Если провести в нашей стране опрос на предмет того, какая форма обучения наиболее эффективна, большинство укажет на очную. Очное (стационарное) обучение — это прежде всего постоянное и непосредственное общение с преподавателем, который, с одной стороны, передает студенту знания и практические навыки, а с другой — контролирует их усвоение. Такая технология была выработана средневековыми университетами Европы еще в XIV—XV веках и до нашего времени сохранилась почти неизменной. Кроме того, это доступ к библиотекам, лабораториям вуза, компьютерным классам.
Однако представим: живет на свете паренек Вася, мечтает о профессии программиста или менеджера. Казалось бы, в чем проблема? Поступай в соответствующий вуз, на бюджет или на контракт, и учись в свое удовольствие. Проблема в том, что проживает Вася в отдаленном селе, а его родители не в состоянии оплатить обучение отпрыска, его поездки к месту учебы и домой и проживание в городе. У Васи имеется сестра-инвалид и старший брат, который окончил районное ПТУ, но трудоустроиться не смог. Васин отец — военнослужащий, попавший под сокращение, а мама — домохозяйка. Васин друг Ваня, из гораздо более обеспеченной семьи, учится в вузе, расположенном в областном центре, но мечтает параллельно освоить еще одну специальность. В то же время Ванин папа — частный предприниматель — остро чувствует необходимость новых знаний, но не имеет времени для учебы.
Удовлетворить потребности этих людей традиционное образование не способно. Какой же выход?
Проблема доступности образовательных услуг издавна волнует лучшие умы. Кроме этого, существует и проблема постоянного пополнения знаний непосредственно в процессе учебы. Наука развивается настолько динамично, что за время обучения современного студента количество знаний в мире практически удваивается, а учебные программы, хоть и обновляются каждые два—три года, все равно обречены на отставание.
И все-таки выход из положения имеется. Это — информационные и телекоммуникационные технологии. Если в Васином селе появится хотя бы один компьютер с выходом в Интернет, любой вуз, практикующий дистанционное обучение, сам придет к своему студенту.
Как все происходит? Да очень просто. Заходит Вася, к примеру, на сайт Института заочного и дистанционного обучения (ИЗДО) при Национальном авиационном институте и выбирает понравившуюся специальность. Например, «Компьютерные системы и сети». Он заключает договор с НАУ, платит за семестр и получает компакт-диск с записью всех лекций (в том числе аудио-, видеоматериалов, таблиц, наглядных пособий), семинарских занятий, темы контрольных работ и базовую литературу по всем предметам, которые изучаются по его специальности. На диске также находится электронная система тестирования знаний, имитирующая экзамен по каждому предмету.
В удобное для себя время наш студент потихоньку осваивает программу. При этом, когда он входит в систему, используя свой логин и пароль, проводится постоянный мониторинг всего, что он делает, например какие использует книги. Если у Васи возникнут проблемы или вопросы, он может проконсультироваться с преподавателем с помощью электронной почты или ICQ, а также поискать дополнительную информацию на других тематических сайтах. Благодаря Интернету студент не ограничен опытом одного преподавателя — он может сопоставлять, анализировать точку зрения самых разных специалистов и на их основе формировать собственное мнение.
Шесть—десять раз за семестр (в зависимости от количества предметов) в местный (ближайший) Центр заочного и дистанционного обучения приезжают преподаватели из НАУ, чтобы принять у студента зачет или экзамен. Работы забираются в Киев, проверяются, их результаты сообщаются в центр. В зависимости от результатов Вася будет переходить с курса на курс или будет отчислен. А если пожелает перейти на другую форму обучения — заочную или очную, то такая возможность ему предоставится. После полного освоения программы и успешной сдачи выпускного экзамена Васе будет выдан диплом государственного образца.
Описанная технология обучения (кейс-технология) может быть весьма затруднительна, скажем, если студент проживает за рубежом. В таком случае используется технология on line, при которой весь учебный процесс и контроль знаний осуществляются в сети Интернет. Отсутствие возрастных ограничений, вступительных испытаний, сравнительно низкие (по сравнению с заочным, а тем более с очным обучением) расценки — в общем, сплошные удобства. Вопрос только в темпах компьютеризации страны вплоть до самых отдаленных ее уголков.
Ныне все уважающие себя крупные университеты развитых стран имеют сайты в Интернете, более того, создаются виртуальные вузы. В мировой практике появились и получили бурное развитие учебные заведения общенационального масштаба — мегауниверситеты, в которых только студентов, претендующих на сертификат высшего образования, числится сотни тысяч. Это, к примеру, Китайский телеуниверситет, Национальный открытый университет им. Индиры Ганди, Корейский национальный открытый университет, Университет Южной Африки, Национальный университет дистанционного образования в Испании и др. В 1998 г. разрабатывался, но так и не был осуществлен проект Российского университета дистанционного обучения (РУДО). Такие вузы, как правило, оснащены мощными теле- и радиопередающими устройствами, типографиями, имеют широчайший спектр образовательно-профессиональных программ, от краткосрочных лекционных курсов до полных циклов высшего образования. Кроме того, в рамках учебных заведений, практикующих традиционные формы образования, развиваются центры дистанционного обучения, подобные вышеупомянутому ИЗДО НАУ.
За последние годы созданы были Украинский центр дистанционного образования (УЦДО) — структурное подразделение Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», проект Distance Learning, реализуемый Центром содействия объединению мировых информационных сетей университетов при Киевском национальном университете им. Т.Шевченко, Международный центр дистанционного образования при Украинской академии государственного управления при Президенте Украины, Программа дистанционного образования при Межрегиональной академии управления персоналом, Институт дистанционного обучения Национального университета «Львовская политехника», Центр дистанционного обучения Донецкого национального университета, Лаборатория дистанционного обучения Сумского государственного университета, Система дистанционного образования Одесской национальной академии связи и др. Новая форма обучения зачастую апробируется без выделения бюджетных средств.
Открытый в 2000 году ИЗДО НАУ в марте этого года выпустил первых 10 бакалавров, а в июне вручит дипломы 40 специалистам по экономическим и техническим специальностям. Количество студентов-«дистанционников» НАУ возросло с 300 в 2002-м до 1300 в 2003-м. Ныне услугами ИЗДО охвачены в основном Центральный и Восточный регионы, центры дистанционного образования открыты в Алуште, Артемовске, Ахтырке, Белой Церкви, Борисполе, Брянке, Вишневом, Горловке, Дружковке, Каневе, Килие, Керчи, Конотопе, Кременчуге, Кривом Роге, Купьянске, Лубнах, Миргороде, Одессе, Остре, Ракитном, Симферополе, Славянске, Фастове, Черкассах, Черновцах. Активно осваивается Западный регион — Закарпатье, Ивано-Франковщина (Косов, Ивано-Франковск), идет подготовка к открытию центра во Львове, на очереди — Хуст, Мукачево и др. Украинцы, проживающие в Баку, Ереване, Ташкенте и даже в Мадриде, могут получить дистанционное образование в НАУ...
О дистанционном обучении и его перспективах можно рассказывать много хорошего. Однако стоит вспомнить и о подводных камнях. Прежде всего, признаем: при дистанционном образовании существует определенная опасность выдачи диплома об окончании данного вуза не тому, кто учился, а тому, кто организовал и оплатил обучение. Конечно, от того, что за «дистанционника» Васю весь год учится папа или другой добрый дядя, определенным образом страхует регулярная очная сдача экзаменов. Непонятно, правда, что происходит с системой on line и приезжают ли преподаватели к зарубежным студентам. Но даже если и так, на сцене могут появиться традиционные шпаргалки, субъективность оценивания экзаменатора, а на худой конец — банальное взяточничество. Как ни печально, в нашей стране студент пока что учится в основном не ради знаний, а ради получения «корочек», для чего достаточно в процессе учебы получать положительные оценки. В стране, где покупаются дипломы, студент при деньгах подойдет к новому методу обучения по проторенной дорожке — с купюрой в зачетке... И даже при условии разработки и введения единой независимой объективной системы тестирования знаний, где студент под контролем преподавателя будет проэкзаменован с помощью компьютерной программы, подтасовка будет возможна, пока студент не заинтересован в реальной оценке собственных знаний. Решение проблемы — в коренном изменении мотивации студента, переоценке ценностей и ликвидации коррупции в системе образования на всех уровнях, что, к сожалению, в ближайшее время недостижимо.
Осознанная потребность к получению недостающих знаний ныне является стимулом разве что для сформировавшихся специалистов с высшим образованием, имеющих опыт работы и желающих получить дополнительные знания, необходимые для более эффективной либо более высокооплачиваемой работы или же получения новой специальности. Другими словами, дистанционное образование сейчас наиболее применимо как постобразование.
Кстати, нельзя не упомянуть и о таком скорее даже психологическом факторе, как некое недоверие работодателя к профессиональным качествам выпускника-заочника, которое может распространиться и на «дистанционников». Правда, диплом, который будет выдаваться выпускнику дистанционного отделения, как говорят, не будет содержать специальных пометок о форме обучения. Что, в свою очередь, может таить свои подводные камни.
Форма дистанционного обучения пока что не может охватить медицинские, некоторые технические специальности, требующие большого объема предметных практических занятий и выпускающие специалистов, от квалификации которых зависит здоровье или безопасность общества. Вот что заметил по этому поводу директор ИЗДО НАУ Павел Борсук: «Мы изучили мировой опыт и осознаем, что существуют определенные границы, которые эта форма образования пока что не может преодолеть, хотя не исключено, что в будущем ситуация изменится к лучшему. Но сейчас, к примеру, подготовка специалиста по химическим технологиям топлива и углеродных материалов включает как теоретические дисциплины, так и предметы, освоить которые без лабораторного практикума невозможно. А вырвать такой предмет из курса обучения, понятное дело, совершенно недопустимо — «специалиста» по топливу для самолетных двигателей, который в глаза эти самые двигатели не видел, никто не возьмет на работу. В данном случае, если нет возражений, учебный план перестраивается таким образом, чтобы на первых двух курсах дистанционно читались теоретические дисциплины, а на третьем курсе студент проходил практику в лабораторных условиях, то есть фактически переходил на другую форму обучения. Ожидается, впрочем, что с развитием компьютерных технологий будут разработаны симуляторы и тренажеры, позволяющие стопроцентно воссоздать обстановку лаборатории у себя дома в режиме реального времени».
Даже если в отдаленном от центра районе есть возможность подключения к Интернету, трудно представить себе возможность приобретения здесь всей необходимой учебной литературы. Судя по недавним сообщениям СМИ, далеко не каждый райцентр имеет свой книжный магазин, если же там и существуют библиотеки, на них особой надежды нет. Поэтому система должна иметь большую базу данных информационной поддержки, содержащую в электронном виде необходимую учебную, а для более глубокого изучения предметов и спецкурсов и дополнительную литературу.
Возникает вопрос и о создании серии учебников и учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного образования. Они должны быть выполнены в электронном виде для ввода в информационную базу на сервере учебного заведения или предоставления студентам на машинном носителе. При переводе стандартных полиграфически изданных учебников на машинный носитель могут возникнуть проблемы с авторскими правами. Процесс же подготовки специальных пособий может оказаться достаточно длительным. Каждая тема такого учебника должна, кроме квинтэссенции основных положений и понятий, включать анализ различных позиций и точек зрения, быть идеально структурирована, снабжена максимальным количеством справочных и иллюстративных материалов, прежде всего схем, таблиц, графиков, позволяющих лучше усваивать представляемую информацию. При этом справочный и иллюстративный материал должен содержать сведения из наиболее авторитетных мировых источников, включая словари, энциклопедии, справочники. Есть и специальные требования к учебной литературе для дистанционного обучения. Во-первых, с ее помощью студент обязательно должен получить представление о самом ценном в данной области, а во-вторых, ссылки на необходимые источники в Интернете или какой-либо библиотечной сети.
Попытки же наспех, следуя моде, подготовить компьютерные учебники, программы, методические пособия влекут за собой много опасностей, которые приводят не только к снижению качества подготовки специалистов, но и к дискриминации самой идеи дистанционного образования.
Новый — письменный, консультативно-дискуссионный — стиль общения со студентом потребует перестройки от профессорско-преподавательського состава — развития соответствующих навыков, перестройки методологических основ. В ближайшем будущем, кстати, если обратить внимание на опыт наших соседей-россиян, возможно широкое введение on line-конференций между студентами и преподавателями в реальном времени, что также потребует формирования новых навыков. Особое внимание стоит уделить и проблеме общения студентов друг с другом для обмена информацией с помощью электронной почты и ICQ.
Как отметили организаторы проекта дистанционного обучения при НАУ, в связи с относительно небольшой стоимостью (в два раза дешевле заочного и в четыре — очного) такое обучение на сегодня — скорее убыточный проект. Но это только начало. При соответствующей рекламе и высокой репутации вуза у этого бизнеса может быть вполне радужное будущее. К примеру, вездесущие американцы ежегодно кладут в государственную «кубышку» 7 млрд. долларов, полученных в результате экспорта образовательных технологий. Если будет воплощен проект дистанционного образования, инициированный Тони Блэром, он принесет Великобритании 700 млн. фунтов стерлингов. Два млн. долларов в год зарабатывает на дистанционном образовании Австралия с населением 18 млн. человек. В целом же в мире среднее увеличение доходов от обучения посредством компьютерных технологий возрастает ежегодно на 86%. Немудрено, что эти привлекательные цифры кружат голову и рисуют заманчивые перспективы отечественным стратегам от образования. Здесь важно не забывать о главном — эффективности, качестве образовательных услуг, что в конечном счете и определяет спрос.