«ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

29 августа, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №33, 29 августа-5 сентября

Мало кто сомневался в том, что программа компьютеризации сельских школ на 2001—2003 г.г., утвержденная постановлением Кабмина (№436 от 6 мая 2001 года), будет с треском провалена...

Мало кто сомневался в том, что программа компьютеризации сельских школ на 2001—2003 г.г., утвержденная постановлением Кабмина (№436 от 6 мая 2001 года), будет с треском провалена. Пессимисты почти не ошиблись: за три года из запланированных в Госбюджете 156 млн. грн. было выделено лишь 18,5 млн. (включая 7 млн. в первом полугодии текущего года; как показывает опыт, финансирование к концу года немножко улучшается, однако вряд ли это кардинально изменит картину). Как водится в нашей стране, «крайнего» не найти: каждое из «завязанных» на программу ведомств — и Министерство образования и науки, и Госкомсвязи, и Министерство финансов — «сделали все возможное». Однако нельзя даже сказать, что «воз и ныне там» — в сегодняшнем проекте Госбюджета-2004 на программу компьютеризации сельских школ предусмотрено аж 4 млн. грн.!

Справочная информация. Всего в Украине имеется 6688 общеобразовательных школ I-III ступени. Из них компьютерные классы, причем не всегда современные, имеют лишь 1564, или 23,4%.

Коротко о распределении функций трех главных участников программы (всего их около десятка, включая МинАПК и «Укртелеком»). Согласно пункту 2 вышеупомянутого постановления Госкомсвязи ежеквартально подает Кабмину информацию о состоянии ее выполнения. Ведь проект компьютеризации сельских школ входит в Национальную программу информатизации, выполнение которой контролирует этот орган. Однако главным распорядителем госбюджетных средств является Минобразования. Именно оно заключает контракты на закупку учебных компьютерных комплексов (УКК) и расплачивается за них перед поставщиками. МОН также финансирует методические разработки согласно проекту. Ну и, наконец, Минфин, а точнее, Госказначейство выделяет на это согласно утвержденному Госбюджету средства. Точнее, не выделяет. Так, в минувшем году из 45 млн. грн. было выделено лишь 2,4 (5% от плана), а в текущем — семь миллионов (7,5% от запланированных 93 млн. грн.). И хотя год еще не завершился, можно прогнозировать, что в процентном отношении эта сумма не будет коренным образом отличаться от прошлогодней.

Неотъемлемой частью программы компьютеризации сельских школ является их подключение к Интернету, выполняемое ОАО «Укртелеком». Однако с этим подключением вообще парадоксальная ситуация: «Укртелеком» школы подключает, а затем… отключает за неуплату! Ибо бюджетные средства на оплату школами услуг Интернета не предусмотрены! Кроме того, сельским школам, подключаемым по коммутируемому соединению, приходится дозваниваться провайдеру в райцентры через «8», оплачивая время соединения по междугороднему тарифу.

В 2001 году было подключено 43 сельских школы из 315 запланированных, в 2002-м — 129 (из 844), в первом полугодии текущего года — 206 (из 1416). Точной информации о количестве отключенных школ нет, известно только что их немного, да и отключения эти иногда бывают временными. Тем не менее «Укртелеком» можно понять — несмотря на то что это госпредприятие, «обязать» его работать себе в убыток сложно.

Сам «Укртелеком» предлагает два выхода из ситуации. Первый — обеспечить выделение школам средств на оплату услуг Интернета из бюджета. Сколько на это нужно — посчитать трудно. В официальных документах, в том числе «укртелекомовских», нигде не фигурируют технические требования к каналам доступа к Интернету для школ. Ведь не будет же бюджет оплачивать школам мегабитные каналы.

Второй выход — законодательно урегулировать вопросы уменьшения отчислений в бюджет Интернет-провайдерами, которые предоставляют услуги образовательным учреждениям по цене ниже себестоимости. Напомним: с таким предложением еще года четыре назад выходила Интернет-ассоциация Украины. Тогда «наверху» его пропустили мимо ушей. Сейчас, наверное, не пропустят. Выгода «Укртелекома» это вам не выгода каких-то там негосударственных провайдеров. Да и повысить его рентабельность за счет уменьшения расходов перед приватизацией не мешало бы.

Кроме этого, согласно постановлению КМ №608 от 26.04.2003 «О порядке осуществления расходов Госбюджета на выполнение проектов Национальной программы информатизации», такие расходы осуществляются лишь после согласования этих проектов с Госкомсвязи (органом, ответственным за нацпрограмму). И лишь при наличии такого согласования Госказначейство должно осуществлять платежи по соответствующим видам работ. Правда, Госкомсвязи без всяких проблем согласовал контракты на поставку учебных компьютерных комплексов, даже исходя не из самих контрактов, а из сведений о них, которые предоставил ему Научно-методический центр средств обучения Минобразования. Не вникая ни в их спецификацию, ни в соответствие задачам программы информатизации, ни в реальную стоимость. Только вот сумма контрактов, предоставленных на согласование, была намного меньше запланированной на год…

При этом выделяемые средства, как, например, семь миллионов текущего года, по информации Минобразования, расходуются в основном на выполнение работ по изготовлению и поставке учебных компьютерных комплексов. Это — капитальные затраты. Они составляют до 90 % от плановых. Текущие затраты осуществляются на финансирование разработки методических материалов, дидактических программных средств, нормативно-правового обеспечения информатизации сферы образования (например, разработку положения о кабинете информатики, без которого он не сможет работать даже с компьютерами). Все эти работы также пребывают в хронически незавершенном состоянии.

Ситуация, при которой на работы по программе выделяется лишь незначительное количество запланированных средств, приводит к росту задолженности школ перед поставщиками техники и разработчиками ПО и методического обеспечения. Естественно, средства, поступающие в следующем году, расходуются на погашение этой задолженности. За два года функционирования программы с трудом профинансирован объем 2001 года…

А ведь в 2003 году ожидаемые результаты проекта «Информатизация общеобразовательных школ, компьютеризация сельских школ» Национальной программы информатизации (распоряжение КМ №414-р от 17.07.2003) — обеспечение учебными компьютерными комплексами (включая монтаж, ввод в эксплуатацию и подключение к Интернету) 1690 сельских школ! На 2004 год предлагалось компьютеризировать уже 3369 школ! На это первоначально планировалось выделить 189 миллионов гривен. Как мы уже отмечали, на данный момент эта сумма уменьшена в 50 раз. Очевидно, Госбюджет не в состоянии профинансировать этот растущий снежный ком недофинансирования по программе.

Итак, крайним, на первый взгляд, получается Госказначейство, не дающее бедному Минобразования денег. Однако лишь на первый. Ведь в условиях недофинансирования министерство вольно выбирать, какие внутренние расходы оно субсидирует в первую очередь, а какие — по остаточному принципу. И 7 млн. грн. текущего года, и 2,4 млн. грн. минувшего — суммы, согласованные Министерством образования и Госказначейством. И поскольку программа компьютеризации сельских школ финансируется на единицы процентов от плана (тогда как само министерство — на 80—90%), можно сделать вывод: ну уж никак она не входит в приоритеты руководства Минобразования.

…В начале декабря Президент Украины примет участие в Женевском саммите по вопросам информационного общества. Там он будет докладывать своим коллегам-президентам о шагах нашей страны по интеграции в него. Не забудет упомянуть и компьютеризацию образования (хотя эта задача давно должна быть решена в стране, считающей себя цивилизованной). Только вот хвастаться ему в этом направлении будет нечем…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно