В образовательной среде идут дискуссии вокруг приказа Минобразования №850, который якобы должен ограничить дистанционное обучение в школах. К каким серьезным последствиям приведет реализация этого приказа и почему он вряд ли претерпит существенные изменения после доработки, рассказала Оксана Онищенко в статье «Приказ-невидимка. Почему МОН хочет ликвидировать дистанционное обучение?».
Сам приказ «Об утверждении порядка и условий получения общего среднего образования в условиях военного положения в Украине» уже называют «приказом Шредингера», ведь он вроде бы и есть, но в то же время его нет. МОН сначала подготовило документ, но после критики отозвало на доработку.
Замечания по приказу обнародовали профсоюзы, Ассоциация городов Украины, общественные организации. В то же время, они подчеркнули, что никто с ними этот документ не обсуждал.
«Его реализация приведет к серьезным последствиям, и они не просто об отмене дистанционки в школах», – пишет автор.
В частности, воплощение приказа в жизнь скажется как на детях, так и на самих школах. Что касается учащихся, то документ повлияет на детей со статусом ВПЛ, а также на тех, кто находится на временно оккупированной или прифронтовой территориях. Если коротко, то кто-то больше не сможет учиться дистанционно в родной школе, а кому-то придется переходить на экстернатную или домашнюю форму обучения.
В то же время на прифронтовых территориях школы в большинстве своем работают дистанционно из-за угрозы обстрелов и перейти на смешанное или очное обучение они никак не смогут. То есть, отмечает Онищенко, в случае принятия приказа №850, их придется закрыть.
И вообще, пишет автор, все условия, предусмотренные приказом относительно очного или смешанного обучения в школах, означают, что документ «пройдется широкой сапой сетью школ — их станет меньше и соответственно произойдет сокращение учителей».
«Сомневаюсь, что после доработки в приказе №850 будут принципиальные изменения. Почему? Ибо, во-первых, на мой взгляд, самое главное в нем — не дистанционка, а оптимизация сети школ и экономия государственной субвенции. Хотя в ответе на наш запрос в МОН утверждают, что экономия средств не является целью приказа №850. Возможно, чтобы успокоить общественность, к нему привяжут несколько бантиков или протянут его идеи в других законах или приказах, которых широкая общественность может и не заметить. Потому что даже этот приказ не проходил общественного обсуждения», – пишет автор.
Вторым фактором для сомнений Онищенко назвала большое количество «сладких пряников», которые сейчас МОН обещает учителям. В частности, это:
- помощь службы занятости;
- создание единого портала вакансий;
- индивидуальное сопровождение карьерными консультантами;
- создание кадрового резерва учителей с выплатой средней зарплаты и подготовка их для работы на деоккупированных территориях.
«На все это нужны средства. Но если даже предположить, что они найдутся в государстве, «сокращенные» педагоги все равно потеряют в выплатах, потому что учительская зарплата — это не только голая ставка, в ней еще много разных доплат», – объясняет Онищенко.
Третья причина для сомнений, добавляет автор, – это тот факт, что идея пересмотра выплат учителям встречается и в письме МОН от 27 мая 2024 года «О рассмотрении вопроса о приостановлении выплат заработной платы и простым педагогическим работникам на временно оккупированной территории». Речь идет о необходимости дополнительной проработки вопроса о выплатах учителям, которые находятся на оккупированных территориях. Это так называемые средства на простой.
«На самом деле, мы все понимаем, почему власть должна экономить и искать средства, и что сейчас страна переживает сложные времена. Но почему так неумело выстраивается коммуникация с обществом? Если проблемы есть, стоит прямо о них сказать и обсудить публично, как нам затянуть пояс и что делать», – подытожила Оксана Онищенко.
В июне этого года министр образования и науки Оксен Лисовый заявил, что в настоящее время более полумиллиона детей учатся дистанционно. В то время как в январе 2024 года заместитель председателя МОН Андрей Сташков отмечал, что дистанционно получают знания около 900 тысяч детей.