ЛИЦЕЙ

18 июля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 18 июля-25 июля 1997г.
Отправить
Отправить

Как много в этом слове... Много воды утекло с тех пор, как я закончил Киевское суворовское военное училище...

Как много в этом слове...

Много воды утекло с тех пор, как я закончил Киевское суворовское военное училище. Причем, как говаривали в старину, по высшему разряду, т.е. с золотой медалью. Годы, проведенные в СВУ, или на нашем сленге «в кадетке», - самый яркий и памятный отрезок моей жизни. Именно в стенах этого учебного заведения могли рождаться и рождались «души прекрасные порывы». Здесь учили, воспитывали и прививали не только силу духа, физическую стойкость к невзгодам и лишениям, но и чувства собственного достоинства, порядочности, честности, благородства, «святые узы товарищества», непримиримости к несправедливости, независимо от того, по отношению к кому она проявлена. Было ли легко учиться? Конечно, нет. Но, преодолевая трудности нашей ранней краснопогонной жизни, мы чувствовали свой постоянный духовный и физический рост, свое взросление, радовались жизни. На это были направлены силы прекрасных педагогов, командиров, воспитателей. До сих пор у меня в памяти образы учителя математики, впоследствии заслуженного учителя Украины Н.Демченко, заслуженного учителя Украины В.Мишина, таких одаренных и высококультурных учителей, как В.Финансова.

Г.Тительман, А.Шапиро, А.Лубенец. До сих пор приятно вспомнить о том, с каким уважением эти люди относились к нам, суворовцам, как они делились с нами своими сокровенными мыслями. Это были не менторы-назидатели, а партнеры в совместной работе, к которым можно было прийти за советом и помощью по любому жизненному вопросу, стоящему перед тобой. Они всегда готовы были выслушать нас, юношей, знающих запах пороха только на полигонах и военных лагерях, где мы проходили полные курсы допризывной подготовки.

Традиции СВУ во многом напоминали традиции царскосельского лицея, из стен которого было выпущено много прекрасных людей, о чем проникновенно писал бывший лицеист А.Пушкин: «Друзья мои! Прекрасен наш союз ...». А среди его друзей были и декабристы, и видные ученые, и служители музы. Все они в прошлом - бывшие лицеисты.

После провозглашения независимости Украины первые шаги нашего государства были направлены на возрождение генотипа нации, в частности через возрождение прекрасных традиций славянских народов и общемирового культурного наследия. Именно тогда в стране появляются гимназии, лицеи и колледжи. Родное мне СВУ стало, например, военным лицеем.

Идут годы... У меня самого уже растет будущий защитник Родины. Самый главный капитал, который мне хотелось бы ему оставить, - это приличное образование. Поэтому, увидев тягу моего сына к точным наукам, я решил перевести его из прекрасной, специализирующейся на преподавании иностранных языков центральной школы в физико-математический лицей. Парень он одаренный. В свое время из третьего класса решением педколлектива и дирекции школы сразу был переведен в шестой класс. Остался и в нем отличником.

После долгих совещаний в семейном кругу для сына мы с женой выбрали физико-математический лицей

№ 142. Признаться, большую роль в этом сыграла транспортная проблема: выходишь из станции метро - и ты в лицее.

Вступительные экзамены в седьмой класс - позади и сын продолжил учебу в лицее. Сразу отметил про себя: сильный учитель по математике, порядочный и доброжелательный и.о. директора, толковый библиотекарь. А педколлектив в целом ничем, в принципе, не отличается от педколлектива заурядной средней школы города. И не столько по своим знаниям преподаваемых предметов, как по тому, как он обращается с учениками. Нравы, описанные Н.Помяловским в «Очерках бурсы», порой выглядели недосягаемой нормой по сравнению с тем, что пришлось увидеть и услышать в так называемом лицее: махровая «дедовщина», сквернословие, курение учеников, невзирая на пол и возраст. Думалось про себя: «Перемелется, мука будет. Жизнь надо принимать такой, как она есть. Легче будет шагать по жизни...». В начале учебного года родителей не мучали постоянными собраниями, а если они и проводились, то не было обычных поборов, о которых я был наслышан, анализируя по долгу службы опыт работы других учебных заведений. Да, это и понятно, седьмой класс - это еще не лицейский класс и платы за обучение в лицее еще не полагается. Идут, как правило, обычные сборы денег «на классные нужды». Так понимал я, так понимали остальные родители.

Однако, все проходит, но только в части, касающейся последнего пункта моих рассуждений... После трехлетнего декретного отпуска вышла на работу директор лицея. И началось...

Каждому ученику лицея была распечатана и вручена для передачи родителям «ксива» с напоминанием, что их ребенок учится в лицее и за это надо платить. Первоначальный взнос с каждого предполагался в размере 54 гривен. В каждом классе были определены сборщики денег из числа родителей, которым при ревностном отношении к исполнению поручения директора обещались определенные льготы. Так, например, если сборщик денег - родитель имеет ребенка долицеевского обучения, то ему гарантировалось, что его чадо поступит в лицей независимо от успеваемости. Все учителя лицея были запрограммированы отвечать при опросах интересующихся родителей, на что идут эти деньги, фразой: «Мы ни копейки из них не получаем!». Дети, родители которых вдруг оказывались злостными неплательщиками, предупреждались о необходимости поменять учебное заведение на другое. Постоянно велась их травля. А методов у любого педагога для этого достаточно. Каждый из родителей может их привести не меньше дюжины.

Надо сказать, что директор лицея дело свое знала. Постоянно вызывала «на ковер» классоводов и «снимала с них стружку» при несоответствии собранных для нее денежных сумм количеству обучаемых. Дело дошло до того, что классоводы начали терять чувство бдительности и осторожности и стали писать требования о необходимости незамедлительной сдачи денег прямо в школьные дневники детей. Несмотря на стесненное материальное положение (мы оба - бюджетники), жена, не уведомляя меня, как-то смогла удовлетворять растущие аппетиты директора лицея.

Поневоле начал интересоваться, куда, как и кому идут эти деньги? Ни педколлектив, ни родительский коллектив не смог мне дать ответ на этот довольно загадочный, как оказалось, вопрос. Классовод - тоже. Председатель родительского коллектива - в неведении, но у нее удалось выяснить, что деньги она передает из рук в руки директору, а та, в свою очередь, ведет всю бухгалтерию, составляет списки должников для «накачки» классоводов и ориентации педколлектива на тех учеников, по которым он должен произвести необходимый удар во время проведения уроков.

Тотальная система! Ничего не скажешь. Даже заврайоно, к которой я обращался несколько раз по данному вопросу, ничего вразумительного не смогла сказать.

Единственное, что было сделано в классе, где обучается сын и то после моих неоднократных обращений к директору, так это видимость косметического ремонта.

Интересно, но факт, что вдохновителем «ату» на детей-неплательщиков являлась сама директор лицея, а активным организатором кампании - завуч.

Полгода в лицее, который называет себя физико-математическим, не было уроков по физике. Несколько раз обращался к директору лицея с просьбой разрешить мне прочесть курс физики. В ответ только мог услышать: «Занимайтесь лучше своим делом!». Так почему же тогда этот вопрос директор не адресует себе? Ведь должна же она позаботиться о ликвидации зияющих пробелов у ребят по физике.

И на этом фоне проводятся вступительные (они же и переводные) экзамены в лицей. Директор накануне клятвенно обещает родительскому коллективу, что все отставания по физике будут устранены, что поступающим из города она выдвинет более строгие требования, чем к своим ученикам, что своя собственная комиссия будет более лояльной к своим...

Учитывая все ранее сказанное о духе, царящем в «лицее», сделай, дорогой читатель, прикидку: сколько же учеников из седьмого класса 142 лицея поступили в собственный «лицей»? А вот и отгадка: 14 из 36. Чем не благодатная почва для ловли рыбки в мутной воде? И вот здесь конкурс на свою рыночную подготовку начинают проходить родители. Кто больше? Чего больше?

Последние месяцы учебы сын ходил на занятия в лицее как на тяжелый изнурительный труд бесправного во всем раба, которого может унизить и оскорбить любой надсмотрщик-учитель. Больших трудов стоило уговорить его ходить на эту каторгу. На общем семейном совете мы приняли решение: немедленно забрать сына из так называемого лицея.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК