Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (далее — Национальное агентство, НАОКВО) определяет свою миссию так: быть катализатором положительных изменений в высшем образовании и формирования культуры его качества. Термин «совершенство» (excellence) требует большего внимании в украинском контексте. Он не фиксирует какое-то стабильное состояние, а, скорее, указывает правильное направление движения.
Национальное агентство вводит европейские рекомендации и стандарты по обеспечению качества высшего образования (ESG). И это является одним из обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, подписанного в 2014 году в результате Революции достоинства.
Согласно мониторингу Украинского центра европейской политики, за 2014‒2019 годы наше государство не выполнило ни одного из обязательств этого соглашения. Единственное исключение — создание и деятельность НАОКВО. «Это обязательство едва ли не единственное из перечня обязательств в ходе реализации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в секторе «Образование», которое можно определить продвинутым», — говорится в выводе мониторинга.
Украинский центр европейской политики отмечает, что за год работы Национальное агентство разработало нормативную базу для реализации внешней системы обеспечения качества образования — аккредитации образовательных программ по стандартам единого Европейского пространства высшего образования. Начало цифровую культуру аккредитации. Способствовало функционированию внутренних систем обеспечения качества образования в заведениях высшего образования. Поддерживало интернационализацию высшего образования Украины. Наладило систематическую работу в отношении академической добропорядочности в заведениях высшего образования и академической научной среде.
В то же время мы осознаем, что в обеспечении качества высшего образования имеются конкретные адресаты. Речь идет об интересах студентов, их родителей и всего украинского общества, которое нуждается в настоящих специалистах, лидерах и ученых. Все эти аспекты качественного образования относятся к национальным интересам украинского государства.
Отечественные университеты уже имеют возможность выбирать, к кому обращаться за аккредитацией. Еще 10 июля 2019 года, по представлению Национального агентства, Кабинет министров Украины одобрил распоряжение «Об утверждении перечня иностранных аккредитационных агентств по обеспечению качества высшего образования, выдающих сертификаты об аккредитации образовательных программ, которые признаются в Украине». В этот перечень входят европейские агентства из соответствующего реестра (EQAR).
На очереди — создание аналогичных отечественных независимых учреждений, что сделает разнообразным рынок аккредитационных услуг.
Весной этого года завершилось общественное обсуждение проекта Положения «Об аккредитации независимых учреждений оценивания и обеспечения качества высшего образования», подготовленного Национальным агентством. Мы продолжаем надеяться, что Министерство образования и науки Украины (МОН) доведет дело до завершения и это положение наконец вступит в силу.
Наше Агентство в рекордные сроки стало ассоциированным членом Европейской сети по обеспечению качества высшего образования (ENQA) и полноправным членом еще трех ключевых международных организаций в сфере обеспечения качества и академической добропорядочности, а именно: Международной сети агентств по обеспечению качества высшего образования (INQAAHE), Центрально-Европейской сети агентств по качеству (CEENQA) и Международного центра по академической добропорядочности (ICAI).
С января 2019-го по август 2020 года Национальное агентство провело 32 заседания. Важно, что у нас всегда есть кворум для принятия решений. Процесс аккредитации прошли 845 образовательных программ, 11 из которых получили образцовую аккредитацию, 563 были аккредитованы, 247 — условно (отложено) аккредитованы, 27 программам отказано в аккредитации. Все процессы эффективно сопровождает секретариат Национального агентства.
Мы активно работаем с формированием пула «агентов изменений» в сфере качества высшего образования. За минувший учебный год были проведены 12 тренингов для членов отраслевых экспертных советов (всего 29 ОЭС, 324 члена), 96 тренингов для экспертов Национального агентства (всего 2528 экспертов). Из 9552 участников онлайн-тренинга «Эксперт по аккредитации образовательных программ» сертификаты получили 4126 пользователей. Четыре онлайн «Школы Национального агентства» имели 23,1 тыс. просмотров. Шесть онлайн-встреч с членами Национального агентства посетили 52,5 тысячи пользователей.
Практически во всех областных центрах Украины постоянно проходили различные мероприятия, в том числе круглые столы, семинары для университетов по отраслевым и региональным принципам, а также семинары для отдельных вузов. За этими цифрами стоит значительная подготовительная работа: четко сформулированные критерии качества, новые нормативные документы, которые постоянно совершенствуются, прозрачные процедуры, уже более года проходящие через уникальную электронную систему.
То есть мы полностью отказались от бумажных носителей. Кстати, эта система была создана и продолжает развиваться исключительно за счет спонсорских средств (на сегодняшний день уже около 160 тыс. долл.). Она делает весь процесс аккредитации открытым и доступным для всех заинтересованных сторон.
Аккредитация — это не ревизия, не проверка, а партнерское сотрудничество между Национальным агентством и заведениями высшего образования с целью обеспечения качества высшего образования. Мы хотим поощрять развитие культуры качества украинских университетов, что возможно лишь на основе распространения доверия в академической среде. Все наши процедуры опираются на принципы университетской автономии. То есть мы всегда начинаем с вопроса: как вы обеспечиваете выполнение того или иного критерия качества? Ведь пути к академическому совершенству могут быть разными.
Следующим шагом должна быть начата институционная аккредитация, но для этого нужно внести изменения в действующий Закон «О высшем образовании», поскольку прописанное там понятие самоаккредитации (университет вроде получает право самостоятельно аккредитовать свои образовательные программы) противоречит самому понятию аккредитации, которая является внешним действием и не может исходить от самого заведения высшего образования. Но, однако институционная аккредитация, основывающаяся на собственной внутренней системе обеспечения качества, принесет в наши университеты много новых рычагов автономии.
Острым вызовом для Национального агентства стала необходимость организовать свою работу в условиях карантина из-за пандемии COVID-19. Наше оперативное реагирование на новые вызовы — создание концепции аккредитационного визита с применением технических средств связи, разработка необходимых инструктивных материалов, организация работы экспертных групп и их методическое сопровождение, а также гибкость в корректировании этой модели в соответствии с приобретенным опытом — позволило избежать кризисной ситуации в конце учебного года. В ином случае тысячи выпускников по всей Украине могли бы не получить своих дипломов.
На самом деле общение во время дистанционной аккредитации требует более основательной подготовки, становится более насыщенным и ответственным; обязательным элементом встреч становится видеозапись. Это требует максимального владения ситуацией, добропорядочности и взаимопонимания. Агентства Великобритании и Саудовской Аравии, которые начинают дистанционные аккредитации только с осени, обращались к нам за консультационной поддержкой.
Академическая добропорядочность также относится к сфере ответственности Национального агентства. Если в западной традиции практически нет специальных законов, поскольку академическая добропорядочность как набор определенных правил академического письма и этических принципов отнесена к компетенции самой академической среды, а также действует принцип взаимного доверия, Национальное агентство пришло к выводу, что в Украине невозможно обойтись без специального закона.
Слишком много вульгарных толкований и фальшивых дискуссий у нас в публичном пространстве и практике отечественного судопроизводства. Начиная от попыток применять нормы законодательства об интеллектуальной собственности в сфере академической добропорядочности. Поэтому Национальное агентство плодотворно сотрудничает с комитетом Верховной Рады Украины и Национальной академией правовых наук над созданием и принятием специального закона об академической добропорядочности. Он не только согласует соответствующие нормы, но и пропишет процедурные компоненты.
Наша деятельность не обходится без проблемных вопросов. Среди прочего следует вспомнить недавние попытки Министерства образования и науки Украины превратить Национальное агентство из коллегиального органа в центральный орган власти. Такая перспектива недопустима, поскольку вступает в разногласие с принципами обеспечения качества высшего образования ESG, что, как уже упоминалось ранее, является частью Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
В подобном случае наше Национальное агентство перестанет быть независимым и перед нами замаячит перспектива быть исключенными из всех международных организаций, в где мы получили членство. В свою очередь это разрушит процедуру международного признания украинских дипломов о высшем образовании. И, наконец, такое требование как статус государственного служащего для членов Национального агентства делает невозможным членство в нем студентов, что тоже противоречит стандартам ESG. Не говоря уже о попытках МОН ограничить университетскую автономию и вернуться к прежней ошибочной практике подчинения себе процесса присуждения научных степеней (полномочия бывшего ВАК).
Напоследок я хотел бы вспомнить важную инициативу профильного комитета Верховной Рады, связанную с созданием специальной бюджетной программы, из которой фактически будут оплачиваться услуги за аккредитацию. Такая постановка вопроса вполне созвучна с практикой стран единого Европейского пространства высшего образования, согласно которому государство фактически компенсирует своим университетам затраты на это. Необходимость такой политики Национальное агентство обосновывало еще в своем отчете за 2019 год.
А пока что мы готовимся к новому сезону аккредитации 2020/2021 учебного года. В Национальное агентство уже поступило примерно втрое больше обращений на аккредитацию образовательных программ, чем в предыдущий учебный год. Значительную часть их составляет третий уровень образования (доктор философии или аспирантура). Согласно приобретенному прошлогоднему опыту, будут уточнены методические рекомендации, усовершенствованы процедуры.
Вне сомнения, деятельность Национального агентства будет способствовать повышению качества высшего образования в направлении совершенствования. Если в Украине будут продолжаться системные образовательные реформы. Следующий важный шаг — изменение экономики высшего образования, или же введение реальной финансовой автономии украинских университетов. Кроме того, много значит способность государства должным образом финансировать реформы и национальные научные исследования как таковые.