Лозунг «Покупайте украинское!» дополним «Учитесь в Украине!»

17 февраля, 2012, 15:05 Распечатать Выпуск №6, 17 февраля-24 февраля

Что позволяет лучшим приватным школам Украины не только продолжать работать, но и сохранять свой статус?

Всего 0,01% украинских школьников, по оценкам экспертов, получают частное образование. В европейских странах таких ребят подавляющее большинство — 70%. Бурное развитие частного образования в нашей стране, начавшееся после обретения независимости, завершилось в 2000 году. И с тех пор пошел обратный процесс. Сегодня в стране осталось лишь около 200 частных школ — главным образом в Киеве, Одессе и Харькове, причем 45 из них — в столице. 

Что позволяет лучшим приватным школам Украины не только продолжать работать, но и сохранять свой статус? Каковы секреты их успешной работы? Об этом мы беседуем с Александром ДОБРОВОЛЬСКИМ, директором одного из первых в стране частных учебных заведений — Александрийской гимназии.

— Родители наших учеников — думающие, хорошо образованные люди, умеющие отличить настоящее, глубокое, фундаментальное образование от педагогической показухи и пустопорожних обещаний быстрого успеха. Я думаю, что основа нашего успеха — установка идти в ногу со временем и даже опережать его, не забывая при этом о достижениях предыдущих поколений отечественных и зарубежных педагогов. Высококвалифицированные учителя, новейшие педагогические технологии и гуманный, индивидуальный подход к ребенку — вот наша формула успеха.

— После кризиса 2008 года началась очередная волна закрытий приватных школ. Что позволяет Александрийской гимназии все эти годы сохранять свои позиции?

— Это, знаете ли, прямо как естественный отбор по Дарвину: не все были готовы к выживанию в более жестких социально-экономических реалиях. Для Украины уменьшение количества частных школ — это плохая новость. С одной стороны, частные школы освобождают государственную систему образования от определенной доли бюджетных расходов, с другой — поддерживают педагогический плюрализм. Многие родители забрали детей из частных школ в связи с изменением своего уровня доходов. Однако я не советовал бы экономить на образовании ребенка, при условии, разумеется, что это действительно хорошее, добротное образование. 

Хорошая школа, талантливые педагоги способны кардинальным образом повлиять на отношение ребенка к учебе, и, как следствие, на его дальнейшую судьбу. Приведу пример. Пришел к нам в шестой класс ученик, где-то учился, ничему не научился. В голове только футбол. Родители говорят: мы готовы платить, лишь бы хуже не было, нужно спасти ребенка от улицы. Наша позиция иная: у парня способности к языкам, математике. Через два года его было не узнать — в голове не только футбол, но и очень неплохие, уверенные знания по основным предметам. И гитарой увлекся не на шутку.

— Всегда получается? 

— В большинстве случаев — да, но нужно время, иногда месяцы, иногда годы. Родители в такой ситуации должны понимать и поддерживать педагогов.

— В чем преимущества и недостатки частного образования в нашей стране?

— Частному образованию в Украине немногим более 20 лет. Некоторые школы намного «моложе». Кстати, частное образование в дореволюционной России, в том числе и в Киеве, существовало короткий период — конец XIX — начало XX века. Так что история отечественной частной педагогики пока что невелика. Частные школы Англии, Швейцарии, других стран — существуют сотни лет, они пользуются мощной поддержкой властей, всеобщим уважением. За свою короткую историю частное образование в Украине совершило огромный прыжок через эпохи. Уверен: «они» еще будут ездить учиться к нам, перенимать передовой опыт ведения дел в частных школах. Но для этого нужна поддержка со стороны государства и родительской общественности. Лозунг «Покупай украинское!» нужно дополнить «Учись в Украине!». Плохо, когда частные учебные заведения создаются ради стяжания денег, плохо, когда частные школы, борясь за клиента, пытаются тем или иным способом опорочить конкурента, плохо, когда в школе работают люди со слабой профессиональной подготовкой, но при этом ловко обрабатывающие учеников и родителей своими мнимыми достижениями и возможностями. И как вывод: украинские частные школы вносят немалый вклад в развитие системы образования. Ну а сама жизнь определит, кто из них останется на плаву.

