Как учатся украинские школьники во время войны в Украине и за рубежом, с какими жалобами обращаются к образовательному омбудсмену родители и учителя и что должно сделать государство, чтобы украинские дети, особенно те, которые пошли в зарубежные школы, не потеряли украинское образование? Об этом ZN.UA говорило с образовательным омбудсменом Сергеем Горбачевым.
— Сергей Иванович, сколько украинских школьников сейчас находится за рубежом?
— По данным ООН, на 23 апреля 2022 года общее количество перемещенных за рубеж составляет почти 5,2 миллиона человек. Половина перемещенных, то есть 2,5 миллиона, — дети. Часть из них дошкольного возраста. Подавляющее большинство — школьного. Мы предполагаем, что за рубежом сейчас находится около двух миллионов школьников.
— Обязательно ли посещать зарубежную школу? Все ли дети, которые временно выехали в другую страну, обязаны учиться там в школах?
— Это зависит от страны. Я признателен нашему МИД, которое предоставило информацию об образовательной политике стран, принявших украинских перемещенных детей и их родителей. По этим данным, в подавляющем большинстве европейских стран все дети, которые находятся на территории этих стран, обязаны посещать школу.
Кто-то из детей старается одновременно учиться в местных школах и дистанционно в украинской, кто-то посещает субботние и воскресные украинские школы. Но это двойная нагрузка на детей, и потому часть из них учится лишь в местных школах. Это большая проблема, которая, к сожалению, пока что не осознана и не имеет решения. Потому что на самом деле мы можем потерять целое образовательное поколение, ведь очень много наших детей не имеют возможности учиться по украинским программам. Они теряют возможность обучаться на родном языке, теряют связь с родиной и имеют большие проблемы с получением документов об украинском образовании.
С одной стороны, мы признательны нашим партнерам, друзьям, которые предоставили приют украинским гражданам, а это большей частью мамы с детьми. А с другой — мы должны сейчас быстро договариваться о том, чтобы в механизмы получения образования в других странах были внесены некоторые изменения, которые будут учитывать интересы именно украинских детей.
— Почему украинские дети не смогут получить документы об образовании, если не учатся в украинской школе? По документам, принятым Минобразования, ученику достаточно принести оценки, которые он получал в другой школе, и их учтут в родной, когда будут выставлять итоги.
— Там другие программы: и по перечню предметов, и по возрастному распределению, и по критериям оценивания. Если ребенок учится в немецкой, французской или в любой другой школе, там преподают предметы, которые коррелируются с нашими образовательными программами. Это, например, биология, математика, химия, то есть точные науки. Но даже там есть очень существенные расхождения в содержании программ, распределении учебного материала по возрастным группам (классам), критериям оценивания и так далее. А если говорить о предметах гуманитарного цикла — истории Украины, украинском языке, украинской литературе, украинском искусстве, то их просто нет.
Зарубежные школы не наделены правом выдавать свидетельство о базовом среднем образовании и свидетельство о полном среднем образовании украинского образца. Выдавать эти документы может Международная украинская школа, которая осуществляет обучение детей, находящихся за рубежом, и координирует образовательный процесс в субботних школах, а также некоторые украинские субботние школы, с которыми Международная украинская школа имеет подписанный договор. С перечнем таких школ вы можете ознакомиться на вебсайте Международной украинской школы.
Школьники также имеют право до начала нового учебного года догнать образовательную программу по некоторым предметам и пройти годовое оценивание в украинской школе.
— Ребенок моих знакомых киевлян учится в начальной школе в Польше. То, что там сейчас изучают по математике, их ребенок проходил в украинской школе еще год назад. Так что даже математика не всем подходит. Вы говорите, что начинаете переговоры с зарубежными министерствами образования. Чего вы от них хотите?
— Будем просить, чтобы они дали возможность нашим детям получать образование по специальному механизму. Например, возможна модель, по которой наши дети ежедневно посещают школу в стране пребывания, а в определенные часы, например с 10:00 до 12:00, учатся дистанционно в украинской школе по украинским программам, с украинскими учителями. Но для этого нужно, чтобы были согласованы решения между Министерством образования и науки Украины и министерствами образования стран пребывания, нужны межгосударственные соглашения. Работа над ними продолжается, однако работать надо быстрее и решительнее, и обязательно информировать об этом общество, чтобы украинские родители, выбирая за рубежом школу для ребенка, хорошо знали все важные условия и последствия своего решения.
— Будут ли какие-то переговоры по поводу того, чтобы посещение иностранной школы не было обязательным для украинских детей в другой стране, даже там, где этого требует законодательство? Конечно, если такой ребенок дистанционно учится в украинской школе. Сейчас это проблема.
— Да, это действительно огромная проблема, и это тоже должно быть предметом разговоров. Надо договариваться, чтобы по справке из украинской школы или украинского органа управления образования ребенок имел право не посещать школу страны пребывания, поскольку он учится по нашей программе. Но здесь нужны изменения соответственно законодательству стран пребывания. И здесь очень быстро должно реагировать Министерство образования в сотрудничестве с Министерством иностранных дел. Насколько я знаю по собственному опыту сотрудничества с МИД, наши дипломаты настроены на это, они готовы это делать, но должны получить четкие советы, рекомендации образовательных экспертов о том, как именно это можно сделать.
Сейчас есть у нас небольшая неформальная группа специалистов, мы готовим определенные предложения, которые я как образовательный омбудсмен подам в Кабинет министров, Верховную Раду, офис президента, когда понадобится. Также знаю о разных похожих группах профессиональных экспертов, которые действуют в этом же направлении. Но эту деятельность надо координировать, объединять усилия, приглашать к сотрудничеству всех заинтересованных и компетентных людей.
Потому что насущность и опасность того, что мы просто сейчас теряем образовательное поколение украинских детей, пока еще не осознана в обществе как проблема. Конечно, у нас есть намного большая общая опасность — военная агрессия России, разрушение страны и гибель наших соотечественников. Но мы должны осознавать, что наша борьба — это борьба за будущее Украины. А наше будущее — это наши дети, наше образование. Мы должны гарантированно позаботиться, чтобы после победы у нас было поколение, которое будет украинским, а не немецким, чешским, польским и так далее, несмотря на все уважение к этим странам и признательность за их поддержку нашей борьбы.
Как образовательный омбудсмен я должен заботиться и защищать права не только детей, но и учителей. Если будут разработаны соответствующие механизмы, украинские учителя за рубежом смогут трудоустроиться для обучения наших детей в интеграционных классах по украинским программам. Но, к сожалению, у украинских учителей за рубежом сейчас очень большие проблемы с допуском к работе: потому что их квалификацию надо подтверждать в стране пребывания, а это весьма длительная и сложная процедура. Хотя здравый смысл подсказывает, что если украинский учитель работает с украинскими детьми по украинской программе, то национальное подтверждение в стране пребывания ему не нужно: у него все это уже есть — именно для работы с украинскими детьми. Некоторые страны сделали шаг навстречу такому логическому решению, но не все.
Как выбрать школу за рубежом: советы родителям
— К сожалению, влияние России за рубежом остается. Я читала ваши заявления о том, что некоторые школы для украинцев за рубежом организовывают россияне. И это якобы волонтерские проекты, которые поддерживают украинских детей.
— К сожалению, такие случаи есть. К счастью, распространены они не тотально, но жалобы на это от родителей я получаю. Россия сейчас поддерживает российские школы во всем мире, чтобы сохранить свое влияние на поколение. То есть мы спасаем детей от российских бомб и ракет, отправляем их в Европу, а они там падают под идеологический прессинг «русского мера». Эти школы иногда маскируются под украинские, даже с нашими флагами, вышитыми сорочками, но идеология у них российская. Поэтому следует внимательно выбирать школы для обучения.
— Посоветуйте родителям, которые выбирают место обучения для детей за рубежом, как выбрать школу (волонтерский проект или государственное заведение).
— Во-первых, надо попросить образовательную программу, спросить, на каком языке происходит обучение. Во-вторых, обязательно поинтересоваться, считают ли они Путина военным преступником. Я не шучу! И считают ли они, что Россия напала на Украину и что происходит агрессивная война. И классический вопрос — «Чей Крым?». Эти простые вопросы дают понимание того, следует ли отдавать ребенка в эту школу. Ну и еще один совет. Возможно, сначала родителям дадут «правильные» ответы, а потом могут тихой сапой продвигать что-то другое. Есть еще одна маркерная информация, которую надо спросить уже у ребенка: «Скажи, пожалуйста, как вам рассказывают: Россия и Украина — это один народ?» И ответ на этот вопрос действительно маркерный.
Список проверенных школ нам предоставило МИД, их перечень размещен на нашем вебсайте.
