Гражданское образование и образование по правам человека в Украине на государственном уровне начали вводить еще в 2000 г.
Позже, при поддержке Европейской комиссии и правительства США, были реализованы несколько важных проектов, в рамках которых разработали учебную программу по гражданскому образованию в 9–11 классах общеобразовательной школы, начали подготовку педагогов среди учителей истории и обществоведческих дисциплин, выпустили экспериментальные учебники. Поддерживались и некоторые внешкольные мероприятия по распространению демократических принципов воспитания. И все эти достижения воспринимались как нечто не столь уж актуальное для Украины.
Однако в 2010 г. Совет Европы принял Хартию по образованию для демократического общества и образования в области прав человека. Украина как член Совета Европы приобщилась к продвижению идей хартии и взяла на себя обязательства внедрять принципы гражданского общества в образование, государственную службу, местное самоуправление.
Для этого с 2014 г. в восьми областях Украины реализуется украинско-швейцарский проект DOCCU "Развитие гражданских компетентностей в Украине". Для учителей и руководителей школ обучение в сфере гражданского образования и образования по правам человека организовано в областных институтах последипломного педагогического образования. Государственные служащие и работники органов местного самоуправления проходят такой курс в региональных центрах повышения квалификации.
Участником проекта стало и Прикарпатье. Это означает, что в Ивано-Франковской области к нему приобщились свыше 20 общеобразовательных учебных заведений.
Почему основное внимание в гражданском образовании делается на школе? Потому что именно школа должна стать центром культурно-образовательного развития общины. И ни для кого не секрет, что задача общеобразовательного учебного заведения - сформировать активного гражданина, который будет жить в свободной, демократической стране, где обеспечено соблюдение прав человека. А для этого необходимо создать партнерскую среду, в которой царит атмосфера сотрудничества учеников между собой, учеников и педагогов, культивируется уважение к правам каждого ребенка.
- Образование для демократического гражданства и образование по правам человека должны внедряться не только через отдельный предмет, но и проходить через все учебные предметы в школе. Важна также демократическая атмосфера в классе, в школе, поскольку это меняет отношение всех причастных к управлению образованием и, в частности, школой. Но должна быть демократической и внешкольная среда, куда попадает ученик после уроков. И тут нужно тесное взаимодействие: школа–власть–община, - говорит руководитель проекта DOCCU "Развитие гражданских компетентностей в Украине" профессор Наталия Протасова.
Как это происходит на практике? В общеобразовательных учебных заведениях, где побывали участники недавней медиа-экспедиции, организованной общественной организацией "Интерньюз-Украина", дети учатся реализовывать социальные инициативы, привлекая к этому общественность, прежде всего родителей и власть. Например, ученики общеобразовательной школы І–ІІІ степеней №6 Калуша изготовили и установили в городе скамейку с солнечной батареей, от которой каждый желающий может подзарядить гаджет. К этому делу дети привлекли родителей, ведь понадобились деньги для электрооборудования. Участие в проекте взяла и городская власть: нужно было согласование для установки скамьи.
В Тысменицкой специализированной общеобразовательной школе еще с 2003 г. действует ученический парламент. И если поначалу он имел простую цель - сделать жизнь учеников более интересной и содержательной, то сейчас его роль совсем иная - быть активным участником образовательного процесса, принимать участие в планировании работы школы. Как заметила в разговоре с журналистами директор школы Мария Лютая, работа школьного парламента помогает управлять образовательным процессом, а с другой стороны - позволяет развивать учебное заведение и создавать благоприятную образовательную среду.
"Три года назад школьный парламент Тысменицы подписал с городской властью меморандум. Одно из него условий - привлекать учеников к принятию решений горисполкома, касающихся жизни школьников, - говорит руководитель органа ученического самоуправления Олег Олейник. - И ученики показали, что могут добиваться от власти поддержки их социальных инициатив (пусть и не слишком масштабных. - Р.Я.), как, например, "Посади дерево". Ученический парламент убедил городскую власть: "Мы хотим улучшить экологическую среду, а вы помогите финансами". И в городском бюджете Тысменицы уже два года подряд закладывают средства на приобретение саженцев".
Однако в треугольнике взаимодействия "школа - община - власть" роль общественных организаций пока что вялая и недостаточная. А им следовало бы активнее поддерживать такие инициативы и, привлекая учащуюся молодежь, улучшать качество жизни общины. Спит и бизнес, точнее, живет своей жизнью, заботясь лишь о текущих коммерческих выгодах.
Но упомянутая школа Тысменицы - пример того, как дети, разные по способностям и характеру, без указания взрослых самостоятельно могут объединяться в группы, вместе сотрудничать. Ведь атмосфера сотрудничества не допускает неравенства, издевательств, которые иногда приводят к печально известному булингу. Ученический парламент этой школы заглянул в перспективу и принял участие в международном проекте предотвращения булинга "Стоп булинг!"
Но наилучший образец сотрудничества учеников - детская информационная студия "Сузір'я", которая действует в школе с 2001 г. Дети создают учебно-познавательные передачи об интересных книгах - "Золотая страница", знакомят с новостями космической отрасли, при этом учатся отделять научно обоснованную информацию от слухов и мистификаций. Кроме того, ученики создали серию фильмов о французской девочке Анне де Гвинье (1911–1922), которая стала праведницей, и фильм, знакомящий с разнообразным растительным миром, - "Исповедь одинокого листочка". "Над созданием передачи работает коллектив из 7–8 детей, а над фильмом - 40–50, - рассказывает руководитель студии педагог Богдан Нагорняк. - Ученики сотрудничают друг с другом, берут интервью у товарищей и взрослых, ведут диалоги, дают возможность друг другу реализовать свои способности, то есть создают партнерские отношения, демократическую среду в школе".
Задача школы - сформировать личность, которая может реализовать себя в жизни, умеет жить в общине и неравнодушна к ее проблемам. Например, выпускники Тысменицкой школы Марта Критович и Наталия Петрунив ныне являются активными общественными деятелями - руководителями известной благотворительной организации "Мальтийская служба помощи" в Ивано-Франковске и Тысменице. И они, привлекая учеников и педагогов школы, реализуют социальные проекты для общины, в частности "Святой Николай идет к детям-сиротам", бал для людей с инвалидностью, добровольное медицинское спасание. Тысменицкая школа получила от польских партнеров оборудование для оказания первой доврачебной медпомощи. Волонтеры из упомянутой "Мальтийской службы помощи" подготовили учителей, которые будут учить оказывать догоспитальную медпомощь.
Чем это не яркий пример активности и сплоченности общественных организаций, которые начали и проводят нужную работу в школе и общине? Своими действиями они побуждают общину не быть равнодушной к своим проблемам. С другой стороны, такие общественные организации подталкивают государственные структуры - социальные службы, экстренную медпомощь - тщательнее и более профессионально исполнять свои обязанности. Поскольку если эту работу может квалифицированно выполнить негосударственный сектор, то государственным органам с соответствующим штатом, бюджетным финансированием следует ее делать более качественно и ответственно.