Студент университета или НИИ?

14 июня, 2013, 19:50 Распечатать Выпуск №21, 14 июня-21 июня

Комментарий к информации о рейтингах высших учебный заведений Украины

Различные системы определения рейтингов вузов в обязательном порядке учитывают показатели, характеризующие развитие их исследовательского потенциала, степень привлечения студентов к научному процессу, количество опубликованных работ, финансирование научных тем и т. д. "Научные" показатели имеют значительно весомый коэффициент, что указывает на необходимость серьезного отношения к вопросу приобщения студентов к науке, причем к науке высокого уровня. Это касается прежде всего университетов, которые обучают студентов и выпускают специалистов по естественно-техническим направлениям, хотя выпускники других вузов — например, педагогических (будущие учителя математики, физики, химии, биологии) — должны ориентироваться в современных научных достижениях, чтобы вовлекать в науку и инженерное дело будущие поколения молодежи.

Следует отметить, что в полной мере решить вопрос привлечения студентов к научно-исследовательскому процессу в стенах университетов до сих пор так и не удалось. Устаревшие научные приборы, оборудование и оргтехника, отсутствие современных реактивов (для биологов, химиков, медиков), незначительное финансирование, выделяемое на науку в университетах, — эти и другие проблемы не позволяют университетским преподавателям обеспечивать высокий уровень подготовки будущих специалистов и приобретение ими научных навыков.

С другой стороны, в систему Национальной академии наук государством вложены большие материально-технические ресурсы. НАН насчитывает 203 организации, которые выполняют научные и научно-технические работы, МОН — 134, включая университеты и научные организации (согласно данным Государственной службы статистики Украины за 2011 г.). Конечно, академические институты более энергоемкие и материалоемкие, они насыщены современным (прежде всего импортным) оборудованием. Очень важно максимально использовать этот потенциал, в данном случае — привлекать студентов к работе в академических институтах.

Известно, что многие годы, в том числе в советское время, вопросы привлечения студентов к научной деятельности и производству решались путем стажировки (преддипломной практики) в НИИ, в том числе академических, на предприятиях и кафедрах. Такая форма завершающий стадии обучения во многом была однобокой или пассивной, поскольку она не предусматривала, чтобы сотрудники НИИ, прежде всего высококвалифицированные, читали студентам лекции.

В настоящее время предлагаются более прогрессивные пути решения проблемы. Их суть заключается в активном использовании потенциала академической науки для обучения студентов старших курсов. На базе академических НИИ необходимо создавать так называемые выпускающие кафедры, где ученые института вместе с преподавателями университета будут читать лекции, проводить лабораторные и практические занятия и приобщать к научной работе студентов университетов, которые готовятся стать специалистами по профилю данного института. Такой метод эффективно применяется в Институте сцинтиляционных материалов НАН Украины, в стенах которого студенты физического факультета Харьковского национального университета им. В.Каразина завершают свое обучение в вузе.

Функционирование выпускающих кафедр на базе академических институтов имеет ряд положительных факторов: 

— образовательная система не только не разрушается, а наоборот, расширяется и тяготеет к более сильной академической науке; студенты работают на современном оборудовании, используют мощные вычислительные возможности, которых в университетах нет;

— благодаря присутствию в стенах института студентов выпускных курсов более эффективно используется потенциал собственно Академии наук, а он несравним с вузовской наукой. Так, по данным Государственной службы статистики Украины, в 2011 г. на науку Министерства образования и науки было выделено 460,6 млн грн, а Национальной академии наук — 2190 млн грн. В МОН к научным исследованиям привлечено 6,5 тыс. человек, в НАН — 24,5 тыс. ученых. Таким образом, на одного ученого в МОН выделялось 70,8 тыс. грн в год, а в НАН — 89,4 тыс. грн;

— кадровый потенциал НИИ значительно выше, чем в университетах. В 2011 г. в системе МОН выпущено 206,7 тыс. печатных научных работ, в том числе учебников и учебных пособий, из них в зарубежных журналах — 3100. Следует отметить, что авторами этих работ являются, в частности, профессора и преподаватели вузов, которые не в полной мере задействованы в современных исследованиях. Учеными НАН за указанный период опубликовано 37,2 тыс. научных работ, из них в зарубежных журналах — 7200. Согласно референтной базе данных и наукометрической платформе SciVerse Scopusпо состоянию на 3 июня 2013 г. в рейтинг 100 лучших ученых Украины (учитывается количество публикаций, цитирований и индекс Хирша) входят
70 ученых из учреждений НАН и только 16 — из МОН (такое соотношение на протяжении длительного времени практически не изменялось).

Таким образом, акцент завершающей стадии вузовского обучения необходимо перенести в национальные академии наук, где студенты получат знания более высокого уровня, будут привлечены к серьезной научно-исследовательской деятельности и, как следствие, смогут рассчитывать на получение должности по окончании университета. Не исключено, что возникнет проблема совместимости преподавателей университетов и ученых институтов, но она преодолима, поскольку эти люди вышли из одной — научно-педагогической — среды и продолжают в ней работать. 

Считаю, что именно в этом направлении должна формироваться государственная политика подготовки высококвалифицированных специалистов и ученых.

В последнее время в ходе многочисленных дискуссий эффективность украинской науки оценивается с применением стандартных наукометрических методов. Мне кажется, что
целесообразно посмотреть на эту проблему с другой стороны. Если пересчитать эффективность затрат на одну публикацию, то общая картина будет иметь следующий вид: отдача отечественных ученых на
1 долл. вложений в науку в
5 раз больше, чем ученых США и в 7 раз больше отдачи японских коллег. В качестве показателя эффективности взято количество научных публикаций в стране, зарегистрированных в базе статей SciVerse Scopus, в расчетена 1 млн долл. совокупного финансирования (государственного и частного) науки в стране. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 72
  • VCh VCh 21 червня, 21:04 || to CS Сегодня, 17:40|| Как ни печально, но так все именно и есть: «… право на существование института определяется наличием и числом докторов (просто по числу голов)». Результат – нет ни одной отрасли в нашем народном хозяйстве (даже в той же восхитительной медицине) того количества явного брака, который выдает на гора высшая школа. Если на входе вузов есть хоть какой-то контроль в виде ВНО, то на выходе - он напрочь отсутствует. Система, во всю свою прыть, гонит вал. Более дикую ситуацию трудно представить, если учесть, что за все это «добро» ни ректора, ни министерские чиновники не несут никакой ответственности. Напротив, щедро награждаются шильдиками «заслуженого працівника освіти»… А ведь совсем недалеко от стольного града высится монумент невежеству и безответственности, и имя ему – Чернобыль. Не пора ли нам всем задуматься ( и особенно тем, кто готовит «изменения и дополнения» в новую редакцию горемычного «Закона про освіту») обо всех последствиях того безумия, что процветает и ширится на поприще образования, науки? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Доцент Доцент 21 червня, 21:19 НАНУ выдает не меньше импотентных членов и получленов НАНУ, липовых докторов и кандидатов наук. Эта орава даже не может заработать на свою науку. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно