Себе миллиард, школе — копейку

Поделиться
Себе миллиард, школе — копейку
Что принесет бюджет-2014 образованию и науке? Проект госбюджета, который общественность уже давно окрестила "популистским", "кризисным", "сомнительным", в сфере образования и науки, к сожалению, подтверждает эти характеристики.

По мнению министра образования и науки Д.Табачника, в прошлом году в Украине были две беды - это мировой экономический кризис и Евромайдан ("невоспитанность и недальновидность части лидеров украинской оппозиции, продолжающих превращать столицу Украины в какую-то резервацию, грязный мусорник").

За Майдан приятно - поставив его в один ряд с глобальным экономическим кризисом, Табачник признал масштабность события. А за образование и науку, о которых, собственно, должна больше всего болеть душа у министра, обидно: разве то, что происходит в этих сферах, не беда? Разве они не находятся в кризисе, который из года в год лишь усугубляется?

В комментарии для СМИ министр пожелал украинцам: "Для того чтобы 2014 г. для Украины был более успешным, думаю, что все мы должны больше работать, честнее платить налоги и уметь слушать друг друга".

Однако умный хозяин должен заботиться не только о наполнении кошелька, но и о рациональном использовании средств. Как же из государственного кошелька планируют финансировать образование и науку в 2014 г.? Будет ли способствовать это их развитию?

Проект госбюджета, который общественность уже давно окрестила "популистским", "кризисным", "сомнительным", в сфере образования и науки, к сожалению, подтверждает эти характеристики.

"Анализируя этот документ, можем утверждать, что в образовании продолжится кризис. В бюджете на следующий год снова заложено недофинансирование", - отмечает председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич.

По ее данным, в 2014 г. планируется выделить на образование 107,2 млрд грн, то есть 6,4% ВВП. Согласно Закону об образовании, на эту отрасль государство должно выделять около 10% НД, то есть 160 млрд грн.

На науку предусмотрено выделить 0,27% ВВП вместо законных 1,7%. Для того, чтобы хотя бы просто выживать, отрасли нужно как минимум 0,9%.

Эксперты отмечают: еще никогда за годы независимости Украины финансирование науки не было таким мизерным. Очевидно, приоритеты государственной политики изменились. Сравним финансирование двух государственных учреждений (рис.1).

"Это полицейское государство, в котором до науки, если честно, никому нет дела", - прокомментировал СМИ ситуацию с финансированием науки председатель профсоюза НАН Украины Анатолий Широков. Он отметил, что свыше 90% выделенных государством средств пойдут на выплату зарплат и коммунальные платежи, а не на проведение научных исследований и приобретение нового оборудования. "Недофинансирование научной сферы ведет к сворачиванию научных тем и исследовательских работ, что приведет к непоправимым последствиям для будущего развития Украинского государства", - заявили ученые.

Не лучшая ситуация и в образовании. "Недофинансирование образования представляет общественную угрозу", - указала Л.Гриневич. По ее данным, в этом году на содержание одного ученика в формулу межбюджетных трансфертов закладывается сумма 8,8 тыс. грн в год. Тогда как органам местного самоуправления ученик "стоит" от 9,5 до 15 тыс. грн в год.

"Закладывая такой норматив на ученика, мы закладываем проблемы местных бюджетов и перекладывание значительного количества финансирования на карман родителей. Это приводит к углублению неравного доступа к качественному образованию. Школы, где учатся дети более обеспеченных родителей, имеют совершенно другие условия обучения. Образование в Украине воспроизводит бедность и формирует социальную прослойку недообразованных людей. И именно из этой прослойки мы потом получаем граждан, неспособных делать сознательный выбор, неспособных обеспечить себя в жизни честным трудом", - подчеркивает председатель профильного парламентского комитета.

В условиях значительного недофинансирования образования выходом для органов местного самоупра вления может стать уменьшение количества школ, которое и без того приобретает в Украине неслыханные масштабы. По информации парламентского комитета по вопросам науки и образования, при новой власти прекратили работу 1306 школ: в 2010 г. - 300 школ, 2011-м - 426, 2012-м - 202, в 2013-м - 378. Большинство из них - в сельской местности. И хотя официально считается, что оптимизация учреждений способствует улучшению условий обучения, в действительности это далеко не всегда так.

Школы получают от государства жалкое финансирование, недостаточное для нормального развития. Об этом хорошо знают учителя, которым скоро придется обучать детей едва ли не на пальцах. Об этом знают родители, которые вынуждены на свои "благотворительные" взносы поддерживать школу. Об этом знают и местные органы власти. В своих письменных предложениях к недавним парламентским слушаниям о доступности и качестве среднего образования ОГА различных регионов просили учесть в бюджете на 2014 г. средства на компьютеризацию, обновление материально-технической базы, оборудование профильных кабинетов и лабораторий, приобретение современных средств обучения.

В материалах НАПН к слушаниям также указано: "Уровень обеспеченности школ средствами обучения в целом по Украине составляет 29,3% от общей потребности... Уровень оснащения лабораторным и демонстрационным оборудованием не превышает в целом, 20% от потребности и достиг критического предела. С каждым годом эта ситуация ухудшается. В соответствии с учебными программами школьных предметов, показатели обеспеченности средствами обучения колеблются от 5,2 до 29,7%. Имеющееся в учебных заведениях оборудование морально и физически устарело".

На слушаниях министр обещал принять во внимание предложения, изучить, учесть, доработать. И даже благодарил участников "за то, что каждый внес свою каплю, и еще внесут и направят". Но это не помешало Кабмину, в состав которого входит и Д.Табачник, одобрить проект бюджета, в котором расходы на методическое и материально-техническое обеспечение деятельности учебных заведений… уменьшены на 87%.

Еще одним примером того, как декларации расходятся с реальными действиями, является финансирование государством поддержки талантливой молодежи. На сайте Минобразования до сих пор "висит" интервью министра Табачника: "Считаю, что образовательную систему Украины отличает от образовательных систем стран Западной Европы и Северной Америки уникальная практика поддержки одаренных детей и поощрение их к творчеству...Обучение в Малой академии наук Украины и разветвленная система проведения Всеукраинских олимпиад - это два материка, из которых складывается система поддержки талантливых детей".

И что же мы видим в одобренном Кабмином проекте бюджета? Финансирование всеукраинских и международных олимпиад и конкурса "Учитель года" будет уменьшено на 50%, а Национальный центр "Малая академия наук Украины" получит в этом году на 7,6% меньше.

На печально известных парламентских слушаниях о среднем образовании Д.Табачник подчеркивал: "Главной задачей определено сохранение здоровья детей. Министерство уже осуществило и осуществляет ряд мероприятий, призванных исправить неутешительные тенденции предыдущих лет". А в проекте бюджета, принятом КМУ, расходы на физическую и спортивную подготовку ученической и студенческой молодежи уменьшены на 12,6%.

Существенно урежут финансирование мероприятий по реализации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и пропаганду украинского образования за рубежом - на 71,4%.

"В 2013 г. президент обещал завершить программу "Школьный автобус", - отмечает Лилия Гриневич. - Но для ее завершения не хватает 1200 автобусов и 446 млн грн соответственно. Средства на автобусы вместе со средствами на учебники и компьютеры заложены в статью расходов, которые напрямую будет распределять Кабинет министров Украины. Кроме указанных расходов, в эту статью сбито вместе все - и строительство жилья для незащищенных слоев населения, и образовательные программы, и программы для инвалидов. На все планируется выделить 3,5 млрд грн. Как будет происходить распределение этих средств, пока непонятно. Это вообще уникальная ситуация. Кабмин будет распределять все в ручном режиме как подачки в предвыборный год".

Очевидно, что такой подход не будет способствовать решению проблем рынка учебников, который упрекают в непрозрачности, чрезмерной монополизации и низком качестве конечной продукции. При том, что на многих жизненно важных статьях власть экономит, количество средств, выделенных на учебники, с каждым годом возрастает. Тогда как их качество вызывает все больше вопросов.

На проведение внешнего оценивания и мониторинга качества образования Украинским центром оценивания качества образования и его региональными подразделениями в этом году выделят на 4,5% (5,5 млн грн) меньше, чем в прошлом году. "Это приблизительно будет соответствовать уменьшению количества выпускников, - говорится в исследовании Центра исследования общества (ЦИО). - Однако Украинский центр оценивания качества образования очевидно снова не получит деньги на крайне необходимое отдельное помещение, задекларированная стоимость которого составляет 17,5 млн грн. Кроме того, высокотехнологический характер ВНО нуждается в существенных вложениях в постоянное обновление оборудования (компьютерного, печатного), тем не менее, средств на это не предполагается".

"Лишь для текущих расходов УЦОКО не хватает более 30 млн грн. А для того, чтобы сделать еще хотя бы какие-то шаги развития, по меньшей мере, в целом необходимо 48 млн грн", - подчеркивает Л.Гриневич.

