Поступить, да не оступиться

28 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 28 апреля-12 мая

Приближается лето, а с ним — вступительные экзамены в университетах, институтах и академиях. Наде...

Приближается лето, а с ним — вступительные экзамены в университетах, институтах и академиях. Надеюсь, эти заметки студентки «со стажем» будут полезны как тем, кто уже определился с выбором вуза, так и тем, кто еще сомневается.

Печально, но факт: среди моих знакомых немало разочаровавшихся в своих альма-матер. Одни выбыли на первых курсах, другие же, сцепив зубы, продолжают «тянуть лямку». При этом жалуются, что теряют время, которое можно было бы провести с гораздо большей пользой для своего развития. И ладно бы те, кто поступал, «лишь бы поступить», или те, кого «пристроили» родители! Но ведь бывает и так: человек мечтал учиться в конкретном институте, преодолел бешеный конкурс — но уже с первых дней учебы что-то не заладилось. Одних коллектив не принял, другим скучно, третьим тяжело, четвертые поняли, что имели неверное представление о своей будущей специальности, пятых перегружают кучей явно бесполезных предметов, шестым не дают работать. Поступая в вуз, никто и не догадывался о подводных камнях, которые таила его такая благополучная с виду жизнь...

Однако разочарования можно избежать, если подойти к выбору вуза вдумчиво. Но прежде всего определитесь с главным: оно вам надо? Забудьте на минутку о том, что «и дед с красным дипломом, и отец…», и о том, что «без диплома сейчас никуда». Какое-то время назад диплом авторитетного вуза действительно оказывал на работодателя магическое воздействие. Но со временем, когда повальное стремление к «корочкам», а не к знаниям, наплодило кучу дипломированных неучей, работодатели стали обращать гораздо больше внимания на способности кандидата, его сообразительность и умение учиться новому. Так не лучше ли годик-два после школы поработать (начать с низов и постараться, чтобы вас заметили), попробовать реальной жизни, увидеть требования работодателей и более трезво оценить свои возможности?

У парней на эту тему найдется свой железный аргумент: если не поступить сразу после школы, придется «отмотать срок» в наших доблестных войсках. Идти в армию или нет — личное дело каждого, но, по сути, что лучше: «потерять» девять месяцев на плацу или пять-шесть лет, осваивая нелюбимую и ненужную специальность? Тем более что когда вы выйдете специалистом из вуза, где нет военной кафедры (или же есть, но вы по каким-либо причинам не смогли туда попасть), военкомат будет охотиться за вами еще пару лет — пока вам не исполнится двадцать пять. Согласитесь, «загреметь» в армию прямо с карьерной лестницы намного обиднее — есть шанс благополучно забыть все, чему учили в вузе, да и просто отстать от жизни.

Итак, вы взвесили все «за» и «против» и пришли к выводу, что «оно» вам таки «надо». Отлично. Следующий шаг — это самое «надо» конкретизировать. Для начала постарайтесь четко представить себе, чем хотели бы заниматься в жизни. Знаю, что многие выпускники школ еще не определились, кем хотят быть. Прежде всего, оцените свой потенциал. Гуманитарий вы или технарь? Есть ли у вас особые таланты, которые неплохо бы развить для дальнейшего карьерного роста: бойкое перо, склонность к изобретательству, организаторские способности? Уже одно это может подсказать, в какой сфере деятельности вы можете раскрыться лучше всего. Может быть и так, что вы — «крепкий середнячок», но с детства чем-нибудь увлечены — например, компьютерами или животными, или же мечтали о какой-либо профессии. Тоже неплохо: заинтересованность, усидчивость и стремление к своей мечте помогут вам добиться успеха. Если же ни с талантами, ни с мечтой не сложилось, а в вуз очень хочется — что ж, тогда выбирайте тот, где требования пониже. Ведь учеба не должна превращаться в пытку.

Определившись с будущей деятельностью, берите справочник для абитуриентов и выписывайте в столбик вузы, где готовят по нужной вам специальности. Следующий шаг — собрать максимум информации о каждом из этих вузов, сравнить и выбрать наиболее приемлемый для себя. Хорошо бы составить объективное мнение не только о вузе в целом, но и, в частности, о факультете, на котором вам предстоит учиться. Разные факультеты одного и того же учебного заведения могут различаться и по контингенту студентов, и по уровню преподавания, и еще по многим параметрам.

Как ни странно, рекламные проспекты вузов, преподаватели, администрация и всяческие консультанты в приемных комиссиях — наименее достоверный источник данных. Просто в силу своей предвзятости. Вы узнаете об альма-матер много хорошего и привлекательного, при этом недостатки будут приуменьшены или вообще останутся «за кадром». Да и позитив при ближайшем рассмотрении может оказаться, мягко говоря, преувеличенным.

Поработав пресс-секретарем одного из киевских вузов, я убедилась: высокий конкурс зачастую обусловлен не столько объективно хорошим уровнем преподавания, сколько умелым и мощным пиаром. Каждый вуз находит свой козырь, предлагая абитуриентам набор вызывающих доверие образов. Репутация, построенная на них, держится довольно долго. При этом жизнь идет своим чередом, и вузовская система может незаметно прогнивать изнутри. Даже если вначале красивые образы имеют под собой реальное основание, то по прошествии энного количества лет от них могут остаться сплошные мыльные пузыри, которые продолжают усиленно раздувать. На деле же оказывается, что «давние традиции» вуза остались в далеком прошлом, а половина «славных профессоров» почила в бозе или уволилась. Те, кто заливается соловьем об инновационных методиках обучения, не могут гарантировать, что эти методики сработают именно на вас. «Индивидуальный подход к каждому студенту» в большинстве случаев — красивые слова, особенно там, где в группах много учащихся. Да и информация типа «наш диплом котируется за рубежом» или «наших выпускников расхватывают с руками и ногами» может быть сильно преувеличенной или устаревшей. Постарайтесь разузнать, как трудоустраиваются выпускники данного вуза вообще и нужного вам факультета в частности. Они могут работать в компаниях с громкими названиями, но при этом отнюдь не на первых ролях. А кто-то и вообще скажет вам, что альма-матер не имела к их карьерному росту никакого отношения. Если же в вузе уверяют, что поступить в него можно объективно, без блата, — это плюс. Но не обольщайтесь. Поступить — это еще даже не полдела. Гораздо важнее, сможете ли вы там нормально учиться…

В общем, лица, заинтересованные в поддержании высокого рейтинга своих вузов, никогда не выдадут вам объективной информации. Поэтому постарайтесь свести знакомство с местными студентами или выпускниками. Уж они-то вам расскажут чистую правду и о преподах, и о местных условиях существования. И если где-то что-то не так — молчать не будут. Если, конечно, вы сможете втереться к ним в доверие. Но тут уж от вас все зависит. Желательно, конечно, не ограничиваться одним мнением — оно может быть субъективным.

Многие вещи лучше разузнать заранее, чтобы впоследствии не столкнуться с неприятными сюрпризами. Велика ли нагрузка? Какие выборочные курсы стоит брать, а какие — нет? Как отнесется администрация к вашему желанию совмещать учебу с работой? Берут ли преподаватели взятки, и если да, то в каком размере? Отдельно стоит разузнать об общежитии: есть ли оно вообще, где расположено, какие условия проживания, требуют ли «подношения» за поселение?

Важную роль может сыграть и ваше собственное, никем не навязанное мнение. (Мнение ваших родителей также формируется под влиянием рекламы и слухов, поэтому не всегда объективно.) Если только возможно, постарайтесь лично побывать в вузе, пройтись по коридорам, столовым и библиотекам, заглянуть в аудитории, прочувствовать атмосферу, посмотреть на студентов, в частности, с вашего будущего факультета. Сможете ли вы вписаться в коллектив, где преобладают, допустим, «мажоры» или «ботаники»?..

Итак, добыв всю интересующую вас информацию, можно сопоставить данные и выбрать оптимальный вариант.

Знаю по опыту, что после удачного поступления вы какое-то время будете пребывать в эйфории и глядеть на вуз сквозь розовые очки — максимум до первой сессии. В каждом вузе — разный период раскачки. Как бы там ни было, чтобы не было больно падать, постарайтесь как можно скорее сориентироваться, что к чему, и включиться в учебу. Не откладывайте на потом, старайтесь поменьше пропускать. Расслабиться можно будет на старших курсах, до которых искренне желаю вам «дожить». Кстати, школьные отличники часто вылетают с первых курсов, тогда как троечники и хорошисты становятся нормальными специалистами. Просто в школе они привыкли «вкалывать», не получая поблажек за «особые таланты».

Несколько слов надо сказать и о вашем статусе в новом коллективе. О былой школьной репутации придется забыть. Кем бы вы ни были в классе — всеобщим любимчиком или незаметной серой мышкой — в вузе появляется шанс построить репутацию с нуля. Здесь никто не знает о ваших былых заслугах. Ведите себя просто, будьте дружелюбными и неконфликтными. Показать себя вы еще успеете. Заведите побольше знакомств на своем потоке и среди старшекурсников, особенно в общежитии. Это — неисчерпаемый источник конспектов и информации о внутривузовской жизни…

В общем, удачи! Единственное пожелание напоследок: если в процессе учебы вы поняли, что это — не ваше, не насилуйте свою природу. Поищите другие варианты, переведитесь в другой вуз, в конце концов, поработайте годик и самоопределитесь. Что бы ни говорили родители и окружающие, это ваша жизнь и ваше время. А оно нынче дорого.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно