолжительность начальной школы - это и престиж общего образования. Длительность обучения в развитых странах составляет 12-13 лет, и на этом фоне наша 10-11-летка вызывает недоумение. Единицы, которые продолжают образование за рубежом, сдают дополнительные экзамены и тесты. К счастью, наши дети не проигрывают на общем уровне, благодаря распространенному только у нас институту репетиторства. Полноценное образование сложно обеспечить не только в силу материальных причин. К сожалению, современное состояние всего общества не поддерживает надлежащим образом мотивационную ценность образования, ценность знаний.