— Каковы критерии отбора учеников в вашей гимназии?

— При наличии мест мы принимаем учеников в любой класс с первого по одиннадцатый. Мы принимаем всех, кто хочет и может учиться. При поступлении мы определяем объем усвоенных знаний и уровень школьной мотивации к учебе. Иногда встречаются дети, которые действительно не хотят учиться, и вместе с родителями следует хорошо подумать о том, можно ли изменить такую установку. Чаще встречается педагогическая запущенность, когда ребенком просто никто всерьез не занимался. В детском возрасте многое можно исправить, было бы только согласие и понимание всех участников учебного процесса. Пробелы в знаниях устранимы — было бы желание. Иногда приходится объяснять родителям при поступлении, что деньги, оплаченные за учебу в частной школе, не могут автоматически привести к успеху: мы можем дать больше, но ученик должен ответить на это усердием и старательностью. Если говорить о приеме шестилеток в первый класс, то к ним отношение особое: главное, чтобы ребенок физически был готов к школе. Ну а во время учебы учебные нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям каждого малыша.

— Наверное, для такой работы необходимы и учителя с более высоким уровнем подготовки?

— Я убежден, что именно подбор учителей играет важнейшую роль в успехе работы школы. Школа — не фабрика, где все определяют технологии. Можно иметь прекрасные программы, красивые учебники и гору компьютеров — и слабый учитель все это загубит. И наоборот: многие известные люди учительствовали и очень успешно. Платон и Григорий Сковорода, философ Розанов, Ершов, Корчак… — ни особых пособий, ни компьютеров у них не было. Хороший учитель — это талант, а талант встречается нечасто. К таланту необходимо прибавить трудолюбие и профессиональную подготовку. Еще нужно любить свою работу, хоть немножко быть альтруистом. Так что найти хорошего учителя — задача архисложная. Но мы с ней справляемся. 

— Родителям всегда хочется получить от школы больше. Что дает гимназия своим ученикам помимо преподавания общеобразовательных предметов?

— Подчеркну: мы ставим себе задачу всестороннего развития каждого ученика. Дети обладают разнообразными талантами, и мы стараемся удовлетворить максимум запросов — хореография и театр, игровые виды спорта и шахматы, точные науки и литература, музыка и живопись и многое другое. Нам удалось создать неповторимую атмосферу взаимопонимания, поддержки и творчества, что, естественно, приводит к вполне ощутимым результатам. Показателем успеха являются достижения наших учеников — победы на олимпиадах и конкурсах, чемпионатах и соревнованиях. Победы в таких разных областях как физика и шахматы, танцы и единоборства, театр и музыка, иностранные языки и литература. Наши выпускники сегодня учатся в лучших университетах Украины и мира, возглавляют фирмы и компании. 

— В чем, на ваш взгляд, главная задача современной школы: дать знания по общеобразовательному стандарту, необходимые для поступления в вуз, снабдить знаниями, необходимыми для реальной жизни, либо развить нравственные, физические и психологические качества, которые помогут детям в будущем стать счастливыми?

— Школа находится как бы в центре, в фокусе общественной жизни, и каждая общественная сила предъявляет к ней свои требования и пожелания. Государство — всеобщей образованности и выполнению стандартов, вузы хотят хорошо «подкованных» студентов, работодатели — смышленных и инициативных, ну и, наконец, родители хотят счастья своим детям, но каждая семья видит счастье и успех своего ребенка по-своему. А есть еще ученик, который тоже имеет право на свое видение своего же будущего. Так что школа всем что-то должна, очень многое должна успеть за годы обучения, и порой просто удивляешься, как же среди всех этих «надо» и «должен» удается проложить единственно правильный путь и получить в награду любовь выпускников к школе и память о школьных годах как о лучших в жизни. Ради этого стоит работать! А точный ответ на ваш вопрос будут еще долго искать многие поколения учеников, учителей и философов от педагогики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно