...Прямое назначение школы... быть руководителем жизни на пути к будущему... Все будущее жизни находится в руках школы и, следовательно, ей принадлежит гегемония.
Н.Пирогов
Который год отрасль образования находится в состоянии реформирования. Тем не менее «телега» старых наробразовских проблем двигается с места со скрипом. Происходит это потому, считают некоторые умные люди, что в процессе трансформации образования выпущено одно, притом главное, звено, а именно: личность учителя. В настоящее время идет разработка национальной программы «Учитель». Фактически речь идет о реформе педагогического образования.
У чительская профессия
на рубеже XX и XXI
веков приобрела качественно новую роль. Одним из результатов (может быть, главным) образовательной революции явилось то, что в отличие от прошлого сегодня через школу, через учительские руки проходит каждый ребенок, каждый без исключения человек, гражданин мира. Проходит именно в том возрасте, когда по существу окончательно, бесповоротно формируются его характер, сознание, мировоззрение.
Мало того. Из всех представителей взрослого мира, включая и родителей, только учитель имеет сегодня самые продолжительные ежедневные контакты, ежедневную совместную с детьми деятельность, оказывая на них воспитательное воздействие. В результате, в отличие от прошлых эпох учительские руки в решающей мере формируют сегодня духовно-нравственный, интеллектуальный облик человека, общества. И от того, каковы эти руки, мировоззрение, уровень сознания, культуры самого учителя, в решающей мере зависит будущая судьба мира.
Таким образом, впервые в истории роль учителя стала сегодня настолько глобальной, планетарной, решительно определяющей весь ход дальнейшего исторического развития. Самой историей вознесен он на пьедестал главного героя нашей и грядущих эпох, назначен ваятелем и вершителем судеб мира и человечества.
С этим можно не соглашаться, спорить, но изменить нельзя.
К несчастью, этого еще не осознали наука, культура, политики, общество, да и само учительство. Ахи и охи вокруг учителя, его восхваления на словах и полное пренебрежение к нему на деле - таков пока в большинстве случаев результат этого неосознания.
Даже в самых развитых, богатых странах, где образование в целом, а следовательно, и школа, и учитель находятся на весьма высоком материальном уровне, даже в этих странах учительская профессия не является достаточно престижной и оплачивается намного ниже других. В бедных же государствах и особенно в охваченных жестоким экономическим кризисом странах СНГ положение учительства оказалось поистине жалким, нищенским.
В полном соответствии с положением школы, учительства в различных странах находится и состояние педагогического образования - его материально-технический уровень, престиж, качество.
И хотя это действительно так, тенденция от этого не меняется: во всех странах, от самых развитых и процветающих до самых отсталых и нищих, развитие образования (включая и педагогическое), школы стремительно набирает темпы, поскольку это уже давно признанный главный фактор развития каждой страны, каждого народа.
Выдвинув учителя во главу исторического развития, наш век предъявляет ему и небывало жесткое требование: учитель (притом каждый без исключения) должен, наконец, осуществить в себе человеческий идеал. Иначе он не выполнит свою историческую миссию во благо человечеству.
Таким образом, все упирается в учителя.
Выдвинув учителя во главу исторического развития, наш век выдвигает вместе с ним в ту же главу и педагогическое образование. И прежде всего выдвигает его во главу всех без исключения других видов образования: среди всех видов образования самым важным, главным для нашего и последующих времен становится (давно должно было стать) педагогическое, ибо оно единственное готовит воспитателей, учителей, педагогов, психологов - готовит психолого-педагогический потенциал мира.
К ак же усовершенство-
вать, реформировать
педобразование, привести его в соответствие с современными задачами, да еще и в сжатые сроки, если оно охвачено глубоким, застарелым кризисом?
Об этом кризисе говорят давно, много и чем дальше, тем острее, критичнее: отсутствует отбор абитуриентов и профессорско-преподавательского состава по духовно-нравственным признакам и природной склонности к педагогической профессии; крайне низок уровень учебно-воспитательного процесса; после окончания вуза вновь испеченный учитель оказывается совершенно беспомощным в первых же столкновениях с суровой школьной действительностью, с детьми, с семьей, с реальной жизнью, и у многих дипломированных учителей эта беспомощность с годами не исчезает, а перерастает в профессиональную несостоятельность - в подлинное бедствие для школы и детей; большинство выпускников не работает в школе, т.е. педобразование в значительной мере работает по существу вхолостую, выбрасывая на ветер огромные средства, которых ему постоянно не хватает, тогда как в школах по всей стране постоянный и острейший дефицит учителей и т.п.
Прошлый и современный практический опыт, достижения педобразования доказывают, что положение не так уж безнадежно. Особенно важны, актуальны в этом отношении выдающиеся достижения отечественного педагогического образования. Приведем только два примера.
Великий русский педагог, выдающийся реформатор школы Станислав Теофилович Шацкий создал в 1919 году Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В ней организационно, структурно были объединены детские сады, школы первой и второй ступени, детдом, педагогический техникум с дошкольным отделением, постоянно действующие учительские курсы, педагогический научный центр - всего насчитывалось более 30 различных педагогических учреждений. Как видим, структурно эта организация представляла собой непрерывную педагогическую цепочку и в современном представлении имела бы следующий вид: педагогическое производство - педагогическое образование - система переподготовки учителей - педагогическая наука.
