Каждая семья хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Забота о здоровье детей традиционно воспринимается как обязанность родителей. Но невозможно быть полностью здоровым в больном обществе. Состояние здоровья подрастающего поколения - это индикатор того, каким общество будет завтра, залог его процветания или увядания в недалеком будущем.
Статистические данные о состоянии здоровья детей в Украине ошеломляют. Распространение заболеваний, СПИД, угнетенность, нервозность, неуверенность в своих силах, неудовлетворенность жизнью, недоверие к властям - угроза будущему наших детей, нации и государства в целом.
Необходимы срочные практические меры изменения этой опасной тенденции, меры как со стороны государственных властных структур, так и на уровне общественных организаций, учреждений образования и воспитания, средств массовой информации. И начинать нужно с внедрения массового валеологического образования (науки о здоровье в широком смысле) и системы воспитания. Нужно осознать простую вещь: для того чтобы быть здоровым, необходимо знать, от чего здоровье зависит и как предотвращать болезни. Предотвращение болезней на базе валеологических знаний и здорового образа жизни - самый дешевый способ улучшить здоровье.
Уже второй год существует национальная программа «Дети Украины». Одним из краеугольных положений этой программы есть внедрение и обеспечение валеологического образования и воспитания в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Исполнение этого положения станет наиболее эффективной инвестицией в улучшение ситуации.
Одним из практических шагов по обеспечению учебного процесса литературой есть издание первого в Украине полного комплекта по валеологии для начальной школы издательства «Алатон». Комплект состоит из четырех компонентов - учебника, тетради, материалов для учителя, вспомогательной литературы для учащихся, исполненных на высоком содержательном и полиграфическом уровне. «ЗН» совместно с издательством «Алатон» провели «круглый стол», посвященный мерам и координации усилий по внедрению валеологического образования на государственном уровне и обеспечению школьного процесса учебной литературой, в котором приняли участие: Владимир Быковский, главный консультант отдела образования администрации Президента Украины; Александр Киричук, академик АПН Украины; Игорь Дрыгус, заведующий секретариатом комиссии Верховной Рады по вопросам науки и образования; Галина Мавшук, заместитель заведующего секретариата комиссии Верховной Рады по вопросам науки и образования; Валерий Ивасюк, председатель Национального комитета по профилактике наркомании и заболеваний СПИДом; Борис Жебровский, начальник Главного управления образования Киевской горадминистрации; Владимир Пономаренко, генеральный директор АТ «Алатон», а также работники заинтересованных министерств, ведомств, редакторы журналов, педагоги, журналисты.
Александр КИРИЧУК
Методическое обеспечение - это очень важное начало реализации национальной программы «Дети Украины», которая была утверждена Президентом Украины 17 января 1996 г. В разработку программы была заложена стратегическая идея - реализация прав ребенка согласно конвенции ООН «О правах ребенка». Первое право - это родиться ребенку здоровым. Второе право - право выжить, иметь условия для нормального развития. Третье право - на социально-экономическую защиту. Главные задачи, которые ставит перед обществом национальная программа «Дети Украины»: физическое, психическое, социальное и духовное развитие ребенка.
Фундаментом всего развития, и в первую очередь психического, есть развитие физическое; далее по ступеням: психическое развитие - фундамент социального, а социальное - духовного. Но в то же время, духовное развитие имеет большое влияние на все остальные.
Для решения задач, поставленных национальной программой «Дети Украины», очень важно учитывать экологическую ситуацию, кризисную ситуацию в обществе, антропологическую и пр. А также возможности разных структур и систем общества. Не новость и то, что подход в решении задачи должен быть комплексным. Мы то и дело слышим о том, что в одной школе на высоком уровне физическое воспитание, в другой - социальное, а в основном же взят курс лишь на интеллектуальное развитие, в ущерб остальным компонентам.
