Павел Полянский: механизм отбора учебников должен вызывать доверие

4 июля, 2014, 18:45 Распечатать

Изменится ли, наконец, что-то на рынке учебников? И когда ждать радикальных изменений, которые бы подтвердили — ни одной щелочки для коррупционных схем в сфере книгоиздания не осталось? 

Изменится ли, наконец, что-то на рынке учебников? И когда ждать радикальных изменений, которые бы подтвердили — ни одной щелочки для коррупционных схем в сфере книгоиздания не осталось? Об этом идет речь в беседе с заместителем министра образования и науки Павлом Полянским. Он не просто опытный чиновник, но и автор учебника по всемирной истории, на собственном опыте ощутивший, как работают министерские схемы "отсева конкурентов". Ведь, не смотря на то, что учебник П.Полянского получил гриф министерства, в 2011–2013 годах его не включали в перечень литературы, разрешенной для использования в школе.

Павел Брониславович, правда ли, что на следующий учебный год государственный заказ на учебники будут выполнять те же издательства, что и при Д.Табачнике?

— Мы пришли в МОН марте, когда все конкурсные процедуры были уже закончены. В такой ситуации при смене
команды министерство оказывается всегда. На проведение тендерных процедур перед началом нового учебного года у нового министра уже просто нет времени. Он "получает в наследство" результаты конкурса, проведенного предыдущей
командой.

Это первое обстоятельство. Второе — ни один участник конкурса рукописей учебников не обжаловал результатов конкурса, о котором так много говорила общественность. Соответственно, министерство не имело никаких правовых оснований отменить решение по этому конкурсу. Если бы мы самовольно отменили результаты конкурса, то кто-то из обиженных мог подать в суд. Судебное разбирательство могло парализовать все последующие действия относительно учебников и даже денежные счета министерства.

У нас было два варианта: вообще ничего не печатать и оставить детей без учебников, или, дочистив, доработав рукописи, напечатать те, которые уже отобраны. Пошли по второму пути. На следующий учебный год мы печатаем только две позиции: допечатываем 13 названий учебников для 3-го класса, которые не были напечатаны в 2013 году (в основном учебники на языках национальных меньшинств), и печатаем учебники для 6-го класса, потому что в последний раз их издавали восемь лет назад.

— То есть так, как и планировало предыдущее руководство? 

— Там были другие планы: напечатать в 2014 году учебники для 3-го и 4-го класса, а также для 6-го и для 7-го. При том, что на следующий учебный год новые учебники для 4-го и 7-го класса еще не потребуются. Аргумент об апробации также не "срабатывает", потому что ни четвероклассников, ни семиклассников, которые бы в 2014/2015 учебном году учились по обновленным программам, не будет. Когда правительство поставило вопрос о необходимости экономии, мы согласились с тем, чтобы средства, которые были запланированы на 4-е и 7-е классы, в этом году не выделялись.

— Как вы будете "дочищать" уже отобранные учебники? 

— Это будут делать, конечно, не чиновники, а специалисты. В ходе проверки оказалось, что в Институте инновационных технологий хранятся рукописи учебников, представленных на конкурс и на гриф еще в феврале-марте 2010 года. С тех пор они не рассматривались, грифы им не присваивались и школы их так и не дождались. Очевидно, что при такой политике о честной конкуренции между авторами и издательствами говорить не приходится. Сейчас специалисты активно изучают эти рукописи. Качественным мы присваиваем грифы, чтобы издатель мог их напечатать хотя бы за собственные средства, чтобы не пропала работа авторов. 

Самое главное — качество учебников. Поэтому мы сосредоточили усилия на работе с рукописями, выигравшими конкурс. С участием авторов и редакторов исправили, доработали. И на сегодня эти рукописи надлежащего качества. Параллельно также выясняли, можно ли не печатать учебники для 6-го класса, а обойтись старыми, которые были изданы восемь лет назад для 12-летки. И при необходимости допечатать их. Оказалось, что учебника, который полностью бы соответствовал действующим сегодня программам, практически нет. Различия составляют от 20 до 80%. 

— Уже начата работа по разработке нового порядка отбора учебников? 

— Да. Новые процедуры конкурсного отбора и издания школьных учебников разрабатываем исключительно в сотрудничестве с экспертами. У нас сейчас практически непрерывно происходят брейн-штурмы в кругу экспертов, ученых, издателей, педагогов. Мы анализируем и обсуждаем все без исключения, даже "фантастические", проекты, ищем приемлемый вариант. Понимаем, что если достигнем честного открытого отбора действительно качественных, без ошибок и излишеств учебников, — коррупция в этой сфере исчезнет автоматически, потому что не будет иметь почвы.

— На каких принципах будет выстраиваться процедура конкурса?

— Для нас очевидно, что работники министерства и Института инновационных технологий не должны иметь никакого отношения к проведению экспертизы рукописей учебников, подаваемых на конкурс. При этом мы не умываем руки, не снимаем с себя ответственности. В любом случае все претензии традиционно адресуются не авторам, не рецензентам, не издателям, а министерству. Экспертизу проектов учебников должна организовывать независимая организация, которая будет давать рукописи на рецензирование экспертам. Также должно быть уделено особое внимание психологической экспертизе рукописей учебников: приемлемы ли они для ребенка, понятны ли, не перегружены, не вредны для здоровья?

Предыдущим положением о конкурсе было определено, что группа авторов, один раз выигравшая конкурс, например для 5-го класса, в дальнейшем получает зеленый свет и заранее будет признана победителем для 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классов. При том, что она еще ничего не писала. Это так называемая линейка учебников. Мы не хотим такой линейки, поскольку расцениваем подобный подход как преференции. Для каждого класса соревнование авторов должно проходить заново. 

Считается, что линейка обеспечивает преемственность, ведь автор закладывает в серию учебников свою авторскую концепцию и авторское видение: как с этим работать на уроке. По моему мнению, это крайне плохо. Во-первых, есть учебная программа. Есть государственный стандарт. И это как нотная партитура для музыканта: каждый всегда немножко иначе исполнит определенное произведение, но это будет именно это произведение. И учитель, и ученик не должны зависеть от требования использовать именно этот учебник. Во-вторых, автор не должен навязывать учителю педагогические приемы и педагогическую методику, по которым следует работать на уроке. В-третьих, это учебник не для учителя, а для ребенка.

Вообще, тезис об авторской концепции — это смешно, как по мне. Ведь что такое авторская концепция? Это произведение, в котором автор описывает, какой гениальный учебник он напишет. Но вам любой учитель скажет, что если старшеклассник, не говоря уже о педагоге, возьмет новый учебник, десять минут его полистает и не поймет, в чем заключается авторская концепция, значит, ее там просто нет. Авторская концепция должна быть абсолютно очевидной даже при первом поверхностном ознакомлении с учебником. 

— Раскройте секрет — уже есть какие-то конкретные предложения относительно изменений в процедуре конкурса? 

— На последней встрече в кругу экспертов все согласились с тем, что конкурс по отбору рукописей в том виде, как он существовал, нужно отменить. Он не обеспечивает ни качества продукта, ни прозрачности отбора учебников, ни участия педагогов в процессе отбора. Единогласно была поддержана идея создать электронный портал, на котором будут размещены электронные версии как уже напечатанных, так и вновь созданных учебников. Также будут создаваться электронные версии для компьютеров и планшетов. Учителя, родители, любой человек будет иметь доступ к электронным рукописям, из которых и будут выбирать лучший учебник. Самая рейтинговая рукопись, за которую выскажется большинство школ, будет передана в печать. Прозвучало и предложение ввести двухлетний апробационный период, в течение которого в 4-х и 7-х классах будут тестироваться изготовленные за счет авторов или издательств электронные и печатные версии новых учебников. Тогда не придется выбирать кота в мешке. Преждевременно говорить о том, что это окончательные очертания новой модели, но концептуально она по состоянию на сейчас имеет такие параметры.

— Произойдут ли кадровые изменения в Институте инновационных технологий и содержания образования? Ведь именно эта структура МОН занимается учебниками.

— Приказами министерства отстранены от исполнения обязанностей директор института Александр Удод и его заместитель Святослав Серебрянский. Это связано с тем, что правоохранительные органы ведут расследование. Сейчас обязанности директора института исполняет Казимир Левкивский — человек, который никогда не был причастен к отбору учебников. 

— Значит, настоящие реформы будут

— Моя мечта — создать "учебниковое ВНО". Чтобы прозрачный и честный механизм отбора учебников вызывал такое же большое доверие, как и независимое тестирование. И чтобы ни один новый министр не решился отменить эту процедуру. Потому что боялся бы давления общественного мнения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Yuri Kovbasenko Yuri Kovbasenko 6 липня, 12:18 “Почему у них нету звания «Герой КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО труда», а ихний «Мерседес» лучше? А у нас есть звание «Герой СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО труда», а наша «Волга» хуже...» Цей давній монолог Михайла Жванецького пригадав, прочитавши інтерв’ю заступника Міністра науки і освіти України під обнадійливою назвою “Павло Полянський: механізм відбору підручників має викликати довіру” (“Дзеркало тижня”. 04.07.2014). Подумалось: а якби ті самі “Мерседес” та “Волга” потрапили до України, на конкурс підручн..., чи то пак – автомобілів, то хто б із них цей конкурс виграв? Правильно, не факт, що насправді кращий. Але достеменно той, чиї “менеджери” першими б знайшли стежки до кабінетів “потрібних” чиновників, а також кошти на “відкати”... За великим рахунком, Захід і переміг СРСР саме тому, що на Заході був справжній к о н к у р с , тобто к о н к у р е н ц і я. Кращий продукт там обирався безпосередньо споживачем, а гірший просто зникав з ринку. Натомість у СРСР “кращих” визначали не споживачі, а “незалежні” експерти, і зазвичай “від імені народу”, та ще й роздаючи звання “Героя соціалістичної праці”. І в цім сенсі нинішні конкурси підручників МОНУ з їхніми “незалежними експертами” (часто ой якими залежними – можу опублікувати документи з цифрами та прізвищами) – це плоть від плоті ще совкових “показухи” та “очковтіратєльства”, та ще й гарна “парасолька” для чиновника-хабарника від громадського контролю та кримінальної відповідальності. Так само й новотвір усіляких (цитую за текстом інтерв”ю) “електронних порталів, на яких будуть розміщуватись електронні версії як вже надрукованих, так і новостворених підручників”, хай для планшетів, хай для ґаджетів – це черговий симулякр, черговий фейк, чергова “мертвому припарка”, словом – чергова і м і т а ц і я вирішення гострої суспільної проблеми. Проте, як на мене, Павло Полянський озвучив і два продуктивних концепти: 1) “Ми аналізуємо й обговорюємо всі без винятку, навіть "фантастичні", проекти, шукаємо прийнятний варіант”. Дійсно, шлях пошуку прийнятного варіанту неминуче треба пройти, і ось один із можливих варіантів: http://education-ua.org/ua/articles/260-100-dniv-monu-reformuvannya-chi-imitatsiya 2) “Моя мрія — створити "підручникове ЗНО”... Дійсно, можна було б доручити тому ж УЦОЯО як чи не єдиній нині установі з незаплямованою корупцією репутацією (увага: попередньо таку копітку роботу гарно профінансувавши, а не “навісивши” її додатково на й без того перевантажений і мізерно оплачуваний персонал) здійснювати селективну експертизу та на її підставі видавати грифи/сертифікати “Придатний/Не придатний/ для використання в школах України”. Оце й увесь адміністративний бік “конкурсу” – це процедура елементарного відсікання рукописів, котрі не відповідають державній освітній політиці, тобто ігнорують куррикулум, пропагують ксенофобію, шовінізм і т.д., і т.п. А вже справжній “конкурс підручників” проведе сам ринок, саме життя. Кращі підручники користуватимуться більшим попитом, гірші – гіршим, а геть погані – тихо “помруть”. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно