Когда мы говорим об интернационализации украинского образования, интеграции в мировое образовательное пространство, то, как правило, имеем в виду только обучение за рубежом наших студентов. И почти никогда не задумываемся - а кто едет учиться к нам?
Обучение иностранных студентов - дело, важное для каждой страны. По нескольким причинам. Прежде всего, это международная репутация. Студенты, приезжающие в Украину, будут носителями мнения о нас у себя дома и в мире. Кроме того, проблемами иностранных студентов занимаются посольства их стран. И мы можем сколько угодно рассказывать о наших стремлениях и реформах, но реальная картина, которую видят работники посольств, будет более существенным аргументом в вопросе нашей репутации. Во-вторых, иностранные студенты - серьезный стимул для повышения качества образования каждой страны. Чтобы их заинтересовать, надо иметь, что им предложить.
В-третьих, плата за обучение, которую вносят иностранные студенты, является источником доходов и для вузов, и для страны. Ирина Гагарина, уполномоченный представитель Украинского государственного центра международного образования, рассказывает: "В 2014-2015 учебном году в Украине учились 63 172 иностранных студента. Поступления в государственный бюджет составляли около 150 млн долл. Дополнительные затраты студентов на питание-проживание составляли еще около 300 млн долл.".
Кто же едет в Украину за наукой? Как свидетельствует исследование Украинского государственного центра международного образования при МОН, у нас больше всего студентов из стран СНГ - 49% (лидеры - Туркменистан, Азербайджан, Грузия), Африки - 18% (Нигерия, Марокко, Гана), Ближнего Востока - 16% (Ирак, Иордания, Турция), Азии - 12% (Индия, Китай, Вьетнам). Из стран ЕС - только 2,3%.
Но в последний учебный год ситуация немного изменилась. По мнению специалистов, сильно повлияли на популярность украинского образования события на Востоке Украины и информационная война, которую ведет соседнее государство. Потоки студентов из других стран, обычно предпочитавших украинские вузы, перераспределились в пользу России и Беларуси. Россия ведет чрезвычайно активную политику по привлечению иностранных студентов.
Трендовые области знаний: здравоохранение - 31% студентов-иностранцев, экономика - 24, гуманитарные науки - 5, инженерия и связь - 4, правоведение - 4, транспорт, строительство и архитектура, ІТ - 3%.
Самые популярные среди иностранцев вузы - ХНУ им. В.Каразина, ХНЭУ им. С.Кузнеца, Сумской государственный университет, медицинские университеты Харькова, Одессы, Винницы, Ивано-Франковска, Киева, Тернополя.
Почему иностранные студенты выбирают украинские вузы? Прежде всего, в них легко поступить - минимальные требования к уровню знаний, собеседование при поступлении.
В некоторых постсоветских странах для того чтобы стать студентом, нужно успешно сдать независимое тестирование. Тому, кто плохо сдал ВНО у себя дома, выгодно поступать в украинский вуз, где никакого ВНО не нужно.
Как ни странно это звучит, многих иностранцев привлекает у нас коррупция. За рубежом работают фирмы-агенты наших вузов, которые за определенную официальную и неофициальную плату обеспечивают не только поступление, но и "сопровождение" во время сессий. Иногда даже на занятия ходить не надо.
Обучение и проживание в Украине не такие дорогие, как, скажем, в странах Европы. Борис Мокин, экс-ректор, профессор ВНТУ, объясняет: "Если иностранец поедет учиться в Германию, где бесплатное высшее образование, то только на питание, оплату за проживание в общежитии и общественный транспорт он потратит в год не менее 13 тыс. долл. А в странах с платным обучением приплюсуются еще от 3 до 10 тыс. долл. платы за обучение. В Украине студент-иностранец вносит плату за обучение в размере 1500 долл. в год. Плюс плата за питание - около 900 долл. в год. Плюс транспортные затраты - около 300 долл. в год. Суммарно студент-иностранец в Украине тратит за год 2700 долл., что почти впятеро меньше, чем будет тратить в Германии, учась бесплатно, и в восемь раз меньше, чем в Канаде, где за год учебы нужно платить в среднем 9 тыс. долл. Поскольку в большинстве стран мира дипломы украинских вузов признаются при приеме на работу, то иностранцу нет смысла платить впятеро больше за получение высшего образования в Германии или в восемь раз больше - за получение высшего образования в Канаде".
Что отпугивает иностранцев? Не только война, но и неудовлетворительное качество образования. В своих странах иностранным студентам приходится подтверждать украинский диплом, и далеко не всегда это удается.
На неудовлетворительное качество образования жалуются даже представители посольств. Анна Новосад, начальник управления международного сотрудничества и европейской интеграции МОН, подтверждает: "Официально об этом сообщила Иордания. Неофициально, т.е. в беседах, об этом говорят ряд послов стран Центральной Азии. Однако больше всего сетований вызывает то, что фирмы-рекрутеры и вузы требуют взятки и относятся к иностранным студентам как к товару".
Некоторые страны каждый год составляют перечень иностранных вузов, дипломы которых они признают. В Иордании в прошлом году признавали дипломы 43 украинских вузов, в этом году - только 16.
Ирина Гагарина подчеркивает, что сокращение этого перечня связано не только с качеством образования: "Как объяснил мне атташе по вопросам культуры и образования посольства Иордании, на репутацию некоторых вузов повлияли частные случаи, произошедшие во время перевода иностранных студентов из зоны боевых действий. Были определенные злоупотребления со стороны фирм - агентов учебных заведений, пытавшихся зарабатывать на процедуре перевода. Наш центр делал это бесплатно, но часто студенты обращались за помощью к фирмам, которые привезли их в Украину. И из-за этого возникали проблемы".
Снижает привлекательность украинского высшего образования и то, что наши вузы пока не относятся к своим образовательным предложениям для иностранных студентов как к экспортному продукту, который должен отвечать вызовам международной конкурентной среды. Большим минусом является то, что многие руководители вузов и люди, занимающиеся организацией обучения иностранных студентов, привыкли оглядываться на старые стандарты, не владеют иностранными языками.
"В мире вузы конкурируют своими учебными программами, "фишками", отвечающими потребностям студентов в современных знаниях и умениях, которые в перспективе предоставляют им лучшие возможности на международном рынке труда, - говорит Ирина Гагарина. - А у нас еще с советских времен университеты конкурируют факультетами и специальностями. Для иностранцев это не информативно. Им интересно знать, чему они научатся здесь, и насколько это будет полезно в будущем. Есть еще одна проблема. В Европе существуют определенные международные требования относительно количества часов наполнения специальных дисциплин. И это чрезвычайно важно для признания квалификаций, полученных в других странах. У нас эти показатели не всегда отвечают европейским нормативам. В украинских вузах часы распределяются так, чтобы удовлетворить требования по определенному количеству часов на общегуманитарные дисциплины (язык, история, философия). Помните, какой был общественный резонанс, когда министерство образования, согласно закону о высшем образовании, пыталось отменить эти регламентированные объемы часов на изучение гуманитарных дисциплин? Я за то, чтобы эти дисциплины изучались, но главным приоритетом построения учебной программы для иностранцев должна быть ориентация ее результатов на успешное признание украинского диплома на международном уровне. Примем в расчет, что сегодня учебные программы для иностранцев почти не отличаются от тех, по которым учатся украинцы".
Очевидно, что обучение иностранных студентов - чрезвычайно мощный ресурс развития. Его необходимо эффективно использовать и развивать. Определенные шаги для этого уже предпринимаются.
Впервые за все годы своего существования Украинский государственный центр международного образования при МОН провел мониторинг состояния дел. Его заключения лягут в основу управленческих решений. Это даст возможность высшим учебным заведениям изучать рынок образовательных услуг, искать свою нишу и продумывать тактику привлечения студентов.
Легкость поступления не может быть конкурентным преимуществом образования. Необходимо повысить требования к поступающим из других стран. В пределах мониторинга изучались документы об образовании, поданные иностранными гражданами при поступлении. Интересно, что у 34% студентов средний балл документа не указан вообще. У 1,3% студентов он ниже 3 баллов (по 5-балльной шкале), у 24% - от 3 до 3,5 балла, у 5% - от 3,5 до 4, у 26% - от 4 до 4,5 балла. И только у 10% - от 4,5 до 5 баллов.
Анна Новосад рассказывает: "МОН меняет приказ №1541 от 01.11.2013 г., определяющий порядок набора и организацию обучения иностранных студентов. Проект приказа прошел общественное обсуждение, мы собрали предложения и замечания высших учебных заведений. В частности, будут повышаться требования к иностранным поступающим. Документ готов, но он должен пройти согласование с другими министерствами и ведомствами. Это нормативный вопрос. С другой стороны, МОН должно заботиться об общем уровне повышения качества образования. Нужно будет пересмотреть условия лицензирования вузов для обучения иностранных студентов и создать или усилить структуру, которая занималась бы прозрачным и честным рекрутингом".
"Образовательное предложение украинских вузов для внешнего рынка должно быть современным, - говорит Ирина Гагарина. - В нем должны найти место и условия безопасности для студентов-иностранцев, и сервис. Мы над этим будем работать. Но некоторые шаги должны сделать сами вузы. Нужны информационная пиар-политика, стратегическое видение, формирование пакета образовательного предложения для внешнего рынка, который будет включать в себя не только качественное академическое содержание, но и все нюансы, в том числе проживание. Даже представители уважаемых университетов, рассказывая о своих общежитиях, часто прячут глаза и разводят руками: "А что поделаешь? Вот такие они у нас - неотремонтированные". Наши вузы не умеют конкурировать. Они сидят и ждут, когда им кого-то приведут. Хотя в последние годы наши учебные заведения сделали большой шаг в направлении внедрения международных стандартов в свою образовательную деятельность. Это и появление англоязычных программ, и налаживание активных связей с иностранными университетами, и участие в программах академического обмена".
По мнению Анны Новосад, украинские вузы имеют свои сильные конкурентные "фишки", которых в Европе крайне мало. А promotion нашего образования должен базироваться на исследованиях и статистике. Исследование, проведенное Украинским государственным центром международного образования, является первым такого рода мониторингом.
Интересно сравнить интенсивность двух процессов - выезд нашей молодежи на учебу за границу и приезд иностранных студентов к нам. Егор Стадный, исполнительный директор CEDOS, рассказывает: "Относительно дневной формы обучения имеем неутешительный паритет: 47 тыс. студентов "in" и 46 тыс. - "out". CEDOS исследует эту статистику с 2008 г. Мы всегда держались в диапазоне, когда приезжающих в 1,5-1,8 раза больше, чем уезжающих. У нас есть данные, позволяющие уже теперь прогнозировать, что на 2015-2016 учебный год "out" солидно превзойдет. Количество уезжающих будет увеличиваться, количество приезжающих - уменьшаться. Этот процесс имеет весьма глубокие корни, и, чтобы его остановить, необходимо приложить много усилий".
"Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери!", - сказал бы герой популярного мультфильма Винни-Пух. И надо сделать все для того, чтобы открыть украинское образование и Украину для мира.