Мои убеждения полностью соответствуют Библии и расходятся с ней лишь в одном вопросе: в Библии говорится, что человека создал Бог, а я думаю, что наоборот.
Петр Капица
В «ЗН» № 20 от 6 июня 2009 г. опубликована статья Е. Щеткиной «Эволюция науки…», в которой дается информация о недавнем «научном» событии, имевшем место в Киеве по случаю 200-летия со дня рождения Ч. Дарвина. В ней автор упрекнула науку и научное сообщество в целом в неспособности объяснить окружающий многообразный мир так, чтобы «пересічний громадянин» признал её (науки) правоту, а не религии.
Хотел бы обратить внимание и автора, и читателей «ЗН» на широко обсуждаемую в мире, без преувеличения эпохальную речь президента США Б.Обамы с весьма показательным заглавием «Наука нужна нам как никогда раньше», с которой он выступил в конце апреля с.г. перед членами НАН США. В ней президент как истинный лидер нации провозглашает, что всеми цивилизационными достижениями человечество обязано только науке (которой всего 300—350 лет, что ничто в сравнении со временем существования человека и даже религий). С величием философа Б. Обама среди прочего признал, что наука не может ответить на все вопросы, и «…чем больше мы проникаем в тайны мира, тем более смиренными нам надо быть. Наука не может заменить этику, ценности, принципы, веру, но может придать им содержание: помочь накормить ребенка, вылечить больного, сберечь планету».
Как известно, креационисты заявляют, что коль скоро наука не может доказать отсутствие Бога (Высшего разума, Творца), то остается место для веры. Но эти утверждения не имеют никакой логической связи. Слово «вера» достаточно растяжимо. Если кто-то верит, что 2х2=4, то он же может это легко проверить. Поверить же в различные чудеса, которыми проникнуто Священное Писание, просто необходимо, поскольку они проверке не поддаются. Более того, если что-то может быть проверено, то тут же теряет свою привлекательность как чудо.
Да, современная наука все еще не может описать, как зародилась жизнь, остается неясным и возникновение разума. Но на пути познания выяснено уже необычайно много, и эволюционное учение
Ч. Дарвина стало здесь важным этапом. Сам факт эволюции научно доказан, хотя Библия гласит, что и животных, и человека Бог создал из ничего (это и есть основное положение креационизма). Ясно, что доказать здесь ничего нельзя, и речь идет об интуитивных суждениях, составляющих один из предметов философии. Но не о ней речь. А вот вопрос происхождения всего сущего и есть центр столкновения науки и креационизма. При этом православие в отличие от некоторых других религий сохраняет последний в основе своей веры, считая даже полезным изучение в школе библейских положений.
Внедрение в школы креационизма не только не способствует более комфортному пребыванию человека в мире, а, наоборот, вызывает путаницу в головах и коррозию сознания. Даже то, что религий много (и креационизм имеет несколько течений), говорит о неоднозначности веры, когда каждый властен выбрать то, что ему ближе. Наука же едина — и на католическом Западе, и в православных странах, и в исламском мире. Она опирается на проверенные и проверяемые факты. И моя вера, например, в закон тяготения не слепая, а опирается на практическую деятельность, включающую расчеты полетов самолетов и спутников разного предназначения. Это элемент научного мировоззрения. Поэтому-то Парламентская ассамблея Совета Европы в известной резолюции 2007 года призывает страны ЕС отделять науку от религии.
Наверное, не стоило бы писать об этих очевидных для, надеюсь, преобладающего большинства вещах, если бы для проведения всеукраинской дискуссии «Мировоззренческий выбор…» не был бы выбран Киевский планетарий, главное предназначение которого — нести в массы самые современные знания о Вселенной и мироздании. И что уж не поддается никакому адекватному объяснению — это то, что организатором креационистического мероприятия стало украинское общество «Знание».