Таким образом, впервые в истории отечественной и мировой педагогики Шацкий создал могучий педагогический комплекс, где по единому плану действовали учебно-воспитательные учреждения, педагогическое образование и педагогическая наука. Шацкий на примере своей станции демонстрировал, как должно быть организовано полноценное педагогическое образование, где студент - активный, увлеченный работник научно-учебно-воспитательного комплекса, добывающий знания не ради оценок и впрок, а для решения ежедневно встающих перед ним практических задач. Достижения Шацкого были широко известны в стране и за рубежом. Известный американский педагог, философ и социолог Д.Дьюи, приехав на станцию, не поверил своим глазам. Заподозрив показуху, обман, он просыпался утром раньше всех и тайком наблюдал жизнь детей и педагогов. Покидая станцию, он подарил Шацкому свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большего уважения к этой стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».
По образцу Первой Наркомпрос создал еще десять опытных станций в различных регионах России. Видимо, предполагалось по такому образцу реформировать всю систему народного образования, а Шацкий в последние годы своей короткой жизни руководил всеми опытно-экспериментальными учреждениями Наркомпроса (их насчитывалось более 200). В конце 30-х годов все опытные станции были ликвидированы.
Но дело Шацкого не исчезло бесследно. Частями, фрагментами оно возрождается в самых разных местах. В наибольшей мере это проявилось в Полтаве. В 1974 году с приходом молодого ректора И.Зязюна (в последующем он был министром образования Украины) в Полтавском пединституте им. В.Короленко (в свое время его окончили А.Макаренко и В.Сухомлинский) был начат эксперимент по реализации принципиально новой системы подготовки народных учителей, в основу которого положен опыт С.Шацкого.
Здесь на базе педвуза создали мощный научно-учебно-воспитательный комплекс, в составе которого детсады, школы, ПТУ. Установили прямые постоянные связи со всеми школами области. Разработана и осуществляется комплексная научно-практическая программа «Учитель (школа - педвуз - школа)», в ее реализации задействованы все факультеты и кафедры, весь профессорско-преподавательский состав и студенты. Она предусматривает поиск, отбор и довузовскую подготовку юных педагогических талантов во всех 300 школах области по специальной программе «Школа юного педагога», начиная с седьмого класса. Ее результатом становится принципиально новый порядок отбора абитуриентов: преимущество отдается выпускникам Школы юного педагога, которые зачисляются в студенты без всяких вступительных экзаменов. Вузу, отлично знающему своего будущего первокурсника еще с седьмого класса, нет нужды устраивать ему приемный экзамен.
Установлен новый порядок приема и для остальных абитуриентов: при отборе первокурсников главным стали не оценки вступительных экзаменов, а результаты оценки абитуриента квалифицированной экспертной комиссией по специально разработанным тестам: каков его нравственный уровень, любит ли он детей, обладает ли природными склонностями к учительской профессии, способен ли стать неформальным детским лидером, каков его физический облик, здоров ли он и т.п.
Важнейшим фактором профессионального становления является постоянная, начиная с первого курса, практика студентов в учебно-воспитательных учреждениях. Объемы и уровень этой пятилетней практики таковы, что к окончанию института его выпускник осознает себя как уже состоявшийся учитель.
Студентов активно вовлекают в научно-исследовательскую работу кафедр, выпускные экзамены заменяют дипломными работами научно-практического характера.
Один из результатов такой постановки дела таков: если к 1974 году более тысячи выпускников педвуза осело в Полтаве на различных непедагогических должностях и столько же учителей не хватало в школах области, то к 1984 году ни один выпускник предыдущего десятилетия не оставил школу своего назначения - в большинстве сельскую.
Руководитель группы преподавателей канадских университетов, посетившей Полтавский педагогический в 1984 г., профессор университета Британской Колумбии (г.Ванкувер) Г.Полевая (она бывала здесь и раньше) заявила: «Я видела немало педагогических учебных заведений в Японии, Великобритании, Индонезии, Западной Германии, Франции, США, других странах, но такого, как у вас, нет нигде. Полтавский пединститут и его ректор - уникальны в оригинальности и справедливости своей системы подготовки учителей...»
О стро назревшую ре-
форму педагогическо-
го образования сегодня нет нужды изобретать с нуля, с голого места. Прошлый и современный практический опыт, достижения педобразования - достаточно надежный фундамент для его реформирования, он указывает ясные направления. Назовем хотя бы некоторые из них.
Педагогические институты (университеты) преобразуются в научно-практические учебно-воспитательные комплексы, в которых объединяются до- и внешкольные учреждения, школы, ПТУ, педучилища, инженерно-педагогические техникумы, аналогичные факультеты технических вузов, институты усовершенствования учителей, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также психолого-педагогическая наука.
Педагогические комплексы помимо выполнения всей совокупности задач по подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров для всей системы народного образования и научно-преподавательских кадров для самих себя становятся также педагогическими центрами своих регионов.
Эти центры организуют в педагогическом отношении социальную среду своих регионов, руководят ею в этом отношении, работают с семьей, ведут психолого-педагогическое просвещение, образование родителей и т.п.
Педагогические комплексы столиц, крупных городов включают в свой состав школы и дошкольные учреждения деревенской глубинки, создают свои сельские отделения, филиалы.
Осуществляется тщательный отбор абитуриентов для всех ступеней педагогического образования. Имеется лишь один способ успешного решения этой задачи: отбор и довузовская подготовка всего контингента абитуриентов в школах педагогических комплексов.
Реформа педагогического образования - дело чрезвычайно сложное и крайне ответственное. Оно требует привлечения, концентрации мощных научно-практических, психолого-педагогических сил, специалистов других профессий и разработки их совместными усилиями комплексной программы развития педагогического образования. Прежде всего эта программа должна ответить на самые жгучие, главные вопросы современности: в каком обществе предстоит жить человечеству в XXI веке и каким должен быть человек в этом обществе?
*