Сэкономит государство и на повышении квалификации, обучении, стажировке студентов, аспирантов, научно-педагогических и педагогических работников за рубежом, которые отнесены к одной статье расходов с руководящими работниками и специалистами пищевой и перерабатывающей промышленности. Все вместе получат от государства на 5,1% меньше. Интернационализация украинских университетов происходит чрезвычайно медленно. Наши ученые и студенты должны принимать участие в международных научных дискуссиях, исследованиях, обмене опытом. Без этого говорить о конкурентоспособности и развитии высшего образования и науки нет смысла.

Ради справедливости следует отметить, что финансирование урезано не на все статьи расходов по сравнению с прошлым годом. Например, на "предоставление общего и углубленного образования по физике и математике, физкультуре и спорту общеобразовательными специализированными школами-интернатами, предоставление образования в общеобразовательных школах социальной реабилитации" в 2014 г. выделено аж на 228 тыс. грн (0,1%) больше. Финансирование внешкольного образования и оздоровление детей увеличено почти на 3 млн грн (6,7%). На государственные премии, стипендии и гранты в области образования, науки и техники, стипендии победителям международных конкурсов добавили в этом году 4 млн грн (27%). Что и говорить - радикальные изменения в бюджете.

Только на 55,5 млн грн (12,5%) увеличено финансирование исследований, научных и научно-технических разработок, работ по государственным целевым программам и государственным заказам, выполнения международных научных и научно-технических программ и проектов высшими учебными заведениями и научными учреждениями, подготовки научных кадров, финансовой поддержки научной инфраструктуры и научных объектов, составляющих национальное достояние.

"Запланировано увеличение затрат на подготовку рабочих кадров и специалистов в профессионально-технических училищах и высших учебных заведениях I–IV уровня аккредитации. Однако финансирование подготовки специалистов из общего фонда бюджета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко возрастет на 16,43 млн грн, что лишь на 1,9% больше, чем в 2013 г. То есть меньше, чем общий рост бюджета Минобразования. При этом в обнародованных приложениях к проекту Закона о госбюджете нельзя проследить долю расходов на оплату труда и энергоносители. Рост цен на них может фактически "съесть" заложенный в бюджете рост финансирования учебных заведений. Несмотря на слухи о планированном уменьшении стоимости коммунальных услуг для школ, никаких официальных распоряжений по этому поводу до сих пор не было", - подчеркивают эксперты ЦИО.

"В следующем году, в соответствии с решением Минсоцполитики, предполагается предоставление одноразовой адресной помощи молодым работникам, которые выпустились из государственных учебных заведений и заключили трудовые договоры (не менее чем на три года) с государственными предприятиями, расположенными в сельской местности. На предоставление такой помощи МОН получит 100 млн грн, которые, очевидно, пойдут на помощь молодым учителям в сельской местности", - подчеркивают эксперты Центра исследования общества. И это, конечно, хорошо. Но такая помощь будет одноразовой. А что дальше?

Несмотря на пафосные заявления о заботе об учителях, их зарплата остается позорно низкой (рис. 3). Лилия Гриневич подчеркивает: "Проект госбюджета на 2014 г. не предусматривает повышение с 1 января размера должностного оклада работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки. Просвещенцы снова будут недополучать от 700 до 2000 грн ежемесячно".

Возможно, у кого-то складывается впечатление, что государственный бюджет в сфере образования и науки - это просто раздел денег, который существенно ничего не изменит в стране.

"Пусть примут хотя бы какой-то, хотя бы малюсенький бюджет. В этом мы поддерживаем власть", - сказала в интервью коллегам-журналистам активная женщина с Антимайдана. Вот в этом и беда, что настоящая угроза, которую несет обществу такое использование государственных средств, намного больше, чем кажется. Это деградация образования и науки, а значит - уничтожение будущего. Это воспитание массы необразованных людей, которыми легко манипулировать. Это углубление социального неравенства и нарушение права каждого на одинаковый доступ к образованию. Это продуцирование бедности в стране.

Р.S. Поскольку государственный бюджет 2014 был принят вопреки процедуре, об изменениях, внесенных в одобренный Кабмином проект, стало известно уже после его принятия парламентом. Как сообщила ZN.UA Лилия Гриневич, изменения, которые предлагал профильный парламентский комитет, в большей степени не учтены. А они были внесены на сумму свыше 7 млрд грн.

Образование по-прежнему получает копейки по сравнению с миллиардами, выделенными на власть и силовиков. Добавлено всего 6 млн грн. на олимпиады и конкурс "Учитель года", 10 млн - на реализацию Европейской хартии и пропаганду украинского образования за рубежом. Зато министерству образования неожиданно подбросили почти 425 млн. грн. на "издание, приобретение, хранение и доставку учебников и пособий".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме