Похоже, профтехобразование начинает переходить на качественно новый уровень. По крайней мере, это отмечали представители столичных профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ — так теперь именуются училища), собравшиеся накануне нового учебного года на традиционную итоговую конференцию. Более подробно обсудить проблемы этого образовательного звена мы решили с одним из участников конференции, заместителем начальника департамента развития профтехобразования Минобразования и науки Украины Вячеславом СУПРУНОМ.
— Вячеслав Васильевич, много у нас профтехучилищ?
— По всей стране насчитывается 958 государственных профессионально-технических учебных заведений: это училища, высшие профтехучилища и центры профтехобразования. А с начала нынешнего учебного года начнут появляться и профессиональные лицеи. В последних ученики общеобразовательной школы с 8-го класса будут одновременно получать среднее образование и допрофессиональную подготовку. Позже они смогут получить рабочую квалификацию, обучаясь по сокращенным планам и программам.
— Какие училища считаются наиболее рейтинговыми?
— Те, в которых готовят специалистов, пользующихся повышенным спросом на рынке труда: железнодорожников, автослесарей, парикмахеров, бухгалтеров, поваров, рабочих-строителей и пр. В ряде училищ готовят специалистов широкого профиля, скажем, автослесарь-водитель, цветовод-флорист или портной-закройщик. Там, естественно, при поступлении существует конкурс. Вообще же, в наших училищах можно получить широкий спектр профессий (точнее, 342), которые требуются на рынке, в том числе и новые, такие, как флорист, агент по организации туристической деятельности, специалист по компьютерной графике.
— Насколько легко выпускникам ПТУЗ найти работу? Некоторые участники конференции отмечали, что не всегда и не во всех учебных заведениях обучение ведется на должном уровне...
— 80% наших выпускников находят себе работу сразу же после окончания учебы, чуть более 10% поступают в вузы, идут в армию и около 8% имеют серьезные проблемы с трудоустройством. Что касается квалифицированных преподавателей, то, действительно, существует проблема — многие уходят из училищ из-за низкой зарплаты. Тем не менее сегодня в ПТУЗ работают более 50 тыс. преподавателей, половина из них — мастера производственного обучения. Многие владеют двумя и более профессиями.
— В советские времена ПТУ имели не только широко разветвленную сеть и мощную учебно-производственную базу. Помню, в старших классах нас водили для профориентации в одно из строительных училищ. Его директор пытался привлечь высокой стипендией — 70 рублей в месяц — и практически полным обеспечением: питанием, одеждой, ученической формой и даже модной сумкой, заполненной всем необходимым для учебы.
— Вряд ли какое-либо из нынешних ПТУЗ имеет возможность обеспечивать учеников подобным образом. Жилье, одежду, питание и все необходимое для учебы получают лишь дети-сироты — это 9,6 тыс. человек. Также на определенную помощь могут рассчитывать 50 тыс. полусирот и более 170 тыс. детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. По поводу заработков могу сказать, что нередко ученики на производстве получают больше, чем их мастера. Но вот что действительно беспокоит, так это состояние учебно-материальной базы подавляющего большинства ПТУЗ. За последние десять лет средства на ее модернизацию не выделялись, что привело к практически полному моральному и физическому старению техники, оборудования и инструментов. Лишь в этом году впервые предусмотрена соответствующая статья расходов.
— Каким же образом обучают ребят? Раз уровень подготовки во многих училищах достаточно высок, значит, ученики все-таки имеют возможность попрактиковаться на современном оборудовании. За чей счет?
— За счет спонсоров или родителей. Некоторые училища получают международные гранты, сдают помещения в аренду. Средства на поддержание учебной базы зарабатывают и сами ученики, участвуя в производственном процессе. Есть опыт сотрудничества работодателей с профтехучилищами, основанный на взаимном интересе в подготовке квалифицированных кадров: фирмы помогают с оборудованием, инструментами, затратными материалами. Расширяются связи с зарубежными странами. Сейчас в Украине реализуется несколько проектов, связанных с внедрением новейших технологий профессионального обучения. Так, на базе высших ПТУ при участии наших коллег из ФРГ создано 16 модельных центров и учебно-тренировочных фирм по подготовке специалистов для коммерческой деятельности. Их опыт распространяется и на другие регионы страны.