В украинском обществе продолжается дискуссия о перспективах научной деятельности сотрудников и выпускников высших учебных заведений и академических учреждений. В частности, речь идет о том, каким же образом привлекать студентов к серьезной научной работе. Прозвучало мнение о целесообразности создания так называемых выпускающих кафедр на базе академических научно-исследовательских институтов, где бы работали и ученые НИИ, и преподаватели университетов.
Исследовательскую работу проводят и учреждения системы Министерства образования и науки, и учреждения Национальной академии наук Украины. Можно сказать, что эти две системы конкурируют между собой, по крайней мере, в вопросах оптимальной организации научных процессов. Конкуренция в научном мире - нормальное явление в развитых странах, ведь это позволяет улучшать качество исследований.
Практически все лучшие университеты мира, в частности, Оксфордский университет, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет, имеют в своей структуре мощные научно-исследовательские центры. Показательна точка зрения Генри Ицковица, профессора Стэнфордского университета, который считает, что сегодня ядром инновационной деятельности в мире являются именно университеты. В описанной им модели "тройной спирали" (университет-предприятие-государство) университеты тесно сотрудничают с производством, проводя исследования, необходимые для совершенствования продуктов или услуг. Поэтому именно университет становится главным центром приложения ресурсов государства к развитию инноваций.
А что же в Украине? Какая наука результативнее - университетская или академическая? Определить это можно с помощью цифр.
По данным Государственной службы статистики Украины за 2011 г., в системе МОН работают 6,5 тыс. специалистов, привлеченных к научной и научно-технической работе, в системе НАН ученых почти вчетверо больше - 24,5 тыс. В структуре НАН функционируют 203 организации этого направления, в МОН - 134. Объемы бюджетного финансирования научных исследований НАН значительно превышают расходы на научную деятельность учреждений МОН - 1 млрд 880 млн грн против 327 млн. Таким образом, научная работа одного ученого структуры МОН обходится стране приблизительно в 50 тыс. грн в год, а деятельность ученого НАН - почти в 77 тыс.
Казалось бы, эти показатели свидетельствуют об убедительном первенстве НАН в области науки. В системе НАН работают ученые, которые больше и серьезнее занимаются фундаментальной наукой и прикладными исследованиями, а не преподавательской деятельностью. Но сравнение эффективности работы научных учреждений НАН и МОН дает весьма любопытные результаты.
Учреждения НАН на 1 грн средств, потраченных из бюджета, зарабатывают около 40 коп. А заведения в системе МОН - около 50 коп. Современные реалии таковы, что наука прежде всего должна работать на результат. Это касается и фундаментальной науки: полученные знания должны иметь вектор, направленный на прикладное применение. Конечно, фундаментальная наука не дает "быстрых денег", а ориентируется на создание новых научно-технологических идей. Однако ученым стоит представлять конечный результат своих исследований и возможное его применение. К сожалению, это не всегда так. Вот почему уже не такими странными кажутся упреки - мол, академическая наука малоэффективна и только отягощает госбюджет, не предлагая взамен ничего, кроме бумажного творчества ученых.
Министерство образования и науки ставит перед вузами следующие задачи: все прикладные исследования обязательно должны заканчиваться коммерциализацией - лицензионным соглашением, или хоздоговорными отношениями, предусматривающими выполнение тех или иных работ и дающими возможность университетам зарабатывать деньги. Сегодня в Украине некоторые университеты на одну затраченную гривну зарабатывают 40 гривен. Столь высокие результаты коммерциализации демонстрируют преимущественно заведения, где 30% - фундаментальные исследования, остальное - прикладные.
Но вернемся к вопросам эффективности работы ученых. В поддержку мнения о том, что кадровый потенциал НИИ значительно выше университетского, академик НАН Украины Борис Гринев в публикации "Студент университета или НИИ?" ("Зеркало недели. Украина", №21, 2013 г.) привел такие данные. В 2011 г. ученые системы МОН опубликовали в зарубежных научных журналах 3100 работ, а ученые НАН - 7200. Читатель может сравнить эти цифры и сделать выводы, причем следует учесть, что работников НАН почти вчетверо больше. После несложных подсчетов, выясняется, что ученые системы МОН издали 0,48 статьи на сотрудника, а НАН - 0,29.
В 2011 г. ученые системы МОН получили 3,9 тыс. охранных документов (патентов), а специалисты НАН - всего около тысячи. То есть над одним таким документом в МОН работали примерно два сотрудника, в НАН - 24. Поэтому год работы сотрудников МОН над одним патентом стоил государству 100 тыс. грн, а ученых НАН... 1,8 млн (!). Комментарии излишни.
Может, большинство академических исследований НАН принципиально современны и актуальны? Показательным мерилом актуальности можно считать сотрудничество с международными исследовательскими центрами и получение грантов на научную работу от международных фондов. В 2011 г. ученые МОН получили 835 грантов, НАН - 379. Академические ученые, которых почти вчетверо больше, получили грантов вдвое меньше, чем специалисты университетов! Кстати, для проведения научных исследований в 2011 г. за границу выезжал каждый пятый ученый системы МОН и каждый тринадцатый ученый НАН.
Необходимо думать и о пополнении когорты ученых молодыми специалистами. К сожалению, сегодня немногие студенты предпочитают связывать свою жизнь с наукой. Причины этого - и невысокий уровень заработной платы, и немногообещающие перспективы карьерного роста. Если проанализировать эффективность работы аспирантуры и докторантуры, то и в академических, и в высших учебных заведениях она низкая. Например, в 2011 г. вузы приняли почти 9 тыс. аспирантов, а защитилось около 2 тыс. Такая тенденция сохраняется уже давно - до защиты диссертации доходит лишь четвертая часть поступающих в аспирантуру. Но в академическом секторе ситуация еще более неутешительная: защищается только каждый десятый аспирант. Как видим, в системе вузов показатель все же выше, чем в академических учреждениях. Аналогичная ситуация и с докторантурой.
Борис Гринев отмечает: к обучению студентов старших курсов необходимо активно привлекать потенциал фундаментальной науки, создавая на базе академических НИИ так называемые выпускающие кафедры. Мол, таким образом студенты получат знания "более высокого уровня" и будут привлекаться к серьезной деятельности.
Но все ли академические институты имеют современное оборудование и европейский уровень научных исследований? Наверное, нет. Все ли вузы имеют научный потенциал, соизмеримый с учреждениями НАН? Тоже нет. Поэтому целесообразность такого сотрудничества должна определяться после анализа возможностей сторон.
Стоит отметить, что крупные учреждения, преимущественно национальные университеты и мощные НИИ, уже давно и активно сотрудничают. Например, Харьковский национальный университет радиоэлектроники имеет филиалы кафедр в Научно-исследовательском технологическом институте приборостроения, Институте радиофизики и электроники имени А.Усикова, Институте сцинтилляционных материалов, Институте проблем машиностроения имени А.Подгорного и др. Филиалы кафедр Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" были созданы на базе Физико-технического института низких температур имени Б.Веркина, Института проблем машиностроения имени А.Подгорного. Национальный университет "Львовская политехника" имеет кафедры при Физико-математическом институте имени Г.Карпенко, Институте прикладных проблем механики и математики имени Я.Пидстригача, Институте физики конденсированных систем. Этот перечень можно продолжить многими примерами позитивного взаимодействия университетской и фундаментальной науки.
А еще больше университетское образование взаимодействует с высокотехнологичным производством. Так, университеты тесно сотрудничают с ведущими наукоемкими предприятиями - ГП "Конструкторское бюро "Южное", ГП "Антонов", ПАО "Мотор-Січ", ОАО "Турбоатом", ГП "Завод имени Малышева" и многими другими. Вот где может и должна закаляться молодежь.
Во время подписания меморандума о сотрудничестве между университетами и КБ "Южное" инженеры выразили мнение, что ученые, работающие в университетах, более мобильные, гибкие, активнее реагируют на нужды рынка, нежели представители академического сектора науки.
Сегодня в обществе ведутся разговоры о реорганизации НАНУ, поэтому стремление академических кругов заниматься подготовкой студентов вполне объяснимо. Но возможен и другой сценарий: некоторые НИИ могут стать структурными подразделениями крупнейших университетов. Уже есть положительный опыт Криворожского национального университета, в состав которого вошли, в частности, Научно-исследовательский горнорудный институт и Научно-исследовательский институт безопасности труда и экологии в горнорудной и металлургической промышленности. Такой вариант реформирования научных учреждений соответствует современным тенденциям. Ведь ведущие государства мира развивают науку именно в университетах.