Повышение годовых арендных ставок и тарифов на коммунальные услуги не обошло стороной и частные школы. С 1 февраля 2007 года арендная плата для таких школ была увеличена в 5—14 раз! Частное образование в Украине — на грани банкротства.
«Общества как такового не существует: есть просто мужчины и женщины и есть семьи», — считала Маргарет Тэтчер. И существуют проблемы ребенка в этих семьях. Например, где и как ему учиться. Согласно Закону Украины «Про освіту» и Конвенции по правам ребенка, которую Украина подписала еще в 1991 году, каждый маленький гражданин нашей страны имеет право на бесплатное начальное образование. Это значит, что государством выделяются деньги на образование каждого ребенка, достигшего определенного возраста. Нужно лишь выбрать для него школу.
Представьте себе такую картину: ребенок учится в классе из шестнадцати детей, при этом занятия по математике, украинскому и английскому языку проводятся для подгрупп из восьми человек. В школе четырехразовое питание, организованное по принципу шведского стола; домашнее задание выполняется ребенком в дневное время; в течение дня после обязательной школьной программы — пять видов кружков на выбор, и все они в одном и том же здании, поэтому родителям, работающим по двенадцать часов в сутки, не нужно ломать голову над тем, кто отведет-заберет ребенка из театральной студии, секции айкидо, шахматной школы и т.д.
Для сорока четырех частных общеобразовательных школ Киева работа в режиме полного дня (с 8.00 до 20.00) — норма. Так же, как и высокий уровень образования, личностно ориентированного, с уникальными авторскими программами, проверенным, вышколенным персоналом, медосмотром, психологом и прочими плюсами.
Сказка? Нет, пока еще реальность.
Почему пока? Потому что сегодня в связи с повышением арендной платы и коммунальных тарифов для частных школ становится невозможным рациональное содержание помещений и полноценное проведение учебно-воспитательного процесса, т.е. под угрозой само существование украинского частного образования. Среди вариантов для выхода из создавшегося положения первый напрашивается сам собой: поднять цену за предоставление услуг. Но зарплата родителей, к сожалению, не растет так быстро, как цены.
К тому же за образование более чем четырех тысяч столичных школьников-частников родители платят трижды: первый раз в виде обязательных налогов, из которых идет отчисление на образование, второй раз — на содержание частной школы и оплату обучения, а в третий раз, когда школа сама отчисляет налоги.
Ученики негосударственных школ противозаконно лишены компенсации со стороны государства на получение обязательного среднего образования и медицинского обслуживания. Все виды помощи и социальной защиты, которые предоставляются детям-киевлянам, не распространяются на учеников частных школ (стипендии, премии, грамоты, питание, вакцинация, отдых). Даже учебники (например, гордость столицы «Київський підручник»), выпущенные с грифом «бесплатно», частным школам продают по коммерческой цене, а не по себестоимости.
Отношение к частникам у представителей разных государственных учреждений совершенно отличается от отношения к обычным школьникам. Поликлиники некоторых районов Киева категорически отказываются проводить ежегодный диспансерный осмотр детей на базе учебного заведения, как это предусмотрено законом и как это обычно происходит в государственных детских садах и школах. «Либо платите, либо приводите детей к нам!» Никто не задумывается над тем, что родители как налогоплательщики уже оплатили обязательное для всех детей страны медицинское обслуживание.
Несмотря на растущее число негосударственных школ в Украине, их процент у нас все еще ничтожно мал. Для сравнения: если в США частные учебные заведения составляют 10—13% от общего количества школ, то у нас их всего 1%; если во Франции 48% школьников учатся в частных лицеях, то в Украине пока только 1,2% детей посещают частные школы.
Сегодня уровень дискриминации учебных заведений негосударственной формы собственности достиг своей наивысшей точки.
Во избежание банкротства частных школ Ассоциация частных школ г.Киева предлагает госструктурам предпринять следующие шаги:
— установить арендные ставки в размере 0,5%;
— продлить срок действия аренды не на один год, а до конца действия лицензии;
— снизить коммунальные тарифы до одного уровня с государственными образовательными учреждениями.
В спорной ситуации можно воспользоваться опытом и других стран. В Польше благодаря органам местного самоуправления частные школы получают помещения или на условиях бесплатной аренды, или по льготным ставкам (в США они составляют доллар в год), осуществляется финансирование покупки техники для компьютерных классов, выдаются стипендии для одаренных детей. В России Законом «Об образовании» предусмотрено возмещение затрат граждан на образование в платных частных общеобразовательных заведениях, которые успешно прошли государственную аккредитацию и реализуют образовательные программы в соответствии с госстрандартом.
Если гражданин Украины не может найти на родине больницу нужного уровня, но имеет достаточно денег — он едет лечиться за границу. Точно так же он поедет туда отдыхать и отдаст на обучение своих детей. Те, кто будут учиться хорошо, получат там престижную работу. Монополия государства в сфере образования ведет не только к утечке капиталов, но и к утечке «мозгов».