Конечно, должна быть определенная система. Цель поставлена стратегическая, есть четкая задача, речь идет о способах достижения цели и решения задачи. Первым важным моментом есть организация естественной, предметной и соцкультурной среды. Вторым важным компонентом есть образование. Третье - организация деятельности самого ребенка, чему уделяется в наших учебных заведениях очень мало внимания. Т.е. организации игровой, физически-оздоровительной, социально-коммуникативной, предметно-преобразовательной, общественно-полезной и учебно-воспитательной деятельности.
Кстати, Япония среди стран - лидеров мирового прогресса во многом благодаря умелой организации предметно-преобразовательной деятельности детей.
Валерий Ивасюк
Подавляющее большинство юношей в Украине, которых призывают нынче в пограничные войска, по стандартам советского времени едва годились в строительные батальоны, а то и вовсе не подлежали призыву. Это - зеркало состояния здоровья нашей молодежи. Кто охраняет границы нашего государства сегодня? Больные парни? Это уже вопрос национальной безопасности.
Валеология - наука о здоровом образе жизни - то, что придумал мир очень давно. Для Украины валеология тот элемент, которого не хватало, чтобы быстро, просто, ясно и правильно обучить все субъекты воспитания ребенка; инструмент обладания информацией; механизм обеспечения прав ребенка на свое здоровье.
Вера МОРОЗОВА, профессор, зав. кафедрой валеологии и физической культуры Днепропетровского областного института последипломного обучения
Наша область известна как довольно-таки экологически неблагоприятная. Мы давно видим и знаем, что состояние здоровья наших детей крайне неудовлетворительное. Коэффициент рождаемости у нас не 1991 года, как по Украине, а 1981 года. Есть города в Днепропетровской области, где из 150 родившихся через год в живых остается 120. Потому оздоровительная работа в области проводится давно и есть опыт.
Сейчас проводится комплексная работа-эксперимент «Создание сети школ укрепления здоровья и системы непрерывного валеологического образования и воспитания». Экспериментом охвачены 19 детских садов, 20 средних школ, 2 внешкольных учреждения, ПТУ, техникумы. Ведется работа с детьми и родителями. Параллельно идет подготовка кадров. Там, где проводится интенсивная оздоровительная работа, - школы не закрывались на карантин, заболеваемость уменьшилась в три раза.
Болезненная проблема - отсутствие учебников, пособий. Поэтому комплект литературы по валеологии издательства «Алатон» действительно в радость. Остается ждать с нетерпением больших тиражей, а также учебников для средних и старших классов.
Валерий ИВАСЮК
«Валео» - так приветствовали друг друга в древние времена латыняне, и отвечали на приветствие - «валетта». Давно известна простая истина - здоровый образ жизни. И дай Бог, чтобы вскоре это стало обязательным школьным предметом. Как относится государство к этому всему? К инициативе, к валеологии, вообще к детям? Для тех, кто определяет и распределяет средства в нашем государстве, такое понятие, как «здоровый образ жизни», очень далекое. Потому, что они в личной жизни имеют «здоровый образ жизни», и для своих детей в том числе.
Национальный комитет был инициатором введения в национальный компонент государственной программы преподавания в школах предмета «валеология». Министр образования Згуровский и Министерство образования отказались вводить. Что значит преподавание на «аматорском» уровне? То, что коэффициент полезного действия будет очень низким.
Недавно я вернулся из Автономной Республики Крым, где встречался с высшим руководством. Там эти проблемы - здорового образа жизни детей - стоят очень остро. Как научить детей, чтобы они не только знали, что такое СПИД и наркомания, но знали, и как профилактировать эти болезни. В Крыму директора некоторых школ, на собственный страх и риск, интуитивно начали вводить курс валеологии. При абсолютном отрицании Министерства образования Крыма. А в Крыму уже 1300 человек ВИЧинфицированных! И 70 процентов из них наркоманы. В возрасте начиная с 12 лет.
Что означает этот диссонанс между желанием общества, между интуитивным возникновением национального иммунитета защиты, как создание учебника «Валеология», и позицией государства?
Думаю, что Президент Украины, подписав национальную программу «Дети Украины», подписав Указ о создании благотворительного фонда, который возглавляет жена Президента Людмила Кучма, абсолютно понимает, что государственная программа без финансового обеспечения не боеспособна и никогда не будет внедрена в жизнь.
Национальный комитет заинтересован и всегда готов участвовать в разработке учебников и пособий для детей по любым касающимся нас проблемам.
Человек изначально - биологический продукт, физическое существо, а затем уже социальное. Здоровье - начало, база; именно с этого нужно начинать в детском саду и в школе. Неужели мы доживем до того времени, когда на повестке дня будет вопрос: может ли быть детство в Украине?
Борис ЖЕБРОВСКИЙ
К сожалению, сегодня еще есть директора школ, которые не знают, что такое валеология. Мы купили, например, для Киева 1000 учебников, но этого очень мало. Раньше учебники и некоторые предметы у нас в школах были значительно оторваны от жизни. Сегодняшний учебник «Валеология» издательства «Алатон» не только оформлен «по-человечески», но исполнен прекрасно полиграфически. И более того, в нем заложена практическая суть изучения предмета. А так должно быть с каждым школьным предметом.
Сокращение средств на образование ставит под сомнение жизнеспособность школьного компонента. Останется только государственный, обязательный, который будет финансироваться. Но мы в г.Киеве, исходя из медицинских показателей - да и без показателей видно, что проблема здоровья детей стоит на первом месте: кого учить, если всех нужно будет лечить, - готовим приказ об обязательном изучении валеологии в начальных классах. В некоторых школах уже идет обучение, например в Ватутинском районе, в сш. №25 и др.
Но мало учебника, нужны кадры. С 1 сентября на базе педагогического колледжа №3 мы открываем новую специальность - «учитель валеологии». Кстати, с валеологией впервые получилось так, что учебник опережает изучение предмета. Всегда было наоборот - работали без учебника. Первая реакция учителей на учебник и другую книжную продукцию издательства «Алатон» очень положительная. Есть некоторые сложные моменты, но это можно доработать.
Василий ТУТАШИНСКИЙ, заместитель начальника управления Министерства по делам семьи и молодежи
Инициатива издательства «Алатон» похвальна. Но я согласен с коллегами из Министерства образования относительно осторожного введения этого курса. Не каждый специалист может разобраться в содержании предмета. Прежде чем вводить новый курс, необходимо подготовить кадры и нужное количество методической литературы, а потом ставить вопрос об обязательном обучении. Давайте руководствоваться мудрым правилом «Не навреди». Нужно еще анализировать и дорабатывать.
Валерий ИВАСЮК
Если ничего не делать, ждать пока будет совершенный учебник, не вводить валеологию в государственный компонент; «не навреди» - будет на нулевом уровне, а «навреди» - сто процентов. Как председатель Национального комитета, который имеет дело со СПИДом и наркоманией, как врач я входил с предложением в правительство, чтобы был введен доцентский курс обучения в вузах. На это нужно время. Учить же детей здоровому образу жизни нужно сегодня, сейчас.
Владимир ПОНОМАРЕНКО
Возьмем такую непростую ситуацию. Сегодня, не дай Бог, заболел ваш ребенок. Вы что, начнете с того, что будете изучать весь курс медицины? Мы ведь подготовили не только учебник, но целый блок, комплект. Книги для детей, тетрадь для детей, пособие для учителей - это все дополняет друг друга. Конечно, нужно идти дальше, совершенствоваться, но давайте делать это вместе. Особенно с учителями, с практиками.
Нужно ли создавать сегодня целые институты, тратить на это большие деньги? Пример Днепропетровска и Киева показывает, что, при желании, можно найти выход. Проблема настолько острая, что чиновничье-бюрократический подход неуместен.
Весь комплект «с нуля» был подготовлен за три месяца. Сегодня мы уже знаем о предмете больше, более тесно сотрудничаем с институтом содержания и методов обучения Минобразования Украины. Сейчас идет очень серьезная работа над стандартами по валеологии. Учебники в дальнейшем будут готовиться с учетом стандартов.
Все эти книги напечатаны у нас в Киеве на полиграфкомбинате «Украина». Очень важно для нас, что мы сотрудничаем с детскими журналами «Барвінок», «Початкова школа». То есть, мы «выходим» и на детей, и на педагогов и существует обратная связь, мы знаем реакцию. Смею вас уверить - она положительная. Учебники продаются почти по себестоимости, большего мы сделать не можем, ибо в производство вложили конкретные деньги, которые надо возвращать и на них опять издавать учебники.
Галина МАВШУК
Проблема очень серьезная, решать ее нужно сегодня, если не вчера. Завтра может не быть. Здоровый ребенок - будущее нации. Если это поймут все заинтересованные лица, тогда не нужно будет тратить время на обсуждение: надо - не надо.
Здоровье ребенка в первую очередь обеспечивает государство, родители, педагоги, все, кто причастен.
Ныне Министерство образования готовит пакет законов об образовании. Важна координация усилий. Наша комиссия проследит, чтобы вопросы валеологии нашли отражение и в «Законе о дошкольном образовании», и в «Законе об общем среднем образовании». Важный вопрос - подготовка родителей. Как научить думать о правах нерожденного ребенка? В этом, наверное, серьезно должны участвовать пресса, радио и телевидение.
Учебник «Валеология» издательством «Алатон» подготовлен основательно, издан прекрасно. Возможно, нуждается в дополнениях относительно духовного и социального аспектов развития. Еще нужно направить усилие на обеспечение дошкольного образования.
Наталья ЕВСТРАТОВА, международный фонд «Відродження»
Книга издательства «Алатон» «Валеология» - достижение украинского книгоиздательства. И как необходимый учебник, и как полиграфическая продукция. Она имеет свое лицо. К сожалению, книги, которые выпускает сегодня Министерство образования, по качеству гораздо хуже.
Светлана КИРИЛЕНКО, заместитель директора института содержания и методов обучения Минобразования Украины
Валеология изучается в школах всех развитых стран. Мало информации о том, что предпринимает Министерство образования, чтобы ввести валеологию в базовый компонент образования.
Министерство в партнерстве с педагогами из Канады разрабатывает учебники для средней школы. В Запорожье впервые состоялся выпуск учителей валеологии, о чем есть запись в дипломе. В следующем году такой же выпуск будет в Луцке, в 1999-м - в Тернополе. На сегодня в высших учебных заведениях 48 кафедр валеологии. По инициативе министерства создан межотраслевой совет по валеологии, куда привлечены лучшие специалисты, а их можно пересчитать на пальцах.
Игорь ДРЫГУС
Кто сдерживает внедрение валеологии? Наши финансовые проблемы. Если будет принят предлагаемый бюджет, то не только валеологии в школах не будет, но и некоторых других предметов. Вынуждены будут уйти учителя, пострадают дети. Наша комиссия добивается, чтобы на образование пошло не четыре запланированных в проекте бюджета млрд. гривен, а шесть.
Владимир ПОНОМАРЕНКО
Возможен ли урок здоровья в школах Украины 1 сентября? Это не менее важно, чем урок мира. Мы потенциально готовы обеспечить школы печатной продукцией. Однако только наших возможностей явно недостаточно, чтобы обеспечить все школы Украины. Нужны совместные усилия.
Борис ЖЕБРОВСКИЙ
Мы в Киеве поддержим такую инициативу. Проблема здоровья детей сегодня выходит на первое место. Несомненно, в проведении урока здоровья есть необходимость.
Владимир БЫКОВСКИЙ
Программе «Дети Украины» чуть больше года, но Президент Украины уже дважды проводил совещание по этим вопросам, планируется очередное обсуждение выполнения программы в июне месяце, т.е. внимание пристальное. Валеологическое образование и воспитание - проблема, требующая внимания не только родителей и учителей, но и государственных органов, в первую очередь Министерства образования и Министерства здравоохранения. Что же касается комплекта литературы по валеологии, моя шестилетняя внучка оценила его очень высоко. Мне кажется, что мнение детей - это главная оценка.