Образовательный округ… наизнанку

2 сентября, 2011, 15:01 Распечатать Выпуск №31, 2 сентября-9 сентября

Наша область первой в Украине приняла программу «Образовательный округ — 2011—2015».

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Как бодро уверяет пресс-служба облгосадминистрации, наша область первой в Украине приняла программу «Образовательный округ — 2011—2015». Она пре­дусматривает оптимизацию 214 школ — почти треть из действующих в области. Глава облгосадминистрации Сергей Ларин, который подчеркнуто демонстрирует свою чуть ли не родительскую заботу о простых людях, в своих выступлениях в ходе публичных мероприятий, на пресс-конференциях десятки раз уверял: школы в селах будут оптимизироваться только по согласованию с территориальными общинами. Какова же картина на самом деле?

Закрыть нельзя? Приостановить!

Решения о ликвидации и приоста­новке деятельности школ (а в нынешнем году такая участь ждет 16 учебных заведений) чаще всего вызывали бурно негативную реакцию крестьян. Недо­вольны жители сел Березовка Гайво­ронского района, Катериновка — Долинского, Мирное — Бобринецкого, Лесное — Кировоградского района. Чиновники не сумели убедить членов территориальных общин, что без школ здесь действительно можно обойтись и такое решение пойдет на пользу образовательному уровню тех детей, которых будут возить на обучение в соседние населенные пункты. Без согласия жителей Закон «Об общем среднем образовании» запрещает закрывать школы в сельской местности. Не смогли убедить, потому начали давить.

Николай Токаренко, проживающий в селе Лесное Кировоградского района, выступил на сходке села против реорганизации школы, которая находится в соседнем селе и где учатся свыше 20 детей. Вечером к его дому подъехала машина, из нее вышли двое в милицейской форме. Разговор шел о том, зачем, дескать, Николаю Ивановичу лишние проблемы или ему больше всех надо, что он отстаивает эту школу? Когда же Николай Токаренко попросил стражей порядка показать удостоверения, те, угрожая физической расправой, сели в машину и исчезли (автомобиль марки «Опель», государственный номер 6775АІ).

Крайне напряженной остается ситуация в селе Осички Вильшанского района, где приоста­новлена деятельность обще­образовательной школы I-II степени (18 учеников). Сделано это по распо­ряжению главы райго­садминистрации Геннадия Иванова. Уже сам этот факт учителя и другие жители территориальной общины считают незаконным, ведь средства на деятельность школы выделяет районный совет, а не администрация. Да и сам термин — приостановление — осичковчане небезосновательно считают надуманным: Закон «Об общем среднем образовании» предусматривает или ликвидацию, или реорганизацию. Что же такое «приостановление»? Когда оно должно закончиться? И что останется от школы после нескольких лет такого простоя? Кто тогда будет финансировать ее ремонт и восстановление? Вопросов больше чем достаточно. Ответа — ни одного.

Своим распоряжением Геннадий Иванов обязал районный отдел образования трудоустроить высво­божденных педагогов. Как сообщил Игорь Блящук, учитель осичковской школы, за неделю до начала учебного года адекватная альтернатива не предложена ни одному учителю. Нельзя ведь таковой считать предло­жение шесть—восемь часов препо­давания за 20—30 километров от родного села.

Все эти действия районной власти вызвали справедливое негодование жителей села Осички. Состоялось собрание территориальной общины, на котором ее члены единогласно высказались против закрытия школы. Помещение осичковской ООШ — одно из лучших в районе, а потому у общины есть все основания предполагать, что кто-то из района или области положил глаз на лакомый объект. Ведь школа стоит в живописном месте у реки Синюха, рядом — сосновый лес, охотничьи угодья. Люди обратились с соответствующими телеграммами к президенту Украины, в Кабинет министров, облгосадминистрацию. Районная власть, реагируя на эти обращения, обещала действовать в рамках действующего законо­дательства, но воз и ныне там. Более того, глава райгосадминистрации публично хвастается, что ему никто не помешает закрыть школу.

Тем временем распоряжение главы райгосадминистрации приостановлено протестом районной прокуратуры, которая считает, что оно «…незаконно и принято вопреки действующему законодательству». Вильшанская РГА отклонила протест прокуратуры, та же подала в суд исковое заявление о признании упомянутого решения незаконным. Праздник первого звонка осичковчане собираются провести в родной школе.

Также обратились в суд родители детей Владимировской ООШ I-II степени (25 учеников), что в Знаменском районе. Деятельность школы также приостановлена, а педагоги, как сообщила учительница украинского языка и литературы Светлана Лисовенко, остались без работы.

Кстати, в программе, принятой областным советом (всего 54 голосами из ста), «приостановление деятельнос­ти» предусмотрено для 50 учебных заведений.

Редкая птица — округ?

Что же следует понимать под понятием «оптимизация», которой подвергнутся остальные полторы сотни учебных заведений? Как объяснила начальник управления образования облгосадминистрации Эльза Лещенко, оптимизация предусматривает изменение степени школ — с I-ІІІ уровня на I-ІІ и I, временное приостановление их деятельности и закрытие. Программой, принятой областным советом, пла­нируется сэкономить за пять лет 63,1 млн. грн., которые «…будут направлены на финансирование учебных заведений». Смехотворная сумма на фоне тех сотен миллионов и миллиардов, которые, как официально сообщает КРУ, разво­ровываются или списываются госу­дарством в пользу нуворишей. А стоимость школьных автобусов, которые на наших дорогах больше нескольких лет не выдерживают? Сколько мы сэкономим? Тем более что в нынешнем году детей, которые сядут за парты, в области не стало меньше. Первоклассников — почти девять тысяч, как и в прошлом году, а одиннадцатиклассников даже на четыре тысячи больше.

Да и можно ли все измерить деньгами? Школа — это не только конкретные знания по определенному предмету, это еще и духовный центр. Кстати, как отмечает учитель-методист Вера Соколова, большинство авторских программ сельских учителей направлены именно на развитие духовности.

Все эти проблемы должен решить образовательный округ. Что же это такое, как его понимает нынешняя власть? Похоже, чиновники от образования и сами до конца этого не знают. На недавнем совещании начальник управления образования облго­с­администрации, говоря об опорных школах, подчеркивала, что абсолютное большинство их подключено к Интернету. Значит, сюда будут возить детей из тех школ, которые ликви­дировали (то есть — приостановили деятельность) и в которой будет работать Интернет. Не маловато ли? А начальник управления образования Киро­воградско­го горисполкома Лариса Костенко в прямом эфире передачи одной из местных телекомпаний вообще сообщи­ла, что образовательный округ — это когда совмещают в одном заведении школу и детский сад…

Как бы там ни было, а педагогичес­кой общественности области не представлена концепция — что такое образовательный округ, каковы его особенности, действительно ли будет способствовать такая форма повышению уровня образования, как об этом трубит власть. И не понятно, почему так поспешно, не посоветовавшись, не учтя предложений работников образования, не прийдя, наконец, к консенсусу всех заинтересованных сторон, программу об этом округе нужно принимать?

Пять лет назад в области тоже создавались образовательные округа. Тогда к этому подтолкнула возможность принять участие в конкурсе, объявленном Министерством образования и Всемирным банком, в рамках программы, которая так и называлась — «Равный доступ к качественному образованию». Центром такого округа должна была стать школа с хорошей материальной базой, подведенными коммуникациями и сильным педагогическим коллективом. Вокруг нее (в пределах 15 километров) должны были объединиться другие — I-ІІ степени, начальные, заведения внешкольного воспитания. В базовой школе выделяли одно или два направления, по которым работали самые сильные специалисты. Они должны были в выходные проводить обучение с учениками всех школ округа, которые, разумеется, желают этого и проявляют соответствующие наклонности. Для этого создавались специальные межшкольные факультативы, детей же подво­зили школьные автобусы. Тогдашний начальник управления образования облгосадминистрации Лариса Нечепо­ренко считала, что такая система стимулирует не только способных и талантливых детей, но и тех, кто немного отстает, ведь школьники лучше учатся там, где появляются лидеры.

Такой подход должен был также мобилизовать и сельского учителя. И не только в плане состязательности или морального поощрения. Для тех, кто должен был работать в этом процессе, предполагались надбавки в размере 30—50 процентов должностных окладов. Выход на статус базовой школы означал бы для педагогов постоянное обучение, совершенствование, укрепление руководящего состава.

Что же теперь? Разруха, безработные учителя, перевозка детей? Из Осичек, как утверждают жители, школьный автобус отходит в половине седьмого утра. Кому нужна такая программа и такие округа?

Конечно, село стареет и пустеет. Уменьшение количества работников в сельском хозяйстве — закономерный процесс. Но ведь такая программа должна бы взвесить все факторы в комплексе — и отдаленность, и хозяйственные перспективы, и решение территориальных общин, и состояние помещений и педагогического коллектива. Государство в долгу перед селом. И эти долги нужно отдавать, а не снова экономить. Так должны мыслить люди ответственные и небезразличные. Но глава облгосадминистрации Сергей Ларин на последней сессии областного совета заявил: дескать, если территориальные общины хотят иметь школы, то пусть их сами и содержат… Будто С.Ларин не знает, что такие механизмы не предусмотрены, а даже если бы они и были, уничтоженное и обнищавшее село не имеет таких возможностей. Чего же тогда стоят его предыдущие заявления?

Что ж, прокукарекали вовремя, а там хоть не рассветай?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно