Ректоры не в восторге...

8 февраля, 2008, 14:39 Распечатать Выпуск №5, 8 февраля-15 февраля

Сразу скажу: я не являюсь сторонником итоговой аттестации в школах и приема в вузы по результатам ...

Сразу скажу: я не являюсь сторонником итоговой аттестации в школах и приема в вузы по результатам внешнего независимого тестирования, хотя как законопослушный ректор, конечно же, буду выполнять и этот приказ министерства. Но считаю своим долгом показать, что вводимая система в проекциях на следующие годы будет иметь больше недостатков, нежели преимуществ.

А не приемлю я систему итоговой аттестации в школах и приема в вуз по результатам внешнего независимого тестирования (ВНТ) по четырем причинам.

Причина первая. Отказ учителям школ участвовать в итоговой аттестации своих воспитанников, как и отказ профессорско-преподавательскому составу вуза участвовать в формировании контингента первокурсников — это проявление недоверия со стороны властей и к школьным учителям, и к университетским преподавателям. Отстранение от чего-то в связи с недоверием — это элемент унижения того, кому не доверяют. Но ведь известно, что каждый воспитатель воспитывает себе подобного. Так что униженные учителя школ и униженные профессора университетов с течением времени будут не способны привить своим воспитанникам неприятие унижения, поскольку терпеть унижение для них самих станет нормой. А нация, в ряды которой будут вливаться молодые поколения, готовые терпеть унижение, имеет лишь один путь развития — стать чьим-то сателлитом. Поэтому, на мой взгляд, повышать уровень объективности итоговой аттестации в школах и при формировании контингента первокурсников в вузе необходимо не путем демонстрации недоверия ко всем учителям и профессорам, а путем очищения их рядов от отдельных нечестивцев.

Причина вторая. Рано или поздно кто-то из руководства или коллег министра образования и науки обратится к нему с просьбой помочь получить приличный сертификат для сына, дочери, племянницы или внучки, поскольку из-за занятости государственными делами его родители не смогли уделить своему чаду достаточного внимания и оно не освоило как положено азы школьной науки. И если от этого просителя будет зависеть, будут ли выделены дополнительные средства или услуги министерству, — министр не сможет ему отказать. Но ведь сам министр сертификаты не выписывает — он вынужден будет обратиться к руководителю центра сертификации, который тоже сам сертификаты не выписывает. Этот руководитель по технологической цепочке исполнителей подключит к выполнению просьбы министра всех нужных людей. Но ведь каждый исполнитель заказа, выполнив его, получит моральное право выполнить аналогичный заказ и своих родственников и друзей. Поэтому вполне логично предположить, что пройдет немного времени — и в центре независимого тестирования образуется отдельная «технологическая линия» по обеспечению приличными сертификатами детей отдельной категории, причем функционировать эта «линия» с течением времени сможет и независимо от того, кто будет руководителем центра: подобное уже наблюдается в России, где ВНТ начали проводить раньше. Поскольку же у нас созданы кроме главного центра независимого тестирования еще и 10 его филиалов в областях, у руководства которых тоже есть дети, племянники и внуки, а среди них и такие, которые не хотели выполнять домашние задания и учиться, то можно себе представить, какие масштабы может с течением времени приобрести «технология» получения приличных сертификатов при отсутствии приличных знаний. Кстати, сегодня такие дети с недостаточными знаниями тоже учатся в университетах, но за средства своих богатых родителей, — это и справедливо, и позволяет университетам в условиях недостаточного финансирования государством обеспечивать нормальный учебный процесс, в том числе и тем детям бедных родителей, которые поступили на бюджетные места, выдержав конкурс. В условиях же новой системы приема может случиться так, что бюджетные места займут недоученные дети богатых родителей за полученные по блату либо за деньги отличные сертификаты, а контрактников в университетах не станет.

Причина третья. Сегодня подпольные умельцы уже научились довольно легко и качественно изготовлять дипломы, аттестаты, свидетельства и прочие нужные людям документы. Поэтому можно себе представить, какие масштабы приобретет производство «подпольных» сертификатов, каждый из которых практически невозможно будет отличить от настоящих в приемных комиссиях высших учебных заведений. А по поводу каждого сертификата запрос в центр тестирования не отправишь, тем более что ответ «с мокрой печатью» в приемлемые сроки из центра тестирования может и не поступить, ведь не исключено, что в центр таких запросов будет поступать каждый день десятки тысяч. А потому можно прогнозировать массовое зачисление в вузы по сертификатам, изготовленным не в центре тестирования, а подпольными умельцами.

Причина четвертая. Отличными сертификатами в количествах, которые будут превосходить планы приема, будут наводнены столичные университеты и престижные специальности периферийных. Поэтому, чтобы отобрать на первый курс только разрешенное количество абитуриентов, каждому университету все равно придется вводить какие-то дополнительные условия. Но ведь этим, во-первых, нивелируется основная идея полной сертификации выпускников школ, а во-вторых, дается возможность родителям судиться с приемными комиссиями на основании того, что университетские правила будут отличаться от министерских. И если возможность поступать сразу в несколько вузов сегодня держит в напряжении приемные комиссии университетов только летом, то обращения с исками в суды родителей абитуриентов, которые не поступят в связи с внедрением университетом дополнительных условий, будут держать приемные комиссии в напряжении постоянно, поскольку не успеют суды рассмотреть исковые заявления предыдущего года приема, как начнут поступать исковые заявления от абитуриентов текущего года.

Можно привести еще несколько причин, по которым ректоры не в восторге от устранения предметных комиссий университетов от процесса экспертизы знаний абитуриентов, но и этих достаточно, дабы понять, что стремление бороться с коррупцией во время поступления в вузы предложенным министерством способом породит с течением времени еще более масштабную коррупцию.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно