«Мартовские тезисы»: «а за вікном майже весна…»

28 марта, 2008, 13:34 Распечатать Выпуск №12, 28 марта-5 апреля

«Я не буду Робеспьером…» — заявлял министр образования и науки Иван Вакарчук в своем интервью «ЗН»...

«Я не буду Робеспьером…» — заявлял министр образования и науки Иван Вакарчук в своем интервью «ЗН» (№4, 2008 г.). Прежде чем предпринимать решительные шаги, необходимо внимательно изучить ситуацию, проконсультироваться со специалистами — такова была его позиция. Однако многие критики сочли ее проявлением «бесхребетности», признаком того, что на долгожданные перемены рассчитывать не придется. Но вот на итоговой коллегии МОН под названием «Высшее образование Украины — европейское измерение: положение, проблемы, перспективы», работники сферы образования увидели совсем иного министра: настроенного радикально и решительно. В своем докладе он не ограничился общим описанием ситуации, а предложил ряд конкретных действий, вызвавших оживленное обсуждение. Остальных докладчиков слушали пятое через десятое: речь Ивана Вакарчука породила лавину надежд, вопросов и замечаний.

— Процедура внешнего оценивания станет полностью независимой: осенью этого года по решению правительства Украинский центр оценивания качества образования будет выведен из подчинения МОН, — объявил министр, и зал загудел, не то одобрительно, не то недоверчиво. — Его нынешний статус — исторически унаследованный и временный. В дальнейшем центр будет находиться под общественным контролем. Он должен полностью отвечать за подготовку и проведение ВНО. Что же касается МОН, то его роль ограничится установлением сроков и порядка проведения ВНО, определением списка учебных предметов, которые выносятся на тестирование, и утверждением их программ…

— Упорное нежелание преподавателей вузов отдельных регионов преподавать на государственном языке недопустимо усложнило процесс обучения студентов, — укорял присутствующих Иван Вакарчук. — Ведь большинство учебников, пособий и методической литературы на государственном языке издано. Прошу ректоров до 19 апреля подать в департамент высшего образования полную информацию о том, на каких языках читаются дисциплины в их вузах, и объяснить, почему преподавание не ведется на государственном языке. Мы создадим программу обмена студентами и преподавателями между вузами из разных регионов, чтобы облегчить овладение государственным языком…

— Прошу руководство вузов в сентябре 2008 года подать отчет о том, что будет сделано для обеспечения комфортного обучения студентов с особыми потребностями, — распорядился далее министр. — Уверен, что до начала нового учебного года вы найдете средства, например, за счет сокращения расходов на представительские нужды и празднование юбилеев, и оборудуете пандусы, поручни, санитарные и медицинские комнаты для больных, решите вопросы обеспечения сурдопереводом, аппаратами для слабослышащих, позаботитесь об условиях их проживания в общежитиях…

По залу катилась волна эмоций — от «вот это загнул!» до «давно бы так»…

Об игре по правилам

В прошлом году в тестировании по шести предметам приняли участие 116 тыс. (26%) выпускников. Из них 38,5 тыс. (33%) стали студентами вузов с учетом сертификатов УЦОЯО. В этом году для прохождения общеобязательного внешнего тестирования зарегистрировались более 522 тыс. юношей и девушек. Хотя прошлогодняя вступительная кампания показала объективность результатов независимого оценивания, не все изъявили желание и готовность переходить на новые стандарты.

— Некоторые вузы к процедуре внешнего оценивания не готовы организационно, а потому начали искать пути ее упрощения, — сказал министр. — К примеру, пользуясь демократичностью условий приема, отдельные государст­венные вузы решились установить в качестве конкурсного только один предмет — украинский язык и литературу, даже при поступлении на сложные направления подготовки. Хотя в прошлом году вступительные экзамены на эти специальности проводились, как минимум, по двум предметам.

Иван Вакарчук призвал вузы придерживаться установленных правил и не дискредитировать вступительную кампанию. По его словам, необходимо принять ряд антикоррупционных мер: обеспечить общественный контроль во время проведения ВНО, максимально сократить время от прохождения тестирования до объявления результатов и выдачи сертификатов, а также обеспечить участникам тестирования реальную возможность апелляции.

— Прошу руководство вузов крайне осторожно использовать пункт 15 «Условий приема в высшие учебные заведения Украины в 2008 году», чтобы не спровоцировать волну судебных исков абитуриентов и их родителей, связанных с субъективностью критериев зачисления, — предупредил министр. — Подчеркиваю: главный критерий зачисления абитуриента на первый курс — количество баллов в сертификате. Если абитуриент с высоким баллом «не пройдет» из-за пункта 15, а другого, с более низким баллом, зачислят, — такой конфликт суд решит в пользу высшего балла, поскольку в «Условиях приема...» указано, что вуз вступительных экзаменов не проводит. Пункт 15 — это кредит доверия руководству вузов. Именно он четко покажет абитуриентам, их родителям и общественности нашу истинную готовность к переменам и даст ответ на вопрос, существует ли коррупция при поступлении в вузы, и если да, то где именно. Это также кредит доверия к УЦОКО и к тем, кто проводит ученические олимпиады разных уровней. Если победители олимпиад получат непроходные баллы по результатам тестирования, это заставит задуматься… После окончания вступительной кампании мы опубликуем полный сравнительный анализ ее результатов.

О системных изменениях

Министр образования и науки признал: действующий Закон Украины «О высшем образовании» отжил свое, его регуляторный ресурс исчерпан. Уже готов проект нового закона, в котором преду­смотрены системные изменения. Он будет подан на рассмотрение в Верховную Раду 1 июня с.г.

— Мы должны четко определить структуру высшего образования в Украине, внедрить трехуровневую систему подготовки: бакалавр — магистр — PhD, понятную на рынке труда и согласующуюся с европейским форматом, — считает Иван Вакарчук. — Необходимо решить, целесообразно ли и в дальнейшем оперировать понятием «уровень аккредитации». Кроме того, необходимо внести изменения в финансовый блок закона. Ведь сегодня наблюдается парадокс: с одной стороны, государство не выделяет достаточно средств на хозяйственные нужды вузов, а с другой — университеты не могут зарабатывать дополнительные средства, например, продавая свои научные разработки, поскольку при этом теряют статус неприбыльной организации. Несовершенна законодательная база для регулирования внебюджетной деятельности вузов. Действующее законодательство не способствует политике рыночного маневрирования университетов.

В новой редакции Закона «О высшем образовании», в частности, будет предусмотрено расширение академических свобод и университетской автономии. По мнению министра, необходимо увеличить участие вузов в формировании госзаказа, обеспечить усиление роли университетов в присуждении ученых степеней и предоставлении званий, усилить роль и усовершенствовать деятельность университетских наблюдательных советов. Также нужно разработать новую систему общественно-государственного контроля и оценки деятельности вузов, определить ответственность университетов в случае злоупотребления своими правами и ухудшения качества образовательных услуг. Обязательным элементом автономии университетов должно быть расширение участия студентов в управлении деятельностью вуза через органы студенческого самоуправления. Но речь идет об участии настоящем и компетентном, а не формально провозглашенном или неестественно гипертрофированном.

— Уже сегодня в пределах действующего законодательства можно часть полномочий МОН передать вузам, — отметил Иван Вакарчук. — Предлагаю, например, со следующего учебного года отменить порядок согласования вузовских учебных планов с МОН, Институтом инновационных технологий и содержания образования, научно-методическими комиссиями. Ответственность за соблюдение госстандартов полностью ложится на руководство вузов и будет тщательно контролироваться через процедуры лицензирования и аккредитации. Не надо будет трижды ездить в Киев, чтобы формально утвердить планы (тем более что такое утверждение, к сожалению, не гарантирует их совершенности). Также считаю целесообразным предоставить руководству вузов право самостоятельно утверждать штатное расписание, вносить изменения в смету, план ассигнований общего фонда бюджета, план предоставления кредитов из этого фонда, использование бюджетных средств.

Сколько лет существует система лицензирования и аккредитации, столько же звучат предложения по поводу ее усовершенствования, упрощения, отмены. Однако воз и ныне там: процедуры лицензирования и аккредитации остаются громоздкими и слишком забюрократизированными.

В большинстве европейских стран аккредитация проводится не государственными органами при участии общественности, а независимыми аккредитационными агентствами, региональными ассоциациями, созданными самими университетами и колледжами, национальными ассоциациями, профессиональными объединениями и союзами. Нередко учебные заведения имеют по несколько аккредитационных удостоверений.

— Может, нам следует не совершенствовать существующую несовершенную систему, а внедрить принципиально новую систему аккредитации, создать Национальный образовательный аккредитационный центр? — предложил Иван Вакарчук.

Об оптимизации

На сорок шесть миллионов населения Украины, при неизменной тенденции его сокращения, приходится целых 904 высших учебных заведения І—ІV уровней аккредитации. Это в девять раз больше, чем на аналогичное количество человек в развитых странах. Казалось бы, мы все должны быть такими учеными... Да только почему-то не доверяют за границей нашим бумажкам из многочисленных вузов и вузиков, разбросанных по территории Украины и почти никому не известных. Кто знает, чему нас там учили.

Среднее количество студентов в украинских вузах — 6,6 тыс., причем в половине их этот показатель ниже среднего, а в коммунальных и частных учебных заведениях — значительно ниже. В то же время в университетах развитых стран учатся порой и по 50 тыс. студентов.

А отделенные структурные подразделения вузов! Это же настоящая головная боль, и не только для МОН, но и для молодежи, желающей получить качественное высшее образование. На сегодняшний день таких подразделений зарегистрировано 1005 — больше, чем самих вузов. Некоторые из них действительно работают на совесть, а некоторые существуют в лучшем случае в виде задрипанной комнатушки где-то на задворках. Диплом о высшем образовании, полученном в отделенном структурном подразделении, выдает базовый вуз. В результате студент получает диплом, но не знания.

— Прошу ректоров еще раз оценить: соразмерны ли средства, которые вносит студент как плату за обучение в отделенном подразделении, с той недоброй славой, которую приобретет все учебное заведение после тщательной проверки его деятельности соответствующими контрольными органами с обнародованием материалов проверок? — с металлом в голосе подчеркнул министр образования и науки.

По его мнению, в течение 2009—2010 гг. нужно оптимизировать сеть вузов путем их объединения и создания крупных университетов с солидной научной базой и мощным профессорско-преподавательским составом. Это также позволит избежать дублирования отдельных направлений и специальностей в пределах региона и подготовки излишнего количества специалистов по ним. Министр надеется сплотить все учебные заведения под крылом МОН. Пока же они подчинены 26 министерствам и ведомствам. Словно дитя с семью няньками: обидят — не будешь знать, кому и жаловаться...

Несовершенны и сегодняшние перечни направлений и специальностей подготовки бакалавров и магистров. По мнению министра, они не отображают ни реалий высшей школы, ни перспектив ее развития.

— После «сокращения» переч­ня 1997 года в 2006 году количество направлений подготовки бакалавров выросло с 76 до 146, — отметил он. — Это фактически сделало невозможной подготовку академических и профессиональных магистров по многим направлениям, вернуло нас к практике подготовки специалистов по одноступенчатой советской системе. Предложения по расширению этого перечня продолжают поступать. Однако не совсем понятно, чему и на каком уровне по новым направлениям учить. Аналогичная ситуация с проектом перечня специальностей по подготовке магистров. Количество специальностей заметно растет. Предложения продолжают поступать — с позиции интересов учебных заведений. Они не учитывают, что в структуре экономики Украины сейчас нет не только определенных специальностей, но и целых отраслей производства, и перспективы их возрождения сомнительны. Не был учтен ни опыт европейских стран, где количество направлений, как правило, не превышает нескольких десятков, ни предоставление возможности студенту по свободной траектории получить полное высшее образование в рамках одного направления и области знаний. Поэтому эти перечни следует считать переходными с дальнейшей их адаптацией к действующим в развитых странах Европы и мира. Уже в апреле этого года будет создана межотраслевая рабочая группа для определения концептуальных основ формирования нового перечня, понятного и приемлемого для вузов и работодателей. Необходимо также сформировать национальную систему квалификаций, адаптированную к европейской, чтобы реализовать концепцию обучения в течение всей жизни, и устранению барьеров на пути к прозрачности квалификации.

Министр считает нецелесообразным разрушение уже сложившейся структуры подготовки специалистов среднего звена (техникумы, колледжи), однако, по его мнению, необходимо принять ряд мер в этом направлении. Оптимизировать сеть этих заведений, особенно в депрессивных регионах, повернуть заведения неполного высшего образования лицом к отраслям — заказчикам специалистов, уже в ближайшем учебном году ликвидировать дублирование подготовки бакалавров в колледжах и университетах, структурными подразделениями которых они являются.

О науке и ученых

Не обошел вниманием министр и проблемы современной университетской науки. Кстати, как выяснилось, из 351 учебного заведения ІІІ—ІV уровня аккредитации только в 164 реально ведутся научные исследования. Иван Вакарчук пообещал, что в этом году за бюджетные средства будут закуплены дорогие современные приборы для вузов, где существуют эффективные научные школы. Заявки на конкурс по поводу таких приобретений нужно подавать до конца апреля. Кроме того, руководству вузов и соответствующих департаментов МОН было поручено найти средства на подписку электронных версий научных изданий, принять срочные меры для компьютеризации библиотек, улучшить обеспечение информационных нужд вузов. Также министр призвал ректоров объединить усилия для поддержки публикаций в изданиях с высоким импакт-фактором. Ведь в 2006 году украинские ученые опубликовали в международных журналах всего 4 тыс. статей по естественным и техническим наукам (для сравнения: британские ученые — около 100 тыс. статей, русские — 23 тыс., польские — 17 тыс., израильские — 14 тыс.). А публикаций «наших» в области социогуманитарных наук вообще кот наплакал — 66. Публикации в отечественных и СНГовских научных записках иногда даже не сопровождаются англоязычным резюме. Так что мир имеет весьма туманное представление о том, над чем работают украинские ученые сегодня. Обидно, ведь у нас есть научные работы, достойные международного признания. Помимо содействия публикации отечественных ученых за рубежом, МОН планирует со следующего года начать специальную программу, которая будет стимулировать отечественные научные издания постоянно повышать свой рейтинг.

