Завершается основная сессия национального мультипредметного теста (НМТ). И не без скандала. Абитуриенты рассказывают, что во время тестирования были случаи списывания. Не везде, конечно, потому что ситуация на пунктах отличалась.
Общество все время пристально следило за тестированием, ведь это экзамен высоких ставок. От него зависит будущее вчерашних школьников. Тестирование не всегда проходило гладко, периодически возникали какие-то недоразумения или споры — то задача сформулирована неидеально, то варианты ответов не те. Но все это были технические вопросы. Никогда раньше тестирование не упрекали в списывании и несправедливости. Наоборот, внешнее независимое оценивание (ВНО) стало одной из немногих реформ, которую поддерживало большинство украинцев и в которую поверили как в альтернативу коррумпированному и нечестному поступлению. И вот теперь на нее падает тень.
Если подытожить жалобы, то возможностей для списывания было несколько. Кое-кто проносил шпаргалку, кто-то — мобилку, а кто-то нахально гуглил ответы (потому что экзамен сдавали на компьютере). Был случай, когда задание теста прямо во время тестирования сфотографировали и переслали на электронную почту непосредственно из экзаменационной аудитории. На некоторых пунктах тестирования компьютеры стояли настолько близко, что можно было увидеть ответы соседа.
«Я пронесла с собой всего одну шпаргалку с несколькими датами из истории и, к счастью, смогла ею воспользоваться».
«На входе мобилки не собирали, и некоторые участники тестирования проносили телефон, в нем находили всю необходимую информацию или писали репетиторам, которые решали задачи за них. Так же и сливали задание».
«В нашей аудитории некоторые открывали на своих же компьютерах окна в браузере, гуглили ответы, а потом чистили историю».
Так в соцсетях и частных беседах комментируют тестирование его участники. Это позор и несправедливость. Такого просто не должно быть. Обычно на ВНО меры безопасности намного серьезнее: есть продуманный план рассадки участников, проверяют наличие гаджетов (иногда с полицией и детекторами). Сейчас это сделать было сложнее, чем и воспользовались недобропорядочные абитуриенты.
Традиционно во всем обвиняют Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) и Минобразования. Но это не они сидели на пунктах тестирования наблюдателями и закрывали глаза на нарушения. Там были местные педагоги, которые согласились помочь с проведением тестирования и прошли специальный инструктаж, но во время теста притворялись слепыми и глухими. Они хорошо знали правила и понимали, что нарушают их.
Хотя были и те, кто честно придерживался правил, и об этом абитуриенты тоже рассказывают. По нашей информации, за использование мобилок и шпаргалок аннулированы около двух десятков результатов НМТ. И сделано это по заявлениям педагогов-наблюдателей. А вот жалобы от участников тестирования, сидевших рядом с мошенниками, не зафиксированы.
Сколько бы мы ни топали ногами при слове «добропорядочность», требовали лишить плагиаторов должностей и званий, но должны признать, что на самом деле наше общество толерантно к этому позорному явлению. Недобропорядочность — это не только о плагиате министров. Она начинается со списанной школьной контрольной или скачанного из Интернета реферата. И всегда отмазка одна — «детей жалко».
Детей жалко. Особенно тех, кто честно учился и готовился к тестам. «Самое обидное то, что те, кто учил, могут не попасть на бюджет из-за тех, кто просто умеет списывать», — комментируют участники тестирования. «Выживает тот, кто умеет лучше крутиться, привыкайте», — поучают другие. Хорошая наука.
Кроме списывания, есть еще одна претензия от участников тестирования. Случилось так, что в одной из смен повторился тест, который был у их предшественников. А поскольку у нас в стране уже много лет есть традиция выкладывать в сеть разбор заданий (этим занимаются обычно репетиторы), отдельные участники были очень удивлены, получив на тестировании задания, которые они перед тем уже видели. И это поставило их в более выгодные условия по сравнению с теми, кто держал экзамен раньше. Однако, по нашей информации, этот тест уже изъят из системы тестирования, чтобы такого больше не произошло. В других тестах повторы были, но в пределах дозволенного, как это происходит каждый год, отмечают в УЦОКО.
Нынешний НМТ проходит в суперсложных условиях. Его организация была задачей со многими звездочками. Тестирование продолжается в течение всего лета, а не нескольких месяцев, да еще и в две смены. Это сумасшедшее количество тестов, подготовить которые нужно было в рекордные сроки. Никого не оправдываю, но сочувствую сотрудникам УЦОКО, потому что им все эти месяцы пришлось работать круглосуточно.
Понятно, что национальный мультипредметный тест нельзя считать полноценным заменителем внешнего независимого оценивания ни по процедуре проведения, ни по возможности проверить знания. Это именно тот вариант, когда выбирают «на безрыбье».
Однако не обошлось без сюрпризов. «Во время вступительных экзаменов наши дети демонстрируют высокий уровень знаний», — оптимистично заявил министр образования, комментируя большое количество отличников в этом году. По его информации, 200 баллов получили 6556 поступающих. И это звучит фантастически. «Так что, три года дистанционки таки дали прекрасные плоды? — шутят в народе. — Если после нее результаты лучше, то зачем МОН хочет вернуть детей за парты?».
Какую роль в таких результатах играла недобропорядочность, точно подсчитать невозможно. Но, кроме списывания, высокие результаты могут быть обусловлены и другими причинами. Эксперты называют несколько.
Во-первых, национальный мультипредметный тест небольшой (20 вопросов по каждому предмету вместо обычных 60). Это значит, что максимальные 200 баллов разбросаются теперь не на 60 вопросов, а на два десятка. Поэтому и вес каждого правильного ответа больше. И для того чтобы получить максимальный результат, надо пройти без ошибок меньшее количество заданий. Правда, вес каждого неправильного ответа теперь тоже увеличился. Во-вторых, в тесте не было открытых вопросов, то есть всегда речь шла о выборе правильного варианта ответа из уже существующих или об установлении соответствия. И это тоже облегчает выполнение.
На тест выносили меньше учебного материала (например, по истории — только современная история), значит, выучить его было легче.
Однако у результатов НМТ есть и обратная сторона медали — они очень далеки от оптимизма, выказанного министром. Даже при таких облегченных условиях больше половины участников тестирования написали тесты «на троечку», то есть набрали меньше 161 балла по шкале от 100 до 200. По информации УЦОКО, по украинскому языку таких 62,5%, по математике — 75,8, по истории Украины — 74,9%. И большинство из них смогут стать студентами, ведь для поступления на бюджет достаточно набрать 125 баллов, то есть правильно ответить на четыре-пять задач из 20. А в некоторых случаях можно поступать и вообще без НМТ.
И это очень плохая новость для нашего высшего образования. Учитывая большой госзаказ и уменьшение спроса на украинские вузы (много молодежи будет учиться за рубежом), наши университеты радушно примут большинство из тех, кто показал такие знания. Они сейчас борются за каждого студента. И те, кто сегодня списывал или едва наскреб баллов на тесте по математике, завтра станут нашими врачами, инженерами, учителями.
Вступительная кампания — это не только личное дело каждого выпускника. Это дело страны. А ей в такое сложное время нужны хорошие специалисты с высшим образованием, а не недоучки с липовыми дипломами. В то же время очень не хватает синих воротничков — людей с профобразованием. Но чтобы это урегулировать, необходимы качественный отбор и справедливость. Несмотря ни на что. Потому что образование — это человеческий капитал, а он — едва ли не величайшее богатство страны. Жаль, что мы так и не осознали это за все годы.
Больше статей Оксаны Онищенко по ссылке.