Классы взаимопомощи

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Классы взаимопомощи © Укринформ
Ожидаемое и неожиданное о школьных благотворительных взносах.

В первой статье мы давали общую характеристику состояния финансирования общего среднего образования, в том числе краткую характеристику использования благотворительных взносов на финансирование общеобразовательных учебных заведений по КЭКР 2210. Пора рассмотреть эту благотворительность более тщательно.

Этот страшный зверь КЭКР 2210

КЭКР расшифровывается очень легко - это код экономической классификации расходов. Он является одним из элементов бюджетной классификации, определенных Бюджетным кодексом Украины. Практическое наполнение содержанием этого КЭКР происходит согласно приказу Министерства финансов Украины от 12 марта 2012 года №333 "Об утверждении Инструкции о применении экономической классификации расходов бюджета и Инструкции о применении классификации кредитования бюджета". Сам КЭКР 2210 расписан в пункте 2.2.1 инструкции и включает 18 пунктов. Если коротко, по этому коду проводятся расходы на предметы и материалы, стоимость каждого из которых не должна превышать шесть тысяч гривен за единицу. Сюда входят мебель, посуда, игрушки, канцелярские товары, спортивный инвентарь, моющие средства, туалетная бумага и т.п. Также здесь учитываются материалы и инструменты для текущего ремонта собственными силами, благоустройства территории и прочее.

Общие положения анализа

Благотворительные взносы относятся ко второй группе собственных поступлений бюджетных учреждений. Вместе с благотворительными взносами во вторую группу входят и средства по доверенностям, но они тратятся на целевые мероприятия и не должны учитываться на КЭКР 2210. Также во вторую группу входят средства, которые получают вузы, ПТУ, и средства, полученные от реализации имущественных прав на фильмы. Но эти средства не имеют отношения к общему среднему образованию. Поэтому все средства, которые отражаются в отчете Государственной казначейской службы по КЭКР 2210 по КПКРКМБ 1020 по второй группе собственных поступлений бюджетных учреждений, будем называть благотворительными взносами.

Ограничение анализа

Как упоминалось в предыдущей статье, количество бюджетов, из которых финансировалось общее среднее образование в 2018 году, составляло 1249, в 2019-м - 1361. Но некоторые бюджеты из анализа были изъяты. Это бюджет города Киева, областные бюджеты и бюджеты, в которых в структуре расходов отсутствует заработная плата. Осталось для анализа 1240 бюджетов за 2018 год и 1350 бюджетов за 2019 год.

Что говорят цифры

Прежде всего выясним, сколько всего израсходовано в виде благотворительных взносов по КЭКР 2210.

За 2018 год эта сумма составила почти 368 млн грн. В 2019 году она выросла почти до 373 млн грн. Сведем в таблицу 1 показатели бюджетов за 2018 год, а в таблицу 2 - показатели бюджетов за 2019 год.

ZN.UA

Из таблиц можно увидеть, что в бюджетах городов областного значения и в сводных бюджетах районов (которые кто-то называет "старыми бюджетами") в основном учитываются расходы за счет благотворительных взносов, есть также единичные вкрапления бюджетов, в которых указанные взносы не отражаются. Единственное исключение - районы Днепропетровской области, в которых в трети районов не отражается ни одна копейка расходов. С объединенными территориальными громадами, которые кто-то называет "новыми бюджетами", ситуация противоположная. В целом благотворительные взносы отражаются в 2/3 бюджетов за 2018 год и почти в 70% бюджетов за 2019 год.

В таблице 3 приведем градацию бюджетов по суммам расходов по КЭКР 2210 в 2018–2019 годах за счет второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

ZN.UA

Сразу внимание привлекают эти впечатляющие суммы, которые официально проходят через бюджет в виде "благотворительной" помощи, которая тратится по КЭКР 2210. Потому что обычные благотворительные фонды (не путать со "школьными" благотворительными фондами) и бизнес-структуры предоставляют благотворительную помощь в основном именно для развития школ - компьютерные классы, другую электронику, ремонты кабинетов и т.п. Все это учитывается на других КЭКР. Мало кто оказывает благотворительную помощь в виде мела, карандашей, конвертов, шариковых ручек или моющих средств…

"Школьные" благотворительные фонды как раз и созданы для того, чтобы туда собирать средства родителей для закупки того, на что не выделены средства местной властью (либо средства выделены, но до школ они не доходят именно благодаря тем, кто эти средства выделяет).

Первый вывод, который можно сделать: имеет место круговая порука, направленная на вымогание денег с родителей учеников.

На нарушение законодательства закрывают глаза все:

- директора школ, которые понимают незаконность таких действий, но ничего не могут сделать, потому что не они распоряжаются деньгами, а власть на местах;

- местные управления образования, которые не могут не знать о таких деньгах, потому что, кроме того, что они руководят централизованными образовательными бухгалтериями, так еще и вносят изменения в сметы школ именно на сумму благотворительных взносов в виде денежных средств и принимают участие в распределении благотворительной помощи в виде товаров;

- местные финансовые органы, которые не могут такого не видеть (если там не полные олухи работают, но это уже подпадает под действие других законодательных норм);

- местные депутаты, которые, кроме всего прочего, должны также это все контролировать;

- областные государственные администрации, которые должны контролировать бюджетный процесс, в том числе сметы, в подчиненных бюджетах;

- Министерство образования и науки, которое более 20 лет в нарушение действующего законодательства не принимало минимальных норм обеспечения образовательных заведений и дождалось, пока эта норма исчезнет из законодательства;

- депутаты Верховной Рады, которые разрабатывали, вносили поправки и принимали новый Закон "Об образовании", отменив норму о существовании минимальных нормативов обеспечения школ.

Поэтому по данным КЭКР наблюдаем под видом "благодетельности" именно поборы в школах с родителей учеников на материалы, необходимые для функционирования учебных заведений, которыми не обеспечивают соответствующие местные органы.

Второй вывод: очень большая неравномерность освещения в официальных отчетах расходов за счет благотворительной помощи по КЭКР 2210.

В таблице 3 показано, что, кроме бюджетов, в которых расходы отсутствуют вообще, в большом количестве бюджетов расходы учитываются в весьма небольших суммах.

За 2018 год наибольшая сумма, которая учитывалась как благотворительные взносы, равнялась 25,3 млн грн, а наименьшая - 72 грн; за 2019 год - диапазон от 28,6 млн до 93 грн. То есть каждый год разница в учете благотворительных взносов по КЭКР 2210 по тем бюджетам, которые показывают эти расходы, составляет 300 000 (триста тысяч) раз.

Либо действительно родители учеников не сдают деньги в так называемые фонд класса и фонд школы, либо эти деньги просто нигде не учитываются? Обоснование именно такого вопроса уже позволяет усомниться в реальности показателей отчетности Государственной казначейской службы по всем бюджетам в части учета благотворительных взносов по всем КЭКР.

К сожалению, в рамках анализа отчетов Государственной казначейской службы трудно сказать, какой из вариантов больше соответствует действительности.

Учитывая постоянные публикации в СМИ о системном вымогании денег под видом "благодетельности", наиболее вероятен все же вариант, что часть денег, которые собирают с родителей учеников, просто нигде не учитывается или, говоря простым языком, разворовывается. Но это можно доказать лишь по каждому бюджету отдельно, исключительно в рамках открытых уголовных производств. В рамках статьи окончательно ответить на вопрос о том, предоставлялись ли благотворительные взносы, невозможно. Здесь можно строить лишь предположения.

Все статьи автора читайте здесь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме