Свыше десяти лет назад мои ровесники проходили в сельской школе курс основ информатики, только вводившийся тогда. Составляли простые алгоритмы, по учебнику учили языки программирования Фортран и Бейсик. Но научиться элементарному — пользоваться компьютером — не могли, ибо в глаза не видели фантастической «коробки» с неограниченными возможностями.
Мы участвовали даже в област-ных олимпиадах по информатике, успешно получая... нулевые баллы. Нынешние старшеклассники в селах по слегка откорректированным учебникам составляют те же алгоритмы, по книжкам учатся программировать и искренне завидуют городским детям, ушедшим далеко вперед в компьютерной грамотности.
По уровню обеспечения кабинетами информатики и вычислительной техники в общеобразовательных школах Тернопольщина занимает последнее место в Украине. Компьютерных классов здесь лишь 16,7 процента от потребности. Города Севастополь и Киев, Херсонская, Запорожская, Днепропетровская области и Автономная Республика Крым побуждают надднестрянский край действовать активнее — у них комнат «информационного прогресса» уже от 73 до 50 процентов. Но создание кабинетов и их компьютерная «начинка» — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Электронной техникой украинские школы в основном обеспечены, как в африканском мире — в пределах 4%. Немного больше компьютеров в учебных заведениях Киева (5%), в Крыму (4,6%), в Севастополе, Сумской и Ривненской областях (4,2%).
В следующем году в Украине будет внедрена 12-летняя система обучения. В программе школы европейского образца предусмотрен отдельный курс информатики. Овладение компьютерной грамотностью будет происходить в несколько этапов: первый—шестой классы приобретут начальные навыки работы с компьютером, седьмые—десятые пройдут основный курс информатики, а выпускные — курс информатики допрофессиональной подготовки с учетом профиля учебного заведения. Но неизвестно, как ученики успеют в достаточной степени освоить компьютер, если только для преподавания основ информатики нужно иметь одну ЭВМ на 25 учеников максимум, а в школах Украины к одному монитору их «прилипает» 74! Да и многие сельс-кие учителя знакомы с компьютером только по книжкам. И тем самым делают «школу будущего» миражом.
Информационные запросы сельских школьников Тернопольщины впервые удовлетворили в селах Чертковского района, пострадавших от июльской стихии. Президент и Кабинет министров взяли под свой патронат восстановление двух разрушенных учебных заведений и таким образом продемонстрировали выборочную заботу. Подтекст ее звучал так: будет вам, сельские дети, компенсация. Вы получили право не только пугаться урагана и гнуть спину в поле, но и умственно развиваться и больше работать индивидуально. К началу учебного года в Косовской и Пробижнянской общеобразовательных школах за средства государства были оборудованы ком-пьютерные классы, где установили по шесть «ІВМок».
На этом век компьютеризации на селе завершается. Сельские дети и ученики большинства райцентров области знакомы с компьютером заочно — видят его по телевизору или у тернопольских друзей. С 1992 года за бюджетные ассигнования на образование в регионе не приобрели ни одной электронной «коробки»!
Государственная и областная казны словно сговорились... В прошлом году еще и вышло постановление правительства, запретившее покупать за бюджетные деньги средства стоимостью свыше 500 гривен. А «компьютерного» спонсора, который бы перекрыл беспомощность высших и низших властей, увидела только одна школа в Тернопольском районе.
В конце августа сессия облсовета приняла решение: предусмотреть в областном бюджете на 2001 год 100 тысяч гривен для приобретения компьютеров. Столько же планируется выделить из госбюджета. Запоздалая инициатива властей — слабое утешение. Эти гроши — капля в море. Если судить по нынешнему уровню цен, то будет закуплено не более чем 60—70 компьютеров, а в области только общеобразовательных школ 1—3-й степеней насчитывается 288. Так что пока начальство сообразило, где собака зарыта, область как раз успела на последний поезд технического прогресса.
Программа информатизации общеобразовательных учреждений и компьютеризации сельских школ, разработанная Министерством образования, полностью ложится на плечи государства. Инициаторы развития «большого информационного села» по привычке надеются на бюджет: это якобы последняя гарантия... Но никто не знает, как профинансировать такой масштабный проект за счет государства, если даже на издание необходимого количества учебников и пособий хронически не хватает денег. Очевидно, думали, что ученикам средних и старших классов книги будут не очень нужны, так как они смогут черпать информацию из Интернета, смотреть видео, пресс-конференции и тому подобное.
Опыт стран с переходной экономикой показал: проблемы информатизации-компьютеризации может успешно решать бизнес. Во многих африканских странах и в Индии, где столетиями господствовала сплошная неграмотность, сейчас тоже выполняется программа оснащения компьютерами сельских школ. Но там ее финансирование обеспечивают меценаты. В Украине подавляющее большинство деловых людей считает, что от конкурсов красоты, развлекательных шоу пользы значительно больше...
Селам и городам, к счастью, почти не известны основные беды постиндустриального, информационного общества — чрезмерная привязанность к компьютеру стандартизирует, обедняет мышление, ориентирует больше на потребительское использование чужих знаний, чем на творчество, способствует развитию различных недугов. Но от информационной спячки глубинка выиграла не больше. Она тихо оказалась на задворках бурной новейшей истории, поставляет далеко не лучших в интеллектуальном развитии выпускников и принимает недоученных, низкоквалифицированных специалистов. Более глубокие последствия еще впереди...