ЛУГАНСК ГОТОВИТСЯ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ХХI ВЕКА

22 марта, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 22 марта-29 марта

Проблема получения качественного образования ребенка волнует многих родителей, независимо от их нынешнего социального положения...

Проблема получения качественного образования ребенка волнует многих родителей, независимо от их нынешнего социального положения. И инженер, и «новый украинец» отчетливо понимают, что без получения отпрысками определенных знаний, подкрепленных к тому же соответствующим дипломом, рассчитывать на успех в сегодняшней жизни очень проблематично. При этом следует помнить, что родительский долг сейчас каждый выполняет в зависимости от возможностей своего кошелька. Одни отправляют детей в престижные учебные заведения Запада, другие стараются максимально использовать предложения отечественного образования. Учитывая то обстоятельство, что по объективным экономическим причинам большинству родителей просто не по карману воспользоваться первым вариантом, наилучшим выходом для них по-прежнему будет оставаться обучение ребенка в Украине. Где именно? Этот вопрос каждый решает индивидуально, в зависимости от собственных представлений об образовании. Тем более, что выбор альтернативных учебных заведений становится все больше. Лицеи, колледжи, частные школы уже давно стали привычными для любого города Украины. И все-таки даже при таком многообразии, когда, казалось бы, уже невозможно предложить что-то новое, находятся люди, которые создают совершенно нестандартную систему обучения ребенка, предполагающую, что из стен учебного заведения выйдет Личность, способная успешно решать стоящие перед нашим обществом задачи. Мой собеседник - директор «Экспериментальной средней школы развития ребенка» Наталья Васильченко:

- Наталья Петровна, как люди «доходят» до того, что создают школы, в которых применяют отличную от государственных программ систему обучения?

- Задуматься над содержанием образования заставили собственные дети. Два моих сына не очень любили школы, в которых им доводилось учиться. И не потому, что там преподавали плохие учителя, а потому, что школа в том виде, в котором существовала у нас раньше (да во многих случаях существует и теперь), школа - как государственный институт, давала знания, но не учила жить, слабо учитывала индивидуальные особенности детей. Большинство школьных проблем я пережила как мать. После окончания математического факультета Ленинградского педагогического института

им. Герцена, я 15 лет проработала в разных вычислительных центрах, но потом все-таки ушла в школу. На второй год своей преподавательской работы все и началось... «Учительская газета» объявила конкурс «Авторская школа». Я увидела это объявление, села и написала проект школы, как я ее вижу для своих детей. Дальше все случилось совершенно неожиданно. Мне прислали приглашение на тур конкурса в Красноярск, где среди других проектов была представлена программа развивающего обучения, разработанная под руководством В.Давыдова, и московская школа, которая по ней работала. Ознакомившись с данной программой, я поняла, что это «мое», и после возвращения в Луганск, вместе с несколькими ищущими учителями города организовала «Клуб творческой педагогики». Начался поиск новых технологий педагогики развивающего плана.

В мае 1991 года вышел Закон Украины «Про освiту», который разрешил открытие школ разного типа. Возникла идея создания собственной школы, что и было реализовано при поддержке органов народного образования, местных бизнесменов и методологической помощи коллег из Москвы. Два учителя, которые очень известны в Луганске, Валентина Поликарповна Бабчинецер и Раиса Салиховна Швыдкая мою достаточно безумную на тот момент идею подкрепили своим педагогическим авторитетом. Затем к нам присоединилась преподаватель прикладного искусства Ирина Дмитриевна Лубская. Одним из наших учредителей выступил районный отдел народного образования, т.е. у нас совершенно не было никаких революционных попыток разрушить то, что создавалось ранее. Учредителем также выступила фирма «ЭТКО». Впоследствии мы перерегистрировались и нашим учредителем стал Луганский горисполком в лице гороно.

- Судя по названию - «Экспериментальная средняя школа развития ребенка», - приоритет у вас отдается гуманитарным дисциплинам. Ваша школа для гуманитариев?

- Для людей широкого профиля. Я думаю, что любой человек должен уметь сделать анализ ситуации, в которой оказался, и спланировать дальнейшие действия с учетом собственного личностного развития. Задача у нашей школы одна - выведение ребенка на путь самореализации. Наш коллектив стремится к тому, чтобы все содержание педагогической деятельности делилось на три блока. Первый - повернуть ребенка внутрь себя, на поиск самого себя. Чтобы он понимал законы развития организма, психики, личности и применял эти знания для своего развития. Второй блок - изучение законов развития социума. И третий - связующий. Наша задача - научить ребенка, какими методами он может реализовать себя в этом социуме, повлиять на востребованность своих собственных способностей.Если человек работает на векторе самореализации, то это труд совершенно иного качества, чем труд из-за необходимости. Государство должно быть заинтересованно в максимальном количестве людей, которые нашли себя в своем труде.

- Учебные дисциплины в вашей школе отличаются от общепринятых?

- По названиям, в учебном плане - очень мало. По наполнению достаточно сильно. Русский язык, математика - по системе развивающегося обучения (РО). Предметное содержание и технология преподавания коренным образом отлична от традиционной. Суть заключается в том, что перед детьми ставится учебная задача и дальше организуется поиск решения, моделирование, проверка и корректировка модели. Т.е.ребята вовлекаются в так называемую «квази-исследовательскую» деятельность, что оказывает воздействие как на интеллектуальное, так и на психическое и личностное развитие детей.

- Отличается ли организация учебно-воспитательного процесса от традиционной?

- Да, в достаточной мере. В области учебного процесса мы отказались от учителей начальных классов как таковых. С 1-го класса идет предметное преподавание. У нас формируется традиция общешкольных праздников.

- Каких детей вы принимаете? Делаете ли отбор?

- Приходится, так как желающих больше, чем мы можем принять. Опыт работы показывает, что в наших условиях более комфортно чувствуют себя дети, имеющие, если можно так сказать, логическую жилку, склонность к поиску. Вот их мы и пытаемся выявить.

- Родители участвуют в финансировании школы?

- Да, обучение у нас платное. В настоящее время плата не очень высокая. Но, к сожалению, наблюдается тенденция к росту.

- В начале нашей беседы вы сказали, что одним из ваших учредителей стал Луганский горисполком в лице гороно. Вы получаете поддержку государства?

- Конечно, без бюджетной части нам было бы просто не выжить. Приблизительно 50% расходов покрывается из бюджета. В основном это зарплата учителей по государственному учебному плану. Все остальное - учебники, оборудование, ремонт, переподготовка учителей и т.д. - за счет других учредителей и родителей. Основная наша проблема - помещение. Здесь, как вы понимаете, без заинтересованной поддержки горисполкома не обойтись.

***

Во время нашего разговора Наталья Петровна несколько раз подчеркивала, что главное для нее не то, в каком помещении учат детей, а то, как их учат. Может быть, она права. Но если ученики, после обучения в специализированной экспериментальной школе развития ребенка могут:

1) увидеть варианты решения возникшей проблемы;

2) сравнить варианты;

3) выбрать оптимальный вариант решения;

4) отвечать за него;

5) приносить пользу согражданам, то государству, наверное, стоит сделать так, чтобы обучались они в нормальных условиях. Не проводя экспериментов по выживанию экспериментальной школы в неспециализированной обстановке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно