Престижные высшие учебные заведения мира потому и есть таковыми, что они имеют свою историю, накопленную на протяжении десятилетий, а то и столетий. И начиналась она с первых лет существования. Конечно же, многое в создании соответствующего имиджа зависит от коллектива, но не менее и от руководителя, умеющего не только сформулировать идеи, но и знающего, как их реализовать. Я познакомилась с такими людьми - ректорами Киевского государственного экономического университета и Киевского института «Славянский университет». Доктор экономических наук, профессор Анатолий ПАВЛЕНКО и доктор исторических наук, профессор Юрий АЛЕКСЕЕВ согласились ответить на мои вопросы. Это не дискуссия, скорее автономные диалоги о достижениях и проблемах в вузах разной формы собственности. «Весовая», так сказать, категория этих вузов разная: экономическому университету в ближайшие годы исполняется 100 лет, а «Славянский университет» недавно праздновал лишь пятилетие. Тем интереснее разговор, поскольку дело не в годах, а в позиции, взглядах на вещи и события, свидетелями и участниками которых все мы стали в последнее время. Именно потому первый вопрос был одинаковым для обоих ректоров.
- Меня интересует ваше мнение об образовании в государственных и частных учебных заведениях вообще. Скажем, в респектабельной Австрии частное образование не играет особенной роли, а в таких странах, как Англия, США, всему миру стали известны именно частные университеты -Кембриджский, Оксфордский, Гарвардский. Что способствует возникновению и существованию негосударственных заведений - «блеск» или «нищета»?
А.ПАВЛЕНКО: Думаю, что сложились некоторые условия в обществе, не связанные ни с блеском, ни с нищетой. То есть появилась ситуация, которая сделала возможным появление предпринимательства в образовании. Ее и использовали люди, способные на этот вид деятельности. Правда, некоторые заведения так увлеклись предпринимательством, что забыли об образовании...
Ю. АЛЕКСЕЕВ: Я бы не подчеркивал это отличие: государственное или негосударственное образование, платное или бесплатное... Все образование в любой стране - государственное, потому как оно «работает» на свое государство, и платное, поскольку за него платит либо государство, либо физические или юридические лица. Теперь об учебных заведениях, созданных, как мы говорим, на основе негосударственной формы собственности. Думаю, они появились по двум причинам. Это, во-первых, возможность для преподавателей свободной реализации своих авторских программ. Из первой вытекает вторая, ибо реализация требовала денежных средств, которые не могло дать государство. В то же время появились потенциальные «потребители» этих новаций, которые могли заплатить за альтернативное - с хорошей научно-преподавательской школой, оснащенное современной техникой - обучение...
Дальше наш разговор с уважаемыми ректорами потек разными руслами, нередко пересекаясь на «крутых порогах» главных проблем.
Беседа
с Юрием АЛЕКСЕЕВЫМ
- Итак, появилось, скажем так, обучение «по заказу». Действительно ли оно отвечает своим амбициозным стремлениям, ведь далеко не все решают деньги?
- Там, где пришли педагоги-новаторы, профессионалы, - там действительно царит атмосфера творчества, поиска. Но в любом новом деле, как известно, имеются как положительные, так и отрицательные моменты. Не секрет, что возникли и такие учебные заведения, где на первый план была поставлена прибыль. Например, как можно открывать в вузе специальность «правоведение», где нет ни единого кандидата юридических наук? Или - «международные экономические отношения», «международное право», ведь даже в столице не хватает нужных преподавателей? Потому очень правильно поступает Минобразование, проводя, так сказать, селекцию через Государственную аккредитационную комиссию и ставят вопрос о закрытии таких специальностей в некоторых вузах.
- У этой проблемы есть и обратная сторона: преподавателей не хватает, а выпускники-международники не находят себе работы по специальности...
- Да, это так. То же можно сказать и о специальности «правоведение». Сегодня даже торговые техникумы, колледжи ее открывают. Извините, что будут делать эти выпускники через пять лет?
- Кстати, в одном из своих интервью вы говорили о клановом эгоизме в образовательной сфере, связывая его с подготовкой специалистов. Что вы имели в виду?
- Пожалуйста. В продуцировании специальностей, не находящих спроса на рынке труда, считаю, виноват клановый эгоизм тех, кто не задумывается над тем, где брать деньги на обучение своих детей... Возьмем, например, экономическую специальность. Немало преподавателей, знаю, пользуются в основном старыми учебниками, внося в лекции лишь незначительные коррективы. Но если мы хотим, чтобы реформы шли соответствующим образом, то наших преподавателей надобно отправлять за границу, чтобы они сами научились реформировать экономику, а потом уже преподавали этот курс в Украине. Так делали Словакия, Чехия, так делает Россия... Скажите мне, как можно научить тому, чего сам не видел, тому, чего сам не знаешь? То есть клановый эгоизм и состоит в том, что он мешает подготовке преподавателей. Ведь профессионалами не рождаются, их учат, а научить тоже могут лишь профессионалы...
- Кстати, об учебе. Она сейчас, образно говоря, попала под «денежный мешок», который раздавливает не имеющих возможности за нее заплатить. Ведь не секрет, что так называемые престижные специальности уже и в государственных вузах стали платными. Или другая ситуация: студент оканчивает 1-й, 2-й курс... И вдруг изменились в семье обстоятельства: в итоге ребенок остался без материальной поддержки...
- Во-первых, считаю, что государство должно заботиться о студентах учебных заведений всех форм собственности. И, может, даже больше о тех, которые, не беря из государственной казны ни копейки, за свои деньги становятся специалистами для страны, в которой живут. И это в такое трудное время. Дальше я хочу отбросить мнение некоторых недалеких людей, что в негосударственных вузах деньги «гребут лопатой» и что там учатся дети богачей. Это глупости. Таких детей у нас единицы. И вот почему. Очень богатый бизнесмен, такой себе отечественный Корейка, не отдаст ребенка в негосударственный вуз. Он отдаст его в престижный государственный на престижную специальность и для этого, как говорится, за ценой не постоит, оплачивая учебу на пять лет вперед. Кто же учится у нас? Это абсолютное большинство детей, родители которых составляют собой тоненькую прослойку так называемых середняков. Сегодня она стала еще тоньше, умножая количество драматических ситуаций… И потому через год-другой в глухой угол попадают около 20-30 % студентов, по разным причинам теряющих возможность платить за учебу. И среди них - талантливые. Отчислить такого ребенка аморально и невыгодно. Невыгодно прежде всего для общества, которое через несколько лет недосчитается классного специалиста...
- Что же делать? Как выходите из ситуации в таком случае?
- Действительно, что делать? Использовать опыт других стран. Например, ввести систему кредита, то есть дать возможность бизнесмену, организации, учреждению какую-то часть денег, не облагая налогами, кредитовать на обучение нужного им специалиста. Так же может поступать и государство. В итоге - выпускники, получив работу, будут постепенно погашать сумму кредита из своей зарплаты. Формы кредита могут быть разными, главное - суть. А пока что в своем вузе, например, выпускнику-медалисту, который становится нашим студентом, мы говорим, что если он подтвердит свою награду, то мы на 15-20% уменьшим оплату. Но, к сожалению, это не может быть массовым явлением, поскольку уже сегодня у нас треть студентов имеют льготы. И это лишь дети, которые не только хорошо учатся, но и имеют материальные трудности...
- Плата за учебу склоняет к мысли, что и качество обучения должно быть высоким. Этому способствует некоторая автономность негосударственных вузов, которая дает им возможность быть оригинальными в учебном процессе, не так ли?
- Я бы не акцентировал на оригинальности. Мы просто стараемся руководствоваться реальностью. Вот Украина продвигается в Западную Европу... И это правильно, потому как государство должно действовать масштабно. А наш вуз взял направление на Центральную и Восточную Европу. И, кстати, мы как можно дальше обходим такое любимое многими вузами слово, как «международный». От него, мягко говоря, веет романтизмом, как и от словосочетания «международный диплом». Я что-то таких не встречал... А относительно автономии, о которой вы сказали, то ее, наоборот, нужно расширять для вузов всех форм собственности. По согласованию с Минобразования, такое расширение прав дало бы нам возможность гибче оперировать учебными планами. Ведь иногда в них второстепенным, на наш взгляд, предметам предусмотрено почти такое же количество часов, как и для специальных дисциплин...
Беседа
с Анатолием ПАВЛЕНКО
- Что необходимо для того, чтобы иметь престижное «лицо» в образовании?
- Главная особенность нашего образования - ее базовая часть, что и отличает его от других образовательных систем Европы и мира. Наши специалисты потому и считаются лучшими, что они имеют глубокий научно-теоретический уровень подготовки. Это достижение нужно сохранить во что бы то ни стало и, конечно же, реформировать соответственно новым условиям. Нашему университету, например, пришлось создавать новое содержание образования, поскольку в прошлом оно было сориентировано на централизованную плановую экономику. Это оказалось нелегким делом, ведь наша страна еще не имеет опыта рыночных отношений. И все же мы создали основательное базовое образование: имеем известные научные школы, могучие кафедры и, наконец, традиции, которые лелеялись годами, десятилетиями... А частные учебные заведения, как правило, еще молоды... Доходит до смешного. У нас сейчас много бывших техникумов дают образование бакалавра, то есть первое университетское. Зачем, спрашивается? Ведь эти учебные заведения призваны снабжать общество младшими специалистами, в которых нуждается и очень будет нуждаться в недалеком будущем малый и средний бизнес.
