«Нас нет…»

Поделиться
По результатам одного из самых авторитетных мировых университетских рейтингов The Times Higher Education-QS Wor...

По результатам одного из самых авторитетных мировых университетских рейтингов The Times Higher Education-QS World University Rating ни один украинский университет не попал в 400 лучших

Несколько дней назад коллега из Абердинского университета радостно сообщил мне, что по итогам недавно опубликованного рейтинга The Times Higher Education-QS World University Rating (not founded ) их университет занял почетное 137-е место. Быть во второй сотне мировых университетов — престижно, ибо дает возможность почувствовать себя частью мировой интеллектуальной элиты. Я пытался найти украинский компонент этой самой части. Увы, безуспешно. В заголовок вынесены слова из недавнего хита Ирины Билык. «Для всех нас просто нет» — как это ни печально констатировать. У наших богатых нефтью и газом северных соседей тоже есть серьезный повод задуматься о том, как привлечь инвестиции в образовательную систему: среди четырехсот лучших мировых университетов только два российских — Московский государственный университет имени Ломоносова (231-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (239-е место).

Согласно рейтингу Таймс, безусловные лидеры мировой университетской гонки — американцы и британцы. Это вполне закономерно — ведь рейтинг касается англоязычных университетов. В то же время, английский язык — это язык глобализации, в значительной мере формирующий пласт транснациональной культуры, который сейчас весьма активно формируется и, по нашему мнению, определяет достаточно проблематичное будущее современной цивилизации. Итак, в первой десятке — шесть американских и четыре британских университета. Список возглавляют Гарвард, Оксфорд, Кембридж и Йель. В первой сотне — 37 американских университетов, 19 — британских. Среди лидеров рейтинга есть азиатские университеты — японские (4), китайские (3), гонконгские (3), сингапурские (2), а также один южно­корейский. Канада представлена шестью университетами, Нидерланды — четырьмя, Германия — тремя, Франция — двумя. По одному университету в рейтинге Таймс имеют Швеция, Финляндия, Австрия, Дания, Бельгия, Швейцария, Ирландия. Впечатляют академические успехи Зелёного континента — среди австралийских университетов в сотню лучших вошли целых восемь учебных заведений, а также один — новозеландский.

Динамику изменений в первой десятке мест университетского рейтинга Таймс за последние четыре года можно почерпнуть из следующей таблицы:

Основные критерии, которые используют составители рейтинга, следующие:

1) качество научных исследований (research quality);

2) оценка уровня подготовки выпускников (graduate employability);

3) международные связи (international outlook);

4) качество обучения (teaching quality).

Каждый из критериев может быть конкретизирован соответствующими индикаторами. Так, качество научных исследований определяется путем опроса экспертов в пяти основных категориях: искусство и гуманитарные дисциплины, инженерные дисциплины, биологические и медицинские науки, естественные науки, социальные науки. В 2007 году составители рейтинга разослали по электронной почте 190000 опросных листов и получили 1600 ответов. Изначально в списке присутствовало 540 университетов, из которых экспертам предлагалось отобрать до 30 лучших. Это — самый весомый индикатор рейтинга, составляющий 40%.

Другой индикатор качества научных исследований — индекс цитирования работ преподавателей — составляет 20% рейтинга. Данный индикатор рассчитывался исходя из данных «индикаторов существенных наук» (Essential Science Indicators) — проекта, фиксирующего частоту ссылок на опубликованное научное исследование в ведущих мировых изданиях.

Уровень подготовки выпускников базируется на данных опроса 738 работодателей, причем в этом году было опрошено только 375 экспертов, так что в итоговом рейтинге фигурировали результаты опросов последних трёх лет. Этот индикатор составляет 10% рейтинга.

Международные связи университета рассчитывались исходя из двух индикаторов — процента иностранных преподавателей среди профессуры и процента иностранных студентов. Каждый из этих индикаторов позволяет набрать по 5% в итоговом рейтинге.

Качество обучения определялось соотношением преподавателей и студентов. Чем меньше количество студентов на одного преподавателя, тем выше результат. Весовой коэффициент данного индикатора — 20%.

По каждому из приведенных индикаторов университет, результаты которого были наилучшими, получал 100%, а показатели остальных учебных заведений рассчитывались исходя из полученной пропорции. Поэтому Гарвардский университет по данным рейтинга Таймс можно назвать единственным «стопроцентно стопроцентным» университетом в мире. В этом смысле он выполняет миссию эталона или же своеобразного «идеального университета» эпохи постмодернизма и глобализации.

Составители рейтинга отметили также индикаторы, которые не учитывались в данном исследовании, но могут быть использованы в будущем. Возможно, эти индикаторы следует принять во внимание и составителям будущих рейтингов украинских университетов. Думаю, наиболее оправданные среди этих потенциальных индикаторов следующие: средний уровень цен за обучение; годовой объём пополнения библиотечных фондов; качество университетского веб-сайта; базовые требования к абитуриентам, поступающим в университет; процент трудоустройства по специальности среди выпускников; перечень предлагаемых учебных курсов (по данным составителей рейтинга, современные университеты в целом предлагают студентам около 65000 курсов); наличие программ получения стипендий для обучения и другие. В общем, технология составления университетских рейтингов не стоит на месте, она развивается, чтобы идти в ногу со временем.

Основные критические замечания, которые высказываются экспертами в отношении рейтинга Таймс, сводятся к следующим: 50% процентов рейтинга формируется за счёт опроса экспертов и работодателей, что открывает возможности для различных манипуляций с соответствующими результатами; откровенными преимуществами в этой связи обладают регионы, где рейтинг Таймс популярен и авторитетен (например, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия); о нестабильности использованных индикаторов свидетельствуют колоссальные «скачки» некоторых университетов за один год (так, например, университет Эмори в течение года переместился с 173-го места на 56-е); неоправданно высоким в данном рейтинге является представительство австралийских университетов, количество которых в первой сотне опережает такие страны, как Япония, Германия, Канада, что не отражает реальные расклады сил в университетском мире. В общем, совершенства в этом мире нет, и рейтинг Таймс в этом смысле не является исключением.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме