Кризис на рынке рабочих профессий становится все острее, а потому все чаще речь заходит о необходимости реформировать систему профессионально-технического образования, которое, собственно, и готовит рабочие кадры. Первые шаги Министерство образования и науки уже сделало, но работы еще много.
Недостаток квалифицированных рабочих специалистов: в чем кроется проблема?
Дефицит рабочих профессий в Украине возник уже давно, и в последние годы эта тенденция лишь обострялась. Разрыв между спросом на рабочие профессии и их предложением на рынке труда стремительно возрастает.
По данным Государственной службы занятости (далее - ГСЗ), на протяжении 2017 г. незакрытыми оказались почти миллион вакансий, о которых заявили работодатели. Преимущественно это были позиции квалифицированных рабочих, работников сферы услуг и работников сельского хозяйства. За последние три года количество таких вакансий утроилось, но они так и остаются незакрытыми, поскольку нужных специалистов часто просто физически нет на рынке труда.
Кроме того, на ситуацию влияют и сугубо демографические факторы: на некоторых предприятиях средний возраст работников ряда профессий приближается к пенсионному (в среднем по Украине каждому шестому экономически активному лицу более 50 лет), т.е. рабочая сила в производственном секторе стремительно стареет, как и в целом по стране.
Очень актуализировалась проблема качества имеющейся рабочей силы: часть работников недостаточно квалифицированы, а те, у кого есть надлежащие навыки, ищут работу за рубежом, преимущественно в Польше и Чехии. По оценкам Национального банка Украины (далее - НБУ), средний уровень заработной платы в Польше превышает украинский почти в четыре раза, что вместе с политикой Польши по облегчению режима трудоустройства для наших граждан привело к тройному росту потока мигрантов из Украины в эту страну в 2014–2016 гг.
Особенно острая проблема с качеством выпускников профессионально-технических учебных заведений (далее - ПТУЗ). Среди причин - общее падение престижности рабочих профессий; устаревшая материально-техническая база ПТУЗ; отток квалифицированных преподавателей из этой сферы (что привело к разрыву поколений молодых неквалифицированных кадров и старых профессионалов); оторванность системы ПТО от бизнеса (производства), что не позволяет учащимся ПТУЗ проходить практику на современных производствах; ряд других факторов.
Как результат - хроническая неспособность системы ПТО готовить рабочих, которые отвечали бы требованиям современных технологических производств и были бы востребованы на рынке труда.
Украинское профтехобразование: где "узкие места"?
Система профессионально-технического образования обеспечивает допрофессиональную, первичную профессиональную подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации рабочих для разных отраслей экономики (самые главные направления - промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг, торговля, транспорт, ЖКХ, сфера связи).
Однако с 2013 г. количество ПТУЗ сократилось почти на 20%, а количество слушателей - почти на 30%. Причин этого явления много, в частности:
- относительная непрестижность профтехобразования по сравнению с вузом;
- неудовлетворительная материально-техническая база многих ПТУЗ (в частности в связи с передачей финансирования на местный уровень, где не хватает средств на поддержку финансирования на должном уровне);
- оторванность системы ПТО от потребностей рынка труда из-за зарегулированности со стороны государства подготовки специалистов рабочих профессий и системы сертификации специальностей, которая не отвечает потребностям рынка труда;
- миграционные процессы - как внутренние (уровни: "сельская местность - город", "оккупированные территории - Украина"), так и внешние (трудовая миграция за рубеж).
Как государство планирует реформировать ПТО?
Государство пытается решить проблемы ПТО и точечными мерами, и глубинным реформированием сектора. С ноября 2016 г. правительство утвердило перечень профессий общегосударственного значения, приоритетных для развития экономики страны, подготовка специалистов по которым в системе ПТО осуществляется за средства государственного бюджета.
Сейчас в списке 19 профессий, и на подготовку специалистов по ним в государственном бюджете на 2018 г. выделено почти 120 млн грн. Кроме этого, на 2018 г. вдвое увеличено финансирование на модернизацию ПТУЗ, из них 100 млн грн выделили на создание современных учебно-практических центров на базе учреждений профессионального образования.
Одновременно с ускоренными шагами правительство старается осуществить и долгосрочную реформу сектора профтехобразования, которая в основном заключается во введении т.н. дуального профессионального образования. В целом реформа предполагает реорганизацию и укрупнение учреждений ПТО; просмотр государственных стандартов подготовки специалистов конкретных профессий; создание на базе ПТУЗ современных учебно-практических центров, в частности и с привлечением инвестиций работодателей; создание центров оценивания профессиональной квалификации, а также проведение кампании по восстановлению престижности рабочих профессий (конкурсов профессионального мастерства, ярмарок профессий и т.п.).
Подробнее реформа системы ПТО должна быть изложена в Концепции современного профессионально-технического образования, которую готовит МОН и которая сейчас пребывает на этапе внутреннего обсуждения (однако до сих пор она не доступна публично). Она должна охватить вопрос создания новой модели финансирования и управления ПТУЗ, предусмотреть привлечение работодателей к финансированию и модернизации процесса обучения с учетом потребностей компаний в квалификации и компетенции будущих работников (в том числе в формате государственно-частного партнерства), а также предоставление учебным заведениям большей автономии (полномочий по формированию регионального заказа), что позволит оперативнее учитывать запросы работодателей конкретного региона. После доработки концепция должна стать основой для нового закона "О профессиональном образовании".
Пока что реформа апробируется на уровне пилотных проектов: в частности, в 2015 г. был запущен пилотный проект внедрения дуальной формы обучения на базе трех ПТУЗ, которые готовят специалистов по специальностям "маляр", "повар" и "токарь". Выпуск трех экспериментальных групп в 2017 г. дал без преувеличения положительные результаты: 97% выпускников были трудоустроены, а учебные заведения уменьшили свои затраты на коммунальные услуги и учебные материалы благодаря налаживанию сотрудничества с работодателями.
Как результат в 2017–2018 гг. этот проект масштабировали на еще 49 ПТУЗ, и теперь экспериментом охвачены 52 учебных заведения в 25 регионах, которые готовят специалистов по 54 рабочим профессиям. К организации профессионально-практической подготовки привлекли более 300 работодателей.
В 2018/2019 учебном году планируется эту систему распространить в более 100 ПТУЗ и значительно увеличить перечень рабочих профессий, который они охватывают.
Реформировать по-европейски: что еще надо изменить?
В целом реформирование системы ПТО в Украине осуществляется в сотрудничестве с European Training Foundation (ETF), которая в течение 2016-го - февраля 2018 г. подготовила "зеленую" книгу и отчет, где основательно расписаны проблемы сектора ПТО в Украине, а также предоставлены рекомендации.
Вот главные из них для осуществления реформы системы ПТО по модели, которая действует в ЕС.
Необходимо создать эффективное многоуровневое управление в системе ПТО
Сейчас система управления и финансирование системы ПТО фрагментарна. Система регионального заказа, введенная в 1998 г. для определения бюджетов, кадрового обеспечения и объемов зачисления учащихся в системе ПТО, уже устарела и требует серьезного усовершенствования. Также есть серьезные проблемы с моделью финансирования учреждений ПТО. Некоторые учебные заведения получают достаточно средств, а некоторые хронически недофинансируются. Ключевой для управления системой профессионального образования является роль местных органов, в частности региональных советов профессионального образования.
Провести оптимизацию региональных сетей ПТО
Вариантом такой оптимизации может стать разработка стратегии укрупнения учебных заведений, что позволило бы создать центры сотрудничества с производством и дало бы толчок развитию государственно-частного партнерства.
