Еще с малого возраста нужно обучать детей распоряжаться своими средствами. Детский клинический психолог Ирина Королец в статье "Карманные деньги детям: как научить распоряжаться и сколько давать. Советы родителям" дает ответы на вопрос: какую сумму денег лучше давать ребенку, с какого возраста и как родители могут влиять на целесообразное использование денег детьми.
Автор статьи указывает, что немецкие эксперты рекомендуют выдавать первые карманные деньги детям еженедельно с шестилетнего возраста или с того времени, когда ребенок идет в школу.
"Сумма, которую родители выделяют на карманные деньги, не играет решающей роли. Зато важно помочь ребенку развить потребительское поведение и научиться распределять средства на жизнь. И все же последнее слово во время принятия решения о том, сделать ли ту или иную трату или покупку, должно оставаться за ребенком. Да, иногда это будет непросто для родителей. И хорошая новость то, что плохая инвестиция обычно имеет положительный эффект обучения", - отмечает Королец.
Психолог советует родителям рассказывать детям о своих статьях расходов.
"И не только потому, что это образец для подражания. Ну, согласитесь, странная ситуация, когда вы отказываетесь купить ребенку новую игрушку, говоря "денег нет", но идете и покупаете продукты на ужин. То бишь они все же есть", - объясняет она.
Детский клинический психолог дает шесть рекомендаций родителям, как научить ребенка пользоваться карманными деньгами:
- дети имеют право свободно распоряжаться своими деньгами. Королец отмечает, что средств не должно быть много;
- родители должны регулярно выплачивать их — запишите дату в календарь;
- предоставлять средства независимо от поведения ребенка — не нужно уменьшать или увеличивать сумму из-за плохого/хорошего поведения. Автор статьи отмечает, что в противном случае ребенок не сможет долгосрочно планировать свои расходы;
- следует заключить договоренность между всеми взрослыми о том, что не должно быть никаких несогласованных непредсказуемых дополнительных средств — исключением может быть, если это на праздники, или ребенок заработал эти средства.
- дети не должны за собственные карманные средства удовлетворять свои потребности (покупать школьную канцелярию, одежду, еду и т.п.);
- не заставляйте их покупать что-то для быта за эти средства — для этого родители могут выделить дополнительные деньги.
Королец подчеркивает, что для каждой семьи индивидуально решение о ежемесячной сумме карманных средств.
"Главное здесь — развитие у ребенка навыков долгосрочного финансового планирования и поддержка со стороны взрослых на пути к этому", - добавляет автор.
Психолог также советует подборку ресурсов, которые станут полезными для обучения детей финансовой грамотности: мультфильмы , онлайн -игры, мобильные приложения, детские книги, настольные игры