Привлечь общественное внимание к метаморфозам профессионально-технического образования на этот раз побудили громкие заявления зампреда Верховной Рады Николая Томенко о плановом уничтожении системы профессионально-технических учреждений. Дополненные воспоминаниями об августовском пикетировании просвещенцев из-за реорганизации училищ они активизировали общественное мнение - а что же творится в этом профтехобразовании?
Как ни удивительно, но в сети профессионально-технических учебных заведений жизнь пока что без перемен. Абитуриенты имеют широкий выбор специальностей, ученики приобретают знания по избранной профессии и получают стипендию в размере 200 гривен, преподавательский коллектив продолжает работать за символическую плату, госзаказ на рабочие кадры с натугой, но выполняется. Упреки в том, что выпускники училищ в своем большинстве безработные, опровергает средний показатель их трудоустройства по полученной профессии в 2008-2009 учебном году - 94,3%. К тому же постановление Кабмина №784 от 27 августа 2010 года «О порядке трудоустройства выпускников профессионально-технических учреждений» предусматривает нововведение - заключение двусторонних и многосторонних договоров между учебным заведением, предприятием и выпускником, что позволит гарантировать рабочее место последнему минимум на два года.
Продержавшись до сих пор без значительных потерь в боях за целостность, система проявила незаурядную как для неприбыльных учреждений живучесть. Этим она подтверждает хорошо известный из уроков биологии закон - право на существование побеждает не сильнейший, а тот, кто скорее приспособится к новым условиям.
Правда, новые условия по-украински анекдотичны: только привыкли к тому, что все плохо, как становится еще хуже. Поэтому считать, что модификации профтехобразования уменьшают проблемы внутри его, бессмысленно.
Одним из главных препятствий для развития системы профессионально-технического образования пока что остается его непрестижность. В погоне за дипломами вузов мало кто замечает, что выпускники училищ, в отличие от выпускников вузов, часто имеют и рабочее место, и высокую зарплату. Развенчивают мифы о безнадежности «пэтэушных» профессий их ученики, которые вполне осознанно говорят: «с такими знаниями я не пропаду», «смогу продолжить обучение в вузе и одновременно работать», «эту специальность имеет вся моя семья, у нас она передается из поколения в поколение»...
С информационной стороны, просвещенцы преодолевают барьер общественного пренебрежения своими силами: ходят в школы, где рассказывают о своем учреждении и профессиях, которых в нем учат, размещают объявления, раздают визитки, создают собственные сайты, где могут не только рассказать о себе и своих достижениях, но и представить наглядным написанное. Практически авторитетность училища и профессии повышается за счет интегрирования специальностей. «Когда мы увидели, что желающих идти к нам стало меньше, мы решили интегрировать профессии с автомобильными», - вспоминает заместитель по учебно-производственной работе Киевского профессионального лицея «Авиант» Екатерина Глушко. Благодаря этому ходу «Авиант» стал одним из сильнейших учреждений профессионально-технического образования, выпускники которого обеспечены работой почти на 100%.
«Мы хотим видеть всесторонне подготовленного специалиста, - комментирует упомянутую выше тенденцию заместитель начальника отдела профессионально-технического образования главного управления образования и науки Киевской горгосадминистрации Таисия Мусиенко. - По окончании ПТУ он должен владеть несколькими профессиями: например, и каменщика, и маляра, и штукатура. С этой точки зрения учащийся профтехобразования на три головы выше зарубежного, который овладевает только одним направлением».
Изнутри систему «подтачивает» также старение педагогических кадров и категорический отказ молодежи работать «за идею». Находчивые ПТУ и здесь нашли лазейку. Чтобы как-то удержать у себя мастеров производственного обучения (именно с ними сейчас трудно - из-за тысячи гривен зарплаты), училища ставят на группу вместо нормированных двух мастеров одного и дают ему еще одну смену из другой группы. Конечно, в такой ситуации говорить о качестве обучения и вспоминать зарубежных мастеров, которые обучают группу из восьми человек, неуместно: из двух зол выбирают меньшее.
На глобальные и, как показывает время, риторические вопросы о госфинансировании и стабильной законодательной базе, которая бы урегулировала деятельность отрасли, профессионально-технические учреждения давно махнули рукой. Каждое из них самостоятельно, иногда с огромными усилиями договаривается c работодателями и зарабатывает средства на обновление материально-технической базы, питание или дополнительные выплаты для учеников-сирот/инвалидов.
Примером последнего является нехитрая полиграфическая продукция, которую производит и продает полиграфическое училище, металлические инструменты и столярные изделия на заказ от училища железнодорожного транспорта, сдача в аренду помещений спортивного комплекса (бассейна, залов тренажерного и игровых видов спорта) 25 киевским ПТУ или вообще зданий на своей территории, как это делает лицей «Авиант». Он же сдает помещения автошколе, с которой имеет договор о льготном обучении в ней учеников учреждения. Возможность по сниженным ценам и в удобное время получить права категории B/C мотивирует абитуриентов поступать в ПТУ. Но законы своеобразно «защищают» училища от развития: 70% дохода от аренды забирает себе государство, а учебное учреждение ко всему еще и подпадает под частые проверки.
Ищут ПТУ и спонсоров, хотя сейчас с этим трудно как никогда. Киевское ВПТУ №25 в основном просит помощи у именитых партнеров (Bosh, Intel, Ceresit, Polimin). Деньги училищу фирмы не выделяют, но обеспечивают производственное обучение современными материалами и инструментами. Полиграфисты, например, раньше обращались к родителям учеников, которые помогли закупить новые компьютеры. Однако в этом учебном году руководство учреждения отказалось от такого меценатства: со стороны государства оно вызывало резкое сопротивление.
Наравне с критической нехваткой финансов настоящей мукой для руководителей ПТУ является устройство учеников на производственную практику. Раньше такие вопросы даже не ставились: государственные предприятия забирали на практику, а потом и на работу группы будущих специалистов. Сегодня, когда промышленных гигантов можно пересчитать на пальцах, а объемы деятельности всех других государственных производств снизились в несколько раз, места, где ученики могут принять участие в реальном рабочем процессе, находить все труднее. Подстегиваемые обвинениями в неквалифицированности выпускников, которые не звучали разве что из уст ленивого, просвещенцы обратились к ПП. С частными владельцами, по словам руководителей училищ, работать сложно, ведь в основном их небольшие фирмы работают сегодня на сегодня, и им требуется не больше одного-двух работников. Поэтому бывает большой разброс - группу из 25-30 человек приходится оформлять практиковаться на 15-20 предприятий.
Но этим проблема себя не исчерпывает. Производственная практика, собственно, помогает профтехучреждениям не сорваться в финансовую пропасть, куда ее загоняет смета в несколько строчек - зарплаты, стипендии, частичная оплата коммунальных услуг. Дело в том, что полученные за ученические труды на предприятии деньги делятся пополам между ребятами и училищем. В среднем это небольшая сумма (она зависит от профессий, имеющихся в учебном заведении), зато на удовлетворение самых необходимых потребностей ее хватает.
Тут и проявляет себя частник нового поколения: «Самая большая сложность для нас - это общение с предприятиями, которые не хотят оплачивать труд наших детей во время производственной практики. О каком спонсорстве может идти речь, когда они не хотят платить за выполненную работу?», - жалуется директор Киевского высшего профессионального полиграфического училища Василий Величко. Можно понять бесплатную практику, например, на государственных заводах, где даже опытные специалисты сидят без дела, в пустые же кошельки сообразительных и ловких «новых украинцев» не очень верится. Хотя «монстрами» владельцы ПП зачастую кажутся лишь профтехпросвещенцам, которые не получают материальной выгоды. Ученикам все-таки что-то перепадает. По теневой моде - в конвертах.
Из сказанного понимаем: проблемы-язвы подтачивают силы профессионально-технического образования изнутри. Их причиной является болезненное состояние государства в целом. Именно поэтому в прошлогодних выводах о положении профтехобучения, изложенных на официальном сайте Счетной палаты Украины, звучат обвинения прежде всего в сторону властных учреждений. Приведенные факты и цифры подводят к тому, что «здание» ПТО разрушают внешние факторы. Авторы отчета не забыли и о внутренних - на скамье подсудимых оказались рядовые профтехпросвещенцы, которые, по мнению авторов отчета, морально запустили учеников. «[Профессионально-техническое образование осуществляет] выпуск специалистов по рабочим профессиям, в которых народное хозяйство Украины не ощущает потребности, дезориентирует молодежь и имеет отрицательные социальные и экономические последствия. При том, что на первичную профессиональную подготовку использованы значительные средства, молодые люди пополняют ряды безработных, а государство несет дополнительные затраты на их социальную адаптацию», - сказано в сообщении.
В этом отчете людей задевает выражение «дезориентирует молодежь». Стоит вспомнить, что подростков, которые часто не нужны ни родителям, ни обществу, ни школе, забирает к себе именно училище. Будни ПТУ - это работа с учениками психолога, мастеров и кураторов. Чтобы быть уверенными, что ребенок, за которого они ответственны, ничего не натворит, никуда не пропадет и завтра придет на учебу, они просто должны «проникнуть» в его голову и душу. Поэтому воспитанием занимаются все вместе - каждый по-своему.
Созданный в 2004 году Центр профессиональной подготовки и социальной реабилитации проблемной молодежи начал собирать детей, которые уже с седьмого класса не посещали школу вообще. Центр сделали структурным подразделением лицея «Авиант». Работать с учениками, большая часть которых состоит на учете в милиции, - дело сверхтрудное. Поначалу государство оплачивало социальных педагогов и психологов, которые приходили из Государственной социальной службы для семьи, детей и молодежи, однако средства поступали недолго. Сейчас этих учеников уравняли с обычными лицеистами, а опеку над ними полностью переложили на учебное заведение. Обнадеженные слухами о помощи, все больше и больше неблагополучных детей идут в центр, их количество в группах возросло с 18 до 25. Разве откажешь подростку, который в анкете на вопрос «Чего ты более всего боишься в жизни?», отвечает: «Чтобы меня не выгнали из лицея»...
Киевское ПТУ №25 также уже несколько лет принимает детей после восьмого класса. Школы избавляются от такого «бремени» с радостью. Припоминают парня Сергея из неблагополучной семьи, который даже не умел улыбаться. Ему было удивительно, что с ним общаются, поощряют стремление к знаниям. В результате Сергей не пропустил ни одного дня учебы.
«Профтехобразование без этого не может, ради этого его и нужно содержать, ведь на 80% мы только то и делаем, что адаптируем ребенка, доказываем, что он чего-то стоит, не потерян для общества и нужен ему», - говорит по этому поводу Таисия Мусиенко.
Впрочем, события, которые разворачиваются вокруг отрасли, вызывают у профтехпросвещенцев намного больший страх, чем проблемы внутри ее. По приказам, под ярлыком «упорядочения сети профессионально-технических училищ и оптимизации затрат на их содержание из государственного бюджета» учреждения профтехобразования отдают вузам или объединяют. Если так пойдет и дальше, то от системы ПТО останется только название. Напуганные работники верят в здравый смысл, и профтехобразование, хотя и в транформированном виде, но будет жить. Впрочем, действия власти пока что свидетельствуют об обратном. С уверенностью можно утверждать лишь одно: при отсутствии ПТУ для многих социально незащищенных подростков последней инстанцией станет тюрьма.