Обеспечить автономию учреждений профессионального образования
Должного уровня автономии учебных заведений можно достичь, заменив существующие штатные расписания и внедрив новые практики для измерения результативности, обеспечения качества и самооценивания, а также предоставить учебным заведениям полномочия принимать решения по таким вопросам, как кадровые ресурсы, учебные планы, финансы. Директора ПТУЗ должны иметь полномочия назначать плату за услуги или привлекать средства за счет лучшего реагирования на потребности местного рынка труда для финансирования разработки новых учебных курсов, приобретения современного оборудования и мотивирования талантливой молодежи приобщаться к профессии.
Запустить механизм государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство может быть практическим механизмом для общего использования ресурсов, таких как оборудование, лаборатории, мастерские, а также для разработки новых программ профессионального образования, обучения на производстве, планов регионального и отраслевого развития. Следует изучать технические вопросы и начинать инициативы для введения такого партнерства на практике.
По предварительным оценкам, на реализацию реформы системы ПТО, децентрализации профессионального образования и обучения Украине понадобится около пяти лет.
Система дуального обучения в ЕС (на примере Германии)
Упомянутую выше систему дуального образования изобрели и апробировали в Германии в 1960-х. На сегодняшний день дуальная система образования введена почти в 60 странах мира и применяется в Австрии, Швейцарии и Дании, где примерно 40–50% молодежи одного года рождения учатся по дуальной системе. В Германии почти две трети учащихся дуальной системы проходят обучение на средних и крупных предприятиях, из них две трети потом остаются работать на предприятиях, где проходили практику. Немецкие предприятия ежегодно заключают свыше 0,5 млн соглашений относительно профессионального образования, инвестируют в эту сферу более 30 млрд евро и в целом закрывают своими средствами до 55% от общей суммы затрат на систему ПТО в стране. Система дуального обучения предусматривает элементы, которые закреплены в законодательстве и имеют поддержку со стороны бизнеса, социальных партнеров, государственных органов и образовательных учреждений, а именно:
- составляется трехсторонний договор о профессиональном обучении (предприятие - учащийся - профессиональная школа), которые выдают и регистрируют торгово-промышленные палаты (далее - ТПП);
- 70–80% общего времени обучения ученики проводят на производстве: три-четыре дня в неделю - на предприятии и один-два дня - в учебном заведении;
- основные затраты на профессиональное обучение несет предприятие, в том числе выплачивает компенсацию инструкторам, которые отвлекаются от основной работы на наставничество, а также вознаграждение ученику (в размере 80% от уровня заработной платы квалифицированного рабочего, что составляет от 300 до 800 евро в месяц);
- государство может стимулировать подготовку специалистов по приоритетным специальностям (по его мнению), выплачивая за это предприятиям разные виды государственных субсидий;
- итоговый контроль знаний учащихся осуществляется независимыми комиссиями торгово-промышленных палат, чтобы предотвратить манипуляции со стороны учебных заведений и предприятий;
- после сдачи экзаменов выпускник получает сразу три свидетельства: от профессиональной школы, предприятия и государственно признанное свидетельство о профессии от торгово-промышленной палаты.
Курс обучения обычно длится от двух до трех с половиной лет: как указано выше, один-два дня в неделю (либо же несколько недель подряд) учащийся проводит в учебном заведении (Berufsschule), где он приобретает исключительно теоретические знания, необходимые для овладения будущей профессии. А еще три-четыре дня ученик проходит практическое обучение на производстве (предприятии), где у него есть возможность получить не только углубленные технические знания, но и навыки непосредственной работы с оборудованием, что значительно повышает шансы получить работу после учебы. Важно то, что учебные программы учебного заведения (теоретическая) и предприятия (практическая) скоординированы между собой (т.е. теория отвечает практическим занятиям) и регулируются соответствующим законодательством. При этом наполнение учебной программы довольно гибкое, и работодатель имеет возможность вносить в нее изменения, адаптируя к потребностям конкретной компании.