Не хотелось прибегать к крайностям, сосредотачиваясь на какой-нибудь насквозь коммерциализованной, богатой школе, впрочем, как и описывать прозябание нищей. Охота была найти некую середину, норму. Именно поэтому речь сегодня - об обычной, не элитной (хоть и с углубленным изучением английского) киевской школе №301 и ее директоре.
Любая школа - это калейдоскоп. Разновидности рисунков - у каждой свои. Полнота же и насыщенность цвета частенько зависят от степени виртуозности руководителя. Ему нужно быть дирижером калейдоскопа, чтобы все слагаемые школьной жизни составляли общий слаженный рисунок. Тут и микроклимат в педколлективе, и материальная база, и успеваемость, и отношения с родителями, наконец, репутация. Насколько это удается директору школы №301 Василию Александровичу Антонюку - судить читателю.
Настоящий полковник
Для пущей определенности стоит заметить: описываемая школа расположена в спальном районе Киева, именуемом Троещиной. Летоисчисление данного общеобразовательного заведения ведет начало со Дня Василия Великого - 14 января 1992 года. К тому времени при непосредственном содействии нынешнего директора помещение для школы было достроено и все началось с новоселья. Как вы уже заметили, директора также зовут Василий и вот уже более семи лет он неизменно дирижирует калейдоскопом №301. Здесь постигают азы знаний 2225 учеников под чутким руководством 146 учителей и при помощи 200 человек обслуживающего персонала. Если коротко - это полк. Поэтому директор ощущает себя настоящим полковником. Взять хотя бы такой нюанс. Коллектив по преимуществу, конечно, женский (15 мужчин и 130 женщин). Отсюда золотое правило - каждое совещание начинать с признания в любви всем прекрасным дамам и только затем приступать к обсуждению рабочих планов и проблем.
На рабочем столе директора - портрет юного создания, точь-в-точь напоминающий певицу Наталью Могилевскую. Подумалось - мало ли чего, может, Могилевская спонсирует эту школу. Ан нет. Оказалось, что таки Наталья, но Антонюк - любимая дочь Василия Александровича.
Сам руководитель как таковой не причисляет себя ни к диктаторам, ни к демократам. Так и говорит: «Ну, небольшой я демократ и до диктатора еще не дорос». В самой фразе угадывается натура самокритичная, искренняя, с чувством юмора и здравого практического смысла. Ежели надо, он может применить диктат. А когда позволяет ситуация, предпочитает делать дело, опираясь на мнение коллектива и его лидеров. Кстати, о лидерах. Причисляя самого себя к таковым, директор старается помочь в самореализации любому человеку-личности, будь то учитель или ученик. Даже если дарование весьма нестандартно. Опять же, к перегибам не склонен. Чему способствует сама директорская должность: нужно смотреть, чтобы нестандартность лидеров не перешагнула стандарты элементарной законности.
«Плохих учеников не бывает. Есть разные стартовые условия» - такое вот твердое убеждение Василия Александровича позволяет ему не пренебрегать троечниками и не слишком превозносить отличников.
Рейтинг
Слово-ключ, характеризующее школу №301, - «стабильность». Среди 50 учебных заведений подобного уровня, расположенных в Ватутинском районе, ее рейтинговое место красивое - седьмое. Английский здесь изучают с первого класса. Но даже в связи с этим чрезвычайных конкурсных ограничений при поступлении детей нет. Разве что мест не хватит. А с восьмого класса дети имеют возможность углубленно изучить еще несколько предметов: математику, биологию, украинский язык и литературу. Показатель качества обучения равняется 96 процентам. То есть двоечники тоже имеются - в пределах двух процентов от общего числа учащихся. Средством преодоления двоек служит школьная система дополнительных индивидуальных занятий с отстающими учениками. Впрочем, то, что ребенок плохо учится, зачастую вина семьи - либо обстановка в доме «грозовая», либо родителям все равно, как учится их чадо.
Учительский состав школы время от времени слегка обновляется. В том смысле, что приобретшие опыт педагоги уходят в близлежащую гимназию по материальным соображениям. Благо, на их место тут же приходит талантливая молодежь, у которой есть все шансы через пару-тройку лет тоже стать суперпрофи благодаря хорошо поставленной в школе методической работе под началом Татьяны Николаевны Запорожец.
Большой плюс - бассейн. В нем учатся плаванию на специальных уроках дети всех возрастов. В перспективе - создание большой оздоровительной программы под девизом «Школа 301 - школа здоровья». Директор считает, что школе повезло, когда пришел преподавать физкультуру корифей туризма Ватутинского района Владимир Владимирович Сапожинский. Теперь вся школьная семья, включая родителей, влюблена в туризм.
Современный компьютерный класс, стоматологический кабинет, швейная мастерская для 5-9-х классов - тоже весомые условия получения толкового базового образования. Пусть даже учебное заведение не именуется с претензией лицеем, гимназией или колледжем.
Деньги
В начале девяностых по стране стали упорно бродить призраки коммерциализации и приватизации. Столичным школам приказано было выжить, находя самостоятельно дополнительные пути финансирования. На этой почве доходило до абсурдов, когда в непосредственной близости от школ устанавливались рекламные щиты спиртных и табачных концернов. С 301-й такого не случилось. Зато успели набить первые экономические шишки, организовав вместе с бывшими шефами производство кухонной и офисной мебели. Вскоре шефы вынужденно оставили район и дело умерло на корню Ныне школа зарабатывает деньги старым испытанным способом - арендой. Один из арендосъемщиков переоснастил школьную теплицу для производства макаронных изделий. И то хорошо: и микрорайон имеет свежие макароны, и школа имеет средства на погашение коммунальных долгов.
Заходила речь о платных услугах образовательного плана на общем родительском собрании. Да пока ни помещений для дополнительных занятий (школа и так задействована в две смены), ни четкого механизма осуществления нет.
Одна из трех фирм-арендосъемщиков охраняет учебное заведение. И есть от чего, ведь неподалеку большой троещинский рынок, где за сходную цену можно приобрести любое зелье. И хотя проблема наркомании, по словам директора, в школе «не стоит», с несколькими учениками уже приходилось «вести работу». Вообще охрана в столичных школах вводится не от хорошей жизни.
Мечты
Да, плох тот полковник, который не мечтает стать генералиссимусом. И плох тот директор, который не мечтает что-то (или многое) изменить к лучшему в своем учебном заведении. У Василия Антонюка есть мечта-минимум и мечта-максимум. Во-первых, чтобы школа работала в одну смену. Тогда можно организовать после уроков постоянную подготовку домашнего задания при консультационной помощи учителей. Чтобы ближе к вечеру они могли свободно отдохнуть. Во-вторых, если осуществится замысел о школе здоровья, то 301-я сможет работать на оздоровление детей всего микрорайона.
Еще директор мечтает найти побольше денег, чтобы пореже обращаться за материальной поддержкой к родителям. Которые, кстати, с огромным пониманием и участием относятся к нуждам школы.
Наконец, Василий Александрович не прочь поменять кое-что в учебной программе. По его мнению, нет смысла учить труду в 9-11-х классах. Вместо того уже к восьмому классу ученик и его родители могут определить для себя, что больше нужно для будущего - мускулы, интеллект или еще что-то. Ну, и в дальнейшем делать упор на изучение предметов нужного направления. Будь то компьютерная грамота, литература или история.
Вот, пожалуй, основные штрихи к портрету нормальной столичной школы и ее руководителя. Меньше всего автору хотелось, чтобы вышел портрет в радужных тонах. Если же где-то и проглядывает радуга - что ж, само собой получилось.