Говорил министр и о подготовке научных кадров: в частности, призвал разработать действительно объективные критерии права на предоставление ученого звания с подачей на рассмотрение в аттестационную комиссию как минимум, одного учебника или учебного пособия на государственном языке. Также он предложил продлить срок обучения в аспирантуре до четырех лет, обеспечить взаимосвязь подготовки кандидатов и докторов наук с бюджетными и договорными научными исследованиями. В контексте сказанного оставался невыясненным вопрос соотношения отечественных ученых степеней и PhD, которая должна прийти им на смену.

— Сегодня и законодательство Украины, и ряд международных соглашений удостоверяют соответствие степени доктора философии нашему кандидату наук, — высказал свое видение проблемы Иван Вакарчук. — Но ошибкой было бы просто переименовать наших кандидатов в докторов. Очевидно, в будущем программа подготовки PhD должна быть приведена в соответствие с международными стандартами. Но такая реформа требует взвешенности. А предоставление всем университетам права присуждать ученые степени может в наших условиях привести к размыванию критериев научной работы. Отдельный вопрос — что делать с нашими нынешними докторами наук. Вообще-то их существование не противоречит Болонской декларации, принципу непрерывного научного совершенствования. Хочу подчеркнуть: вопрос сверхстепеней в будущем не является первоочередным. Важно их содержание. А оно будет определено в рамках самой академической среды. Сейчас планируем ввести экспериментальные программы по подготовке PhD на уровне нескольких университетов.

О деньгах

В 2008 году объем финансирования заведений высшего образования и науки системы МОН увеличен на 42,8%, по сравнению с прошлым годом (в целом сумма составляет 11,2 млрд. грн.). В госбюджете предусмотрено дальнейшее повышение зарплат педагогам и научно-педагогическим работникам: с января 2008 года — на 12%, с апреля — на 2%, с октября — на 4%, с декабря — еще на 11%. В три раза будут повышены стипендии (детям-сиротам и лишенным родительской заботы — в четыре раза), на 20% будут увеличены расходы на льготный проезд учеников и студентов.

— Но, к сожалению, в нашем случае больше не означает достаточно, — отметил Иван Вакарчук. — Ведь в течение последних лет высшая школа финансировалась только по социальным статьям расходов на зарплату, стипендии и частично — на покрытие коммунальных услуг. Приобретение материалов, оборудования, текущие капитальные ремонты финансировались, в основном, за внебюджетные средства вузов. Многие должности, ранее оплачиваемые из госбюджета, в последние годы переведены на содержание за средства специального бюджета. Поэтому вузы вынуждены расширять сферу платных услуг, при том что количество контрактников заметно уменьшается. Следовательно, нужно развивать другие виды платных услуг, прежде всего в области науки. Но даже при таких условиях модель отношений вузов и МОН должна быть иной. Она должна основываться на принципах открытости и прозрачности, вузы должны участвовать в формировании и обсуждении проекта бюджета, а МОН должно ежегодно публиковать в СМИ отчеты об использовании бюджета с объяснением изменений, возникших в течение бюджетного года. Вместе с тем четко должны быть прописаны критерии формирования бюджета учебных заведений разного типа. Механизмы платного образования должны быть прозрачными и понятными для плательщиков, которые имеют право знать, за что именно платят и какие услуги получают, и мы это сделаем в 2008 году. Не могу не упомянуть о соблюдении руководством вузов финансовой дисциплины. Призываю вас к хозяйственной аккуратности, чтобы система высшего образования из-за досадных промахов в работе не становилась объектом пристального внимания КРУ, прокуратуры, СМИ.

— Сегодня можно утверждать, что в ближайший период поддержка высшего образования со стороны государства существенно увеличится, — добавил министр в завершение. — Но все это невозможно будет реализовать, если высшее образование и наука в ближайшее время не станут реальным мощным фактором развития экономики, не смогут ответить на все вызовы экономического и общественного развития.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно