Различные системы определения рейтингов вузов в обязательном порядке учитывают показатели, характеризующие развитие их исследовательского потенциала, степень привлечения студентов к научному процессу, количество опубликованных работ, финансирование научных тем и т. д. "Научные" показатели имеют значительно весомый коэффициент, что указывает на необходимость серьезного отношения к вопросу приобщения студентов к науке, причем к науке высокого уровня. Это касается прежде всего университетов, которые обучают студентов и выпускают специалистов по естественно-техническим направлениям, хотя выпускники других вузов - например, педагогических (будущие учителя математики, физики, химии, биологии) - должны ориентироваться в современных научных достижениях, чтобы вовлекать в науку и инженерное дело будущие поколения молодежи.
Следует отметить, что в полной мере решить вопрос привлечения студентов к научно-исследовательскому процессу в стенах университетов до сих пор так и не удалось. Устаревшие научные приборы, оборудование и оргтехника, отсутствие современных реактивов (для биологов, химиков, медиков), незначительное финансирование, выделяемое на науку в университетах, - эти и другие проблемы не позволяют университетским преподавателям обеспечивать высокий уровень подготовки будущих специалистов и приобретение ими научных навыков.
С другой стороны, в систему Национальной академии наук государством вложены большие материально-технические ресурсы. НАН насчитывает 203 организации, которые выполняют научные и научно-технические работы, МОН - 134, включая университеты и научные организации (согласно данным Государственной службы статистики Украины за 2011 г.). Конечно, академические институты более энергоемкие и материалоемкие, они насыщены современным (прежде всего импортным) оборудованием. Очень важно максимально использовать этот потенциал, в данном случае - привлекать студентов к работе в академических институтах.
Известно, что многие годы, в том числе в советское время, вопросы привлечения студентов к научной деятельности и производству решались путем стажировки (преддипломной практики) в НИИ, в том числе академических, на предприятиях и кафедрах. Такая форма завершающий стадии обучения во многом была однобокой или пассивной, поскольку она не предусматривала, чтобы сотрудники НИИ, прежде всего высококвалифицированные, читали студентам лекции.
В настоящее время предлагаются более прогрессивные пути решения проблемы. Их суть заключается в активном использовании потенциала академической науки для обучения студентов старших курсов. На базе академических НИИ необходимо создавать так называемые выпускающие кафедры, где ученые института вместе с преподавателями университета будут читать лекции, проводить лабораторные и практические занятия и приобщать к научной работе студентов университетов, которые готовятся стать специалистами по профилю данного института. Такой метод эффективно применяется в Институте сцинтиляционных материалов НАН Украины, в стенах которого студенты физического факультета Харьковского национального университета им. В.Каразина завершают свое обучение в вузе.
Функционирование выпускающих кафедр на базе академических институтов имеет ряд положительных факторов:
- образовательная система не только не разрушается, а наоборот, расширяется и тяготеет к более сильной академической науке; студенты работают на современном оборудовании, используют мощные вычислительные возможности, которых в университетах нет;
- благодаря присутствию в стенах института студентов выпускных курсов более эффективно используется потенциал собственно Академии наук, а он несравним с вузовской наукой. Так, по данным Государственной службы статистики Украины, в 2011 г. на науку Министерства образования и науки было выделено 460,6 млн грн, а Национальной академии наук - 2190 млн грн. В МОН к научным исследованиям привлечено 6,5 тыс. человек, в НАН - 24,5 тыс. ученых. Таким образом, на одного ученого в МОН выделялось 70,8 тыс. грн в год, а в НАН - 89,4 тыс. грн;
- кадровый потенциал НИИ значительно выше, чем в университетах. В 2011 г. в системе МОН выпущено 206,7 тыс. печатных научных работ, в том числе учебников и учебных пособий, из них в зарубежных журналах - 3100. Следует отметить, что авторами этих работ являются, в частности, профессора и преподаватели вузов, которые не в полной мере задействованы в современных исследованиях. Учеными НАН за указанный период опубликовано 37,2 тыс. научных работ, из них в зарубежных журналах - 7200. Согласно референтной базе данных и наукометрической платформе SciVerse Scopusпо состоянию на 3 июня 2013 г. в рейтинг 100 лучших ученых Украины (учитывается количество публикаций, цитирований и индекс Хирша) входят
70 ученых из учреждений НАН и только 16 - из МОН (такое соотношение на протяжении длительного времени практически не изменялось).
Таким образом, акцент завершающей стадии вузовского обучения необходимо перенести в национальные академии наук, где студенты получат знания более высокого уровня, будут привлечены к серьезной научно-исследовательской деятельности и, как следствие, смогут рассчитывать на получение должности по окончании университета. Не исключено, что возникнет проблема совместимости преподавателей университетов и ученых институтов, но она преодолима, поскольку эти люди вышли из одной - научно-педагогической - среды и продолжают в ней работать.
Считаю, что именно в этом направлении должна формироваться государственная политика подготовки высококвалифицированных специалистов и ученых.
В последнее время в ходе многочисленных дискуссий эффективность украинской науки оценивается с применением стандартных наукометрических методов. Мне кажется, что
целесообразно посмотреть на эту проблему с другой стороны. Если пересчитать эффективность затрат на одну публикацию, то общая картина будет иметь следующий вид: отдача отечественных ученых на
1 долл. вложений в науку в
5 раз больше, чем ученых США и в 7 раз больше отдачи японских коллег. В качестве показателя эффективности взято количество научных публикаций в стране, зарегистрированных в базе статей SciVerse Scopus, в расчетена 1 млн долл. совокупного финансирования (государственного и частного) науки в стране.