- Сейчас большой популярностью пользуется экономическое образование...
- Да. Но почему-то бытует мнение, что его легко получить. Мол, умеешь считать, владеешь компьютером - и готовый специалист. Молодые люди не понимают, что для того, чтобы стать высококвалифицированным в этом деле, нужно, как и при изучении иностранного языка, находиться в соответствующей среде и учиться у высококлассных профессионалов. А такой базой научных и практических знаний, опыта частные заведения, как правило, не владеют...
- Вы, как мне кажется, настроены неприемлемо по отношению к учебному процессу в частных заведениях?
- Нисколько! Смысл существования частного образования в том, чтобы оно, так сказать, нашло свою нишу в образовании. А для этого вопрос надо решать концептуально: определить направления, где это образование будет наиболее эффективным, то есть вложенные деньги людей будут иметь наилучшее применение. Считаю, что это, скажем, может быть подготовка младших специалистов, профессионально-техническое образование... Это может быть и высшее, но по тем направлениям, где ощущается нехватка определенных специальностей...
- Такую подготовку можно сравнить с мобильностью малого бизнеса...
- Может и так! Частные заведения действительно могут быть построены на принципах малого бизнеса, тогда как заведения, подобные нашему, на принципах большого. Вообще-то, большие университеты действительно напоминают корпорации, где все отработано десятилетиями. Скажем, наличие могучего профессорско-преподавательского состава - основной составляющей престижности любого учебного заведения...
- Но ведь не секрет, что этот состав значительно поредел... Профессора пошли в частные заведения, соблазненные хорошей зарплатой, а еще возможностью нестандартно использовать свой творческий потенциал.
- Я не знаю, как в других вузах, а из нашего профессора не уходят. Разве что подрабатывают, или, как мы говорим, халтурят... (смеется). И кто сказал, что в большом вузе нельзя работать нестандартно?..
- А может, наоборот. Они там работают, а у вас халтурят? Ведь когда есть альтернатива - получать за хорошую работу хорошие деньги, то кто этим не воспользуется, тем более в наше время?
- Все может быть. Но гляньте на эти полки - сколько там книг! Это все труды наших преподавателей за последние годы. Учеными университета подготовлено и выдано более 120 учебников и учебных пособий, еще 50 - в работе. В эту литературу вложен опыт стран с развитой экономикой. И что интересно: несмотря на то, что литература издана на украинском языке, количество заказов на нее увеличилось с восточных областей...
- Вы говорили о солидном базовом образовании в вашем вузе, которое, естественно, предполагает и высокий уровень обучения. Ваш вуз добивается этого в процессе или пользуетесь все-таки «отсевом»? Ведь не секрет, что с появлением платного образования термин «конкурс» практически утратил свою суровую оценочную функцию...
- У нас другой подход. Такой метод, как собеседование, мы не используем. Вернее, используем, но по всем направлениям среднего образования. И, между прочим, этим не отпугиваем абитуриентов: конкурс на платную учебу в целом составляет около 4-5 человек на место. У нас и испытания особенные. Желающих сначала принимаем на платную учебу, а через несколько дней после этого - на места государственного заказа. То есть абитуриент, прошедший собеседование и уже практически ставший студентом, может испробовать свои силы на бесплатную учебу. Этим правом молодые люди с успехом пользуются: в прошлом году барьер бесплатного образования преодолели около 110 человек...
- А если по какой-то причине студент перестает платить за учебу? Ректор одного государственного вуза рассказывал мне, что требование оплаты у них называется «выжиманием» и оно начинается уже после первого курса. Но ведь причины могут быть разные, в том числе и трагические...
- Если, не дай Бог, такое случается, то мы не смотрим даже на успеваемость студента. И стараемся перевести на государственный заказ, конечно, при условии, что есть свободное место. Можем перевести на заочное или вечернее обучение, где оплата значительно дешевле. Есть и другой путь: за студента платит университет своими внебюджетными средствами, хотя в положении о платном образовании и уставном положении университета это не предусмотрено. В общем, выходы из ситуации могут быть разными, главное - найти самый безболезненный... А вообще-то оплата у нас очень умеренная, благодаря чему мы и набираем нужное количество хороших студентов, потому как есть из кого выбирать. То есть конкурс у нас - понятие реальное...