Споря о том, какие реформы нужны украинскому высшему образованию, мы часто ссылаемся на опыт Европы. А как на самом деле развивается европейское высшее образование? Как мы со своими проблемами и реформами выглядим на его фоне?
Своим взглядом на эти вопросы поделился в интервью ZN.UA профессор Рафаэль Бирман, руководитель проекта "Немецкие европейские студии", осу-ществляемого университетом
им. Ф.Шиллера (г. Йена, Германия) совместно с Национальным университетом "Киево-Могилянская академия".
- В Украине довольно много молодых людей получают высшее образование. Это считается едва ли не обязательным. А как в Германии?
- В Германии значительно меньше молодых людей учатся в университетах. И я не уверен, что распространенность высшего образования свидетельствует о его качестве. Здесь многое зависит и от качества школьного образования. Последнее у нас очень развито. Те, кто хочет поступить в университет, учатся 12–13 лет. Есть дифференциация между разными типами школ. Обеспечивается профильность обучения. Качество выпускных экзаменов в школах (а следовательно, и знаний выпускников) очень высокое.
- Как происходит отбор абитуриентов в университет?
- Этим наши страны очень отличаются. Высшие учебные заведения Германии автономны, поэтому они полностью контролируют ситуацию с набором студентов: сами решают, сколько мест выделить на обучение по определенным программам и каких студентов взять. У нас нет единых правил поступления.
Единственное исключение - образование для будущих учителей. В каждой земле Германии есть свои правила поступления на это направление. Поскольку педагоги - государственные служащие в специальной сфере, к отбору студентов и организации обучения по этому направлению предъявляются дополнительные требования.
Как происходит отбор? Каждый университет решает сам. Есть программы, на которые спрос низок. Поэтому на них берут всех, кто желает учиться. Там, где спрос выше, смотрят на выпускные школьные оценки и принимают только самых лучших выпускников. Некоторые вузы отбирают студентов по вступительным экзаменам. Таких программ очень мало - это преимущественно творческие специальности. Но иногда, хотя и очень редко, это практикуется и на других программах.
- Вы не боитесь, что такая свобода в отборе студентов открывает возможности для коррупции в университетах?
- Проблема коррупции при поступлении связана с общей проблемой коррупции во всей стране. Нельзя сказать, что в Германии такой проблемы вообще нет, но она намного меньше, чем в Украине. Каждый университет создает прозрачную процедуру поступления по четким, всем известным правилам. В случае их нарушения абитуриент может обратиться к руководству университета или в гражданский суд. И у него будут большие шансы быть зачисленным на обучение по решению суда. Независимость юридической системы и судов - эффективный способ решения проблемы коррупции при поступлении.
Второе важное условие борьбы с коррупцией - финансовая независимость университетов. Им должно быть по силам создать такие условия, чтобы их преподаватели организовали по-настоящему честный процесс отбора студентов.
Если же у преподавателей низкая зарплата и еще три-четыре места работы кроме университета- они не сосредоточены на учебном процессе (а следовательно, и на качестве отбора студентов ). И потребность взять что-нибудь от абитуриентов на вступительных экзаменах у них намного больше. Наши преподаватели получают значительно большую зарплату, чем их украинские коллеги.
- Для того, чтобы предотвратить коррупцию во время поступления, в Украине ввели единый независимый вступительный экзамен - внешнее тестирование. Задумывался он сначала как выпускной и одновременно как вступительный экзамен. Теперь это только процедура поступления. Есть ли в Германии такая практика?
- Вопрос образования - дело каждой земли. В школах некоторых земель введен единый центральный выпускной экзамен. И теперь мы можем получить информацию о качестве работы школ.
Но использовать для поступления только результаты центрального экзамена - не очень хорошая идея. Нет смысла все унифицировать. Надо дать возможность университетам самим определиться в этом вопросе и сделать свой акцент в процедуре поступления. Это плюрализм и база для демократии.
Но если в стране все коррумпировано, нет независимой судебной системы, нет автономии вузов, тогда такие реформы не имеют смысла. И введение единого вступительного экзамена вполне оправдано.
- Кто в Германии обычно оплачивает обучение студентов?
- Обучение в университетах почти полностью оплачивает государство. Мы осознаем: Германия не богата природными ресурсами. Наш единственный ресурс - образованные люди. И потому инвестируем в образование.
- Существуют ли в вашей стране стандарты высшего образования, общие для всех университетов? Кто их разрабатывает?
- В Германии вообще очень высокое доверие к университетам. Поэтому и государство, и общество делегируют функции контроля над вузами им самим. В Европе и США популярно мнение, что университеты сами лучше знают, какими должны быть стандарты. Чиновники, сидящие в министерстве, зачастую не имеют достаточно знаний для того, чтобы создать качественные стандарты: не знают реалий жизни вузов, особенностей развития образования и науки. Лучше в этом осведомлены сами университеты. Именно они совместно решают, как разрабатывать стандарты высшего образования. С этой целью в Германии создана межуниверситетская организация - Конференция президентов университетов. Она разрабатывает рекомендации относительно стандартов высшего образования и присуждения научных степеней. Но вузы не обязаны выполнять ее решения. Каждый сам решает, что преподавать и как.
Более того, когда высшее учебное заведение принимает на работу ученого-преподавателя, только с ним оно согласовывает и фиксирует в контракте, на чем этот преподаватель будет концентрировать свою работу и в каких направлениях будет работать. Такой подход - проявление принципа свободы в науке и образовании.
Но, конечно, чтобы внедрить какую-то новую учебную программу, надо ее аккредитировать. Этим занимаются частные аккредитационные агентства, работающие от лица государства. У них высокий авторитет. Хотя, конечно же, всегда находятся критики, считающие, что принятое агентством решение неправильное.
- А чем занимается министерство образования Германии? Контролирует ли оно деятельность университетов?
- Для меня ваш вопрос непривычен. Складывается впечатление, будто в Украине существует какое-то недоверие к университетам. Почему министерство должно что-либо контролировать?
У нас есть министерство культуры, курирующее также и образование. Поскольку Германия - страна федеративная, кроме общегосударственного министерства есть министерства в каждой земле. Но наше министерство не контролирует. Оно координирует работу учебных заведений. Выступает с определенными инициативами (необязательными для выполнения), финансирует программы, дает гранты.
Министерства культуры каждой земли создали Конференцию министерств. На этих постоянных встречах они решают между собой вопрос развития отрасли.
Проблемы недоверия к качеству деятельности университета решаются через независимую судебную систему. У нас бывают случаи, когда студенты подают иск в суд на свой университет и выигрывают дело.
- Имеет ли право высшее учебное заведение, кроме дипломов государственного образца, выдавать собственные дипломы об образовании?
- У нас нет дипломов государственного образца. Каждый университет выдает свой собственный. За качество образования, о котором свидетельствует этот диплом, университет отвечает своей репутацией. Есть рейтинги, составленные средствами массовой информации и общественными организациями, из которых видно, какое учебное заведение дает более качественное образование. Работодатели тоже знают, чего стоит тот или иной диплом. Существует большая конкуренция между университетами, и потому они сами заинтересованы повышать свои стандарты.
- Какие статусы имеют университеты Германии? Есть ли среди них "национальные" и "исследовательские"?
- Такого распределения нет. Однако у нас есть высшие учебные заведения, готовящие специалистов по техническим специальностям, и университеты. И те, и другие занимаются наукой и дают высшее образование. Однако только университеты имеют право присуждать ученые степени. И это их единственная преференция.
Несколько лет назад федеральное министерство культуры выступило с инициативой создать немецкий Гарвард. Государство согласилось поддержать университеты, которые могут выйти на мировой уровень. Был объявлен конкурс на получение гранта. По его условиям каждый университет представил свою концепцию развития и научных исследований.
Но я неоднозначно отношусь к этому. Поскольку университеты, получившие гранты, будут больше концентрироваться на научных исследованиях и меньше тратить средств на образование. А остальные университеты должны будут выпускать больше студентов и меньше заниматься исследованиями. Мне кажется, что лучше было бы поддерживать отдельные исследовательские программы или исследования отдельных ученых, чем целые университеты.
Вообще немецкие высшие учебные заведения много и серьезно занимаются исследованиями. У наших преподавателей небольшая нагрузка - около девяти часов в неделю. У некоторых - даже меньше. И это создает условия для научной деятельности. Коллеги из Украины рассказывали мне, что здесь педагогическая нагрузка втрое больше - иногда до 30 часов в неделю. С таким режимом работы научные исследования невозможны.
- Используются ли на практике результаты университетских научных исследований?
- Да, используются. Особенно разработки по естественным и техническим наукам. Существует тесное сотрудничество между предприятиями и университетами, создаются совместные предприятия. На практике это происходит так: университет выполняет исследовательский проект, после его окончания создается предприятие, на котором внедряется разработанная технология. Это же предприятие принимает на работу выпускников университета.
Университет города Йены, в котором я работаю, - хороший пример для ответа на ваш вопрос. Во всем мире сегодня известна йенская оптика. Ее разработка - наше университетское исследование. Для воплощения идеи на практике вокруг университета были созданы предприятия, успешно работающие и сегодня. Для города Йены это имело ощутимый экономический эффект. Более того, в нем постоянно растет количество населения. Тогда как в других городах этой земли численность населения падает.
- Почему важна интернационализация (международное сотрудничество) университетов?
- Под интернационализацией мы понимаем не только академическую мобильность между университетами разных стран, но и сотрудничество с зарубежными предприятиями, организациями. Именно сейчас Конференция президентов университетов проводит оценку интернационализации немецких университетов. Будет составлен отчет, который поможет вузам понять, что они уже сделали и что еще могут сделать в этом направлении.
Важный аспект интернационализации - внедрение культуры радушия к иностранным студентам. Поскольку для наших университетов важно, чтобы именно к ним приезжали лучшие студенты, лучшие преподаватели из других стран.
И мы обращаем внимание на такие важные вопросы: если человек с другой страны хочет учиться в Германии - помогают ли ему в этом университет и местная власть? Или наоборот - усложняют поступление бюрократическими процедурами? Как направлены учебные программы, какой язык преподавания? Или преподавание ведется только на немецком? Достаточно ли преподавателей, владеющих английским? Какие темы обсуждаются - только лишь какие-то локальные немецкие проблемы или те, которыми интересуются люди из других стран?
Пока самые благоприятные условия для обучения иностранцев созданы в США. В американском университете, где я преподавал, на каждом курсе были представители приблизительно восьми разных национальностей. Мы хотим, чтобы и в Германию приезжали учиться люди со всего мира.
- В Украине для иностранных студентов созданы отдельные программы, курсы. А в ваших университетах иностранные студенты учатся вместе с немецкими или отдельно?
- В наших университетах все студенты сидят в одной аудитории. Благодаря этому они могут общаться, обмениваться идеями. Большинство предметов, которые они изучают, читаются на английском языке. Хотя, конечно, есть и такие, которые преподаются на немецком.
Мы обсуждали эту проблему с украинскими коллегами. И я посоветовал, чтобы они не создавали отдельных курсов для иностранцев.
- Кроме организации обучения иностранцев, что еще усложняет интернационализацию украинских университетов?
- Нужно, чтобы ваши профессора сами интернационализировались. Т.е. принимали участие в международных дискуссиях, конференциях в своей области науки, публиковались в международных изданиях и сами читали международную литературу. И побуждали к этому своих аспирантов. Я, например, - профессор кафедры международных отношений. Поэтому 80% профессиональных статей, которые читаю каждую неделю, написаны не в Германии.
Необходимо, чтобы университеты приглашали преподавателей из других стран и отправляли за границу своих. Чтобы они там имели возможность не только преподавать, но и обмениваться опытом, дискутировать с коллегами.
Кроме того, в университете должен царить климат открытости: все документы, объявления, веб-сайт вуза должны публиковаться и на английском, и на местном языках. Это позволит иностранным преподавателям и студентам лучше ориентироваться в жизни университета.
- Украина уже давно присоединилась к Болонскому процессу. Но мы не можем похвастаться большими успехами. Что сдерживает утверждение европейских принципов в нашем образовании?
- В Украине начался процесс интернационализации. И, поскольку нет университетской автономии, он неразвит. Характерная особенность всех постсоветских стран - патерналистское мышление. Все ждут, чтобы им кто-то сказал, что они должны делать. И очень мало собственной инициативы начать процесс реформирования.
Еще одна большая проблема - это, конечно, коррупция. Так же, как в экономике европейские компании не хотят сотрудничать с Украиной из-за коррупции, так и в образовательной сфере украинские вузы не являются привлекательными.
Очень тормозят вхождение Украины в единое образовательное пространство и правила, которые устанавливает министерство образования для университетов. Они не могут сами организовать обучение. И это очень мешает им сотрудничать с зарубежными партнерами. К примеру, наш общий проект с Киево-Могилянской академией "Немецкие европейские студии" очень сложно реализовывается именно по этой причине. Мы делаем намного меньше, чем могли бы и хотели.
Например, сейчас наша самая большая проблема - запрет перекрестного поступления в магистратуру. Пока в этом направлении министерство образования Украины ничего не сделало. Поэтому наш проект ограничивается только студентами одного факультета. Тогда как мы стремимся привлечь как можно больше студентов из разных факультетов. Поскольку мы не можем объявить открытый конкурс для всех желающих, наш выбор очень ограничен. А от этого страдает преподавание.
Из-за большой нагрузки украинских преподавателей мы не можем найти достаточно хороших специалистов для преподавания в наших студиях. У них просто нет времени.
- Какие пути развития украинской системы образования кажутся вам приоритетными?
- Университетам нужна финансовая и академическая автономия.