Обязательно ли писать заявление об отчислении из родной школы, если ребенок выехал в другой город или страну
— А теперь вопрос, который касается всех перемещенных детей, которые учатся не в родной школе, посещают они учебное заведение за рубежом или в другом, более спокойном регионе Украины. Мне рассказывали родители, что отдельные директора школ отчисляют детей из школы, потому что, дескать, те учатся теперь в другом городе. Но дети хотят быть дистанционно у себя в родной школе со своей учительницей.
— Это незаконно. Ребенка можно отчислить из школы лишь по заявлению родителей. И только. Это требование действующего законодательства. А таким директорам надо напомнить приказ МОН от 16.04.2018 № 367 «Об утверждении Порядка зачисления, отчисления и перевода учеников в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования». Настоящий приказ четко регламентирует порядок, когда ребенка можно отчислить. Если родители не пишут заявление об отчислении, то школа не имеет права отчислять ребенка. Поэтому пусть эти директора не занимаются произволом, а выполняют действующее украинское законодательство.
— Если ребенок учится в зарубежной школе, родители также могут не писать заявление на отчисление из украинской? Можно учиться и там, и там?
— Если есть возможность учиться и в украинской школе дистанционно, то, конечно, можно. Единственное — тогда надо согласовать образовательный процесс. Проблема в том, что и там, и у нас занятия начинаются утром. И надо выделить отдельное время для украинской школы. Выходом может стать запись уроков украинской школы, так называемое асинхронное обучение. Ребенок может их просматривать и сдавать какие-то зачеты. Но это означает дополнительную нагрузку — и на ребенка, и на учителя, что не очень хорошо. Нам нужно искать системные логистические решения, о которых я говорил выше.
— С какими еще проблемами обращаются к вам как образовательному омбудсмену родители школьников? Наверное, еще есть проблема с техническим оборудованием для дистанционного обучения: кто-то не смог взять из дому даже одежду и документы, не говоря уже о гаджетах.
— Конечно, это проблема. Я вам больше скажу: с ней столкнулись даже наши коллеги — Служба образовательного омбудсмена, которые вынуждены были оставить дома в местах, где велись активные боевые действия и сейчас есть разрушения, это Киевская область, Макаров.
Решить эти проблемы могли бы межгосударственные соглашения, согласно которым наши дети зачисляются в школу страны пребывания. Важно, чтобы наши дети могли какое-то время пользоваться для дистанционного обучения в украинской школе с украинскими учителями материальной базой школы за рубежом (кабинетами, оборудованием, компьютерами и т.п.). Для наших учителей, которые выехали за рубеж, это хорошая возможность трудоустроиться. Особенно для тех, кто больше не работает в своей украинской школе, даже дистанционно, и не получает там зарплату. Но здесь тоже есть серьезная проблема, которая до сих пор не решается. Украинские педагоги, работающие за рубежом (за единичными исключениями для тех, кто официально оформлен в Международной украинской школе), не имеют никаких прав. Например, права на педагогический стаж, повышение квалификации, оплату своего труда именно как учителя от Украинского государства. Непонятно также, как оплачивать их работу. То есть надо легализировать украинского учителя в стране пребывания. Важно, чтобы он не потерял свою работу в Украине и вернулся на нее позже. Здесь нужны специальные решения.
Обучение на временно оккупированных территориях: проблемы учителей и школьников
— У учителей, оставшихся на оккупированных территориях, тоже очень сложная ситуация.
— Это большая боль. Наши учителя на временно оккупированных территориях не могут работать в школах. Ко мне ежедневно поступает по несколько таких обращений, педагоги в отчаянии, они спрашивают: «Какие гарантии того, что мы будем восстановлены на работе, если мы сейчас в знак протеста и нежелания работать уволимся из школы? Восстановят ли нас потом на работе? А что будет с зарплатой, с нашим педагогическим стажем? Будет ли он прерываться? А что делать, если нас принуждают работать под дулом автомата?»
Хочу подчеркнуть самое главное: жизнь — самая важная ценность.
Я не могу давать каких-то советов по решениям в этих ужасных ситуациях. В каждой ситуации свое решение. Но однозначно не воспринимаю добровольное сотрудничество с оккупантом.
Но что делать людям, которых принуждают выходить на работу под дулами автоматов? Если им угрожают убийством? И мы уже видим, что это не просто угрозы: страшный опыт Бучи, Гостомеля, Бородянки, Мариуполя и других городов и поселков, о которых мы еще не знаем, это подтверждает.
Правильное решение, и это решение уже закреплено в приказе Министерства образования от 28 марта № 274, который предусматривает, что военные администрации или военно-гражданские администрации должны объявлять простой на временно оккупированных территориях.
Но большинство учебных заведений, органов управления образованием, которые находятся во временной оккупации, не имеют возможности объявить простой. Предполагаю, что часть управленцев не ознакомлены с настоящим приказом или ознакомлены, но не выполняют его. Поэтому я считаю, что нужно решение либо на уровне Кабинета министров, либо на уровне Верховной Рады, которое постановит четкий однозначный способ действия. Если территория оккупирована, то все учебные заведения, которые на ней расположены, объявляют простой. И тогда учителя имеют законное право не ходить на работу, но будут получать, минимум, две трети, а возможно, и полную заработную плату, соответственно действующему законодательству. Однако есть вопросы с начислением, выплатой заработной платы на этих территориях. Сейчас это практически невозможно. Ведь управленцы потеряли доступ к печатям, электронным цифровым подписям, программным системам начисления, казначейским счетам и т.п. для начисления заработной платы работникам сферы образования. Если заработная плата и будет начисляться, как ее смогут снять с банковских счетов? Банкоматы на временно оккупированных территориях не работают, расчеты в магазинах лишь денежной наличностью. И неизвестно, смогут ли учителя использовать эти средства или их получат коллаборанты.
В конце марта вступил в силу Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», в котором, в частности, указано: «Работодатель должен использовать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы». И дальше: «Если невозможно своевременно выплатить заработную плату вследствие ведения боевых действий, срок ее выплаты может быть отсрочен до момента восстановления деятельности предприятия». Поэтому надеемся, что эти вопросы будут решены после освобождения оккупированных территорий.
Еще одна проблема — это моральная поддержка учителей на временно оккупированных территориях. Я видел уместный и правильный месседж в их поддержку, который сделал достоянием гласности глава профильного парламентского комитета Сергей Бабак. Но, кроме заявления главы комитета, я думаю, было бы очень хорошо сделать такое заявление и другим органам власти. Однако пока что я не вижу публичной поддержки со стороны государства людей, которые работают в сложных условиях и подвергаются опасности…
— А как могут получить украинское образование дети, которые остались на временно оккупированных территориях? У них есть возможность учиться в украинских дистанционных школах, правильно?
— Вопрос обучения на временно оккупированных территориях чрезвычайно мучителен и для учеников, и для родителей, и для учителей. И я откровенно скажу, что не вижу сейчас полного решения проблемы, кроме освобождения наших территорий… Мы непременно выгоним оккупантов, но к тому времени надо искать компенсационные решения.
Один из вариантов — родители пишут заявление и передают в школу любым возможным способом, в частности присылают на электронную почту, присылают через мессенджер и т.п. Главное, чтобы у ребенка был интернет или гаджеты. А с этим на временно оккупированных территориях проблемы. Думаю, нам следует разрабатывать механизмы компенсации образовательных знаний.
Кстати, еще один вопрос, который меня прямо сейчас рвет на части. Некоторые очень креативные директора школ (чтобы не сказать «самодуры») требуют от учителей приезжать из-за рубежа и заполнять журналы. Прямо сейчас. А решение Черниговской городской власти о том, что все должны вернуться на рабочие места под угрозой увольнения, — это вообще за пределами здравого смысла. Что там делать учителям, если в самом Чернигове осталось очень мало детей, некоторые школы разрушены и нет даже надежного качественного интернета, а у кое-кого нет дома, дороги заминированы? Возвращаться, чтобы что?
— Сергей Иванович, правильно ли я поняла, что со всеми озвученными проблемами вы будете обращаться в Минобразования и к депутатам? Будете инициировать какие-то изменения в законодательстве, да?
— Я их уже инициирую. Собственно, уже есть обращение и не одно. Некоторые вещи требуют согласования. Я, например, еще месяц назад написал обращение к премьеру и министру образования с предложением создать координационный штаб для соблюдения прав в образовании в условиях военных действий. Вы понимаете, что очень многие решения, о которых мы сейчас говорим, требуют согласования между разными учреждениями и ведомствами — МИД, Минцифры, Минобразования, Минобороны, Государственной пограничной службой. И для этого формата координационный штаб весьма